Войти
Берись и делай
«Про бизнес.» 5 августа 2015 2

Как оставить хорошую работу по найму и уйти в собственный бизнес в разгар кризиса. Личный опыт Риты Медведь

Директор Бизнес-школы «Капитал» Рита Медведь больше восьми лет делала успешную управленческую карьеру. Руководила службами маркетинга известных компаний. Работала директором по развитию автоцентра «Атлант-М Британия», заместителем гендиректора по маркетингу Группы «Сквирел». В декабре 2014 года, когда экономику накрыл нынешний кризис, Рита неожиданно для работодателей и коллег ушла в свое дело. Поменяла надежную позицию топ-менеджера на стартап в сфере бизнес-образования (сфера от кризисов страдает одной из первых). В интервью «Про бизнес.» она поделилась своими мыслями, почему многие люди, которые хотят открыть свое дело, не могут на это решиться, как преодолеть препятствия на пути к цели, и к чему нужно быть готовым.

Рита Медведь. Фото из личного архиваРита Медведь. Фото из личного архиваРита Медведь. Фото из личного архива
Рита Медведь. Фото из личного архива

Об увольнениях и страхе покинуть «зону комфорта»

– Парадокс в том, что через год-два люди, которые сегодня радуются, что их миновала первая очередь увольнений, могут позавидовать тем, кто уволился и использовал время, когда рынок меняет конфигурацию.

Ведь что происходит в белорусских компаниях во время кризиса? Большинство из них ложится на дно, избегает резких движений, перемен. А какие в «закуклившемся» бизнесе возможности для профессионального роста? Фактически, нулевые.

Рано или поздно кризис закончится, рынок изменится. А специалист обнаружит, что отстал от поезда, потерял квалификацию, драйв. А некоторые из бывших коллег, ушедших на вольные хлеба или попавших под сокращение и вынужденных сражаться за место под солнцем, будут стоить на рынке труда гораздо дороже.

Но давайте рассмотрим проблему шире. «Наши» люди даже в благополучные времена страшатся покинуть «зону комфорта». На Западе, если ты работаешь в одной фирме на одной позиции дольше двух-трех лет, о тебе начнут говорить: с ним что-то не так! Человек не хочет развиваться, расти. А белорусские рекрутеры и работодатели видят громадный минус, если у тебя в трудовой книжке большое количество записей. Хотя на самом деле среди людей с длинным послужным списком много специалистов с уникальным опытом и желанием самореализоваться. Чем это плохо для владельца бизнеса?

Больше всего обидно за тех, кто профессионально созрел для открытия своего дела, ухода в новый проект, стартап, но не верит в свой шанс.

Кроме страха перемен, мешают отсутствие четкого видения своих целей, своей мечты. Над этим нужно отдельно поработать. И еще – элементарная лень: ведь понятно, что на себя придется «впахивать» в два-три раза больше, чем на работодателя. Не на кого будет переложить дела, часто не у кого спросить совета.

Фото с сайта kifozavr.livejournal.com
Фото с сайта kifozavr.livejournal.com

Недоброжелательность государства по отношению к предпринимателям, на которую часто ссылаются, – не отдельный фактор, а всего лишь повышающий коэффициент к фактору страха.

Когда следует что-то менять

Наверное, чистых предпринимателей – азартных людей, готовых постоянно экспериментировать, запускать новые проекты, пробовать новые возможности – действительно процентов 10–15% от населения любой страны. Но тех, кто способен создать свой бизнес и сделать его успешным – гораздо больше. Есть многочисленные варианты семейного бизнеса. Можно работать в одиночку: например, продавать свои экспертные знания. Можно, будучи хорошим специалистом, собрать небольшую команду и взять перед ней ответственность за результат и т.д.

Кстати, часто люди задумываются о собственном бизнесе, чтобы обеспечить себе дорогую машину и прочие материальные блага. Однако все это может быть доступно и наемным работникам. Все зависит от уровня квалификации и востребованности. Критерий – уходить не уходить с нынешнего места работы – простой: спроси себя, от чего получаешь удовольствие. Нравится работать в команде? Видеть, как твой вклад влияет на общий результат? Продолжай карьеру специалиста. Перестала вдохновлять профессия? Смени ее. Вот моей знакомой предложили очередное повышение – до уровня директора по маркетингу крупной компании. А она сделала резкий разворот и воплотила давнюю мечту: ушла менеджером по организации событий в небольшое агентство. Прошел год – и она по-прежнему совершенно счастлива.

К чему нужно быть готовым

Покидая стабильный, налаженный бизнес, в котором вы работали по найму, надо быть готовым, что в начинающей компании те же самые бизнес-процессы происходят по-другому. К примеру, чтобы «продавить идею» в крупной компании, тебе достаточно убедить одного человека. В стартапе ты должен «продать» идею каждому – да и то, назавтра половина коллег может передумать. Даже у руководителя стартапа не хватит ресурса власти, чтобы автоматически «продавить» результат. Приходится договариваться с каждым в отдельности.

Фото с сайта piroclub.ru
Фото с сайта piroclub.ru

Также нужно быть готовым, что твой круг общения резко изменится. Ты обнаружишь, что многим «друзьям» был интересен, пока занимал важный пост в крупной компании, был медийной фигурой и др. А сейчас ты пока никто. И неизвестно, состоишься ли как успешный бизнесмен. 

Многие, особенно экстраверты, потерю интереса к себе переживают очень болезненно. Хотя, в конечном счете, очистка жизненного пространства от равнодушных к тебе людей – идет только на пользу.

Слушать себя нужно всегда. Любишь трудиться в одиночестве и глубоко погружаться в работу? Сконцентрируйся, сделай попытку стать мастером.

Радуешься, когда люди достигают результата с твоей помощью (а затем – и без нее)? Твой путь – карьера менеджера. Только не забывай, что одной фирмой она не должна ограничиваться… Нравится воплощать законченные проекты от начала до конца? Есть идеи, как сделать мир немножко лучше? Открывай свое дело.

Как преодолевать препятствия

Крайне важно найти для себя заинтересованного, доброжелательного советчика, партнера. Человека, который готов вникнуть в твои проблемы, предложить свой взгляд со стороны, подсказать выход из трудной ситуации. Лишь немногие люди самодостаточны настолько, чтобы самого себя направлять, мотивировать, оценивать и т.д.

Фото с сайта smalta.uz
Фото с сайта smalta.uz

В этом смысле идеальный вариант – семейный бизнес. Так, одна моя знакомая пара основала пекарню, другая – кофейню. То, что они имеют возможность проговаривать с партнером свои проблемы – дает им большую фору. Но предприниматель-одиночка тоже в силах найти себе опытного наставника, ментора. Важны искренность, откровенность и готовность не только брать, но и отдавать. В крайнем случае, не стесняйтесь обратиться к коучу.

Чем может помочь бизнес-образование

Человеку, который решился открыть свое дело, бизнес-образование будет полезно на трех этапах.

На первом – поможет накопить, систематизировать, разложить по полочкам критическую массу базовых знаний.

На втором этапе ты начинаешь искать не столько знания, сколько интерактивную среду для генерации новых бизнес-идей. Ты выбираешь такие форматы обучения, где созданы лучшие условия для общения и обмена опытом. Где участники могут совместно решать бизнес-задачи друг друга. На этом этапе главный результат обучения – не сертифицированный диплом, не систематизация знаний, а список новых бизнес-идей.

На третьем этапе главными становятся философия, ценности бизнеса, его социальная ответственность, экологичность и др. Инструменты бизнеса и работающие идеи и сейчас важны. Но грамотно формулировать и распространять ценности своего бизнеса – еще важнее.

Что важнее, чем бизнес-идея

Идеи важны всегда. Но еще важнее – реализация. Причем, в процессе реализации идея преобразуется, так как сама среда успевает измениться.

Мне было любопытно наблюдать, как «Якобс» и «Нескафе» почти одновременно вывели на белорусский рынок интересный продукт – кофе молотый в растворимом. Но все же «Якобс» стартовал немного раньше. Поэтому «Нескафе» пришлось буквально на ходу перестраивать свою маркетинговую кампанию. Очевидно, это потребовало дополнительных издержек.

Фото с сайта tea-coffee.golden-leaf.ru
Фото с сайта tea-coffee.golden-leaf.ru

Можно ли:

Совмещать работу по найму и собственное дело? Я не очень верю, что попытки усидеть на двух стульях ведут к успеху. Стартап – это как маленький ребенок. Первое время «родители» должны им заниматься каждую минуту.  Вряд ли стартап «взлетит», пока вы сами не рискнете оставить «насиженное» место.Понятно, что уход должен быть продуманным и подготовленным. Ведь, как минимум, первый год придется работать в «ноль» или в «минус». Вам понадобятся финансовые накопления, чтобы на что-то жить. Я уж не говорю про стартовый капитал. Это для открытия микро-бизнеса хватит и нескольких сотен долларов. А на запуск производственного проекта потребуются десятки, сотни тысяч, а то и миллионы долларов.

С инвестициями в нашей стране всегда было сложно. Но те, кто ищет – находит. Даже в кризис.

Увести клиентов от работодателя? В хорошую компанию клиенты все равно вернутся. Потому что именно она создавала выгодный бэкграунд для специалиста, обеспечивая стабильно высокое качество продукта. Чтобы достичь того же уровня сервиса, такого же доверия клиентов, «беглецу» понадобятся годы.

Лишь в отдельных видах бизнеса – таких как услуги по ремонту автомобилей, пошиву одежды, приготовлению еды – есть шанс увести клиентов с собой. Главное потом – их сохранить. Сохранил – выжил, нет – прогорел.

Фото с сайта afportal.ru
Фото с сайта afportal.ru

Уйти в свое дело, а потом вернуться? Конечно, это не провал. Во-первых, человек больше никогда не будет жалеть, что не попробовал воплотить свою мечту. Во-вторых, он принесет с собой новый опыт. К чисто профессиональным компетенциям добавится понимание механики бизнеса. Это очень ценный сплав.

Когда я работала маркетологом в компании – мыслила исключительно проектами и «медальками» за их выполнение. Сегодня задаю себе более серьезные вопросы. Как повлиял конкретный проект на общий результат? Какой импульс дал бизнесу? Какой эффект принес клиентам?

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Marina Alisher5.08.2015

Пример таких людей как Рита вдохновляет и мотивирует!

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент