18 апреля
25 лет с А1: в честь своего дня рождения компания поздравила своих первых абонентов
19 | 4 | 10 |
Почему важно выстроить финансовую модель бизнеса и какие вопросы она помогает решать. Примеры из практики приводит Александр Кондрашонок, директор департамента консалтинга Агентства стратегического и экономического развития.
– Из-за высокой волатильности рынков и постоянно меняющейся конъюнктуры собственникам и топ-менеджерам сложно следовать определенной, утвержденной долгосрочной стратегии. Поэтому во многих компаниях активно применяется механизм финансового моделирования. Он позволяет построить разные сценарии развития в зависимости от изменения внешних параметров. В такой системе управления финансовая модель – производная от утвержденной стратегии.
Считается, что финансовое моделирование – прерогатива финансовых служб. Если в крупных компаниях с налаженным управленческим учетом зачастую это так, то в малом и среднем бизнесе топ-менеджмент активно использует рабочую финансовую модель. Чтобы получить оперативную аналитическую информацию и быть гибким в управлении. Навыки финансового моделирования позволяют собственникам и руководителям видеть реальную картину бизнеса.
Расскажу, в каких случаях помогает финансовая модель и какие направления она может включать.
В периоды кризиса и снижения выручки компании менеджмент, безусловно, стремится сокращать расходы. Оптимизация затрат может решаться несколькими способами:
Без понимания, какие последствия повлекут те или иные решения о снижении затрат, компания может получить серьезные проблемы.
Пример. Компания в сфере телекоммуникаций приняла решение в период кризиса снизить сотрудникам зарплату. У нее был небольшой штат специалистов с высоким уровнем квалификации и заработной платы. При этом общий фонд оплаты труда занимал 3-5% в структуре затрат компании (основной удельный вес в затратах занимала амортизация дорогостоящего оборудования, проценты по кредиту).
Через некоторое время начался отток кадров. Ушедших сотрудников было тяжело заместить новыми, т.к. предложение на рынке труда по требуемой специализации небольшое.
В результате снижения затрат на ФОТ, себестоимость продукции незначительно снизилась (менее чем на 1%). Это практически не сказалось на финансовом результате компании. Но при этом возникли проблемы с функционированием бизнеса в целом.
Бизнес компаний может состоять из нескольких направлений. Одни являются более успешными, другие – менее. Менеджер, который курирует определенное направление, зачастую просит у руководителя или собственника дополнительных финансовых вливаний в развитие своего продукта, найм новых людей, расширение офисных помещений, инвестиций в прирост оборотного капитала и т.д.
Финансовая модель компании позволяет собственнику и руководителю принять решение, как правильно перераспределять финансы компании между продуктами, какие направления стоит развивать, а от каких – отказаться.
Пример. Компания, производящая продукты питания для животных, решила снизить на 40% объем производства продукции для кошек. Это приносило 60% выручки, однако по итогам календарного года оказалось менее рентабельным, чем остальные продукты.
В результате компания через 1,5 года не смогла профинансировать обязательства по банковскому кредиту. Поскольку при снижении совокупного объема производства возросли постоянные затраты на единицу продукции. Это вызвало нехватку средств.
Финансовая модель компании помогает принимать верное решение, как правильно с максимальной доходностью распорядиться свободными средствами, а также как избежать возможных неплатежей по кредитам в будущем.
Пример. Сельскохозяйственная организация привлекла долгосрочный кредит на строительство молочно-товарной фермы. Сроки затянулись – и комплекс был запущен с опозданием на 8 месяцев. Через 2 года компания должна была погашать основной долг по кредиту. Однако не смогла к этому времени выйти на прогнозируемый объем производства – достаточный, чтобы обеспечить финансирование основного долга. То есть не нашла всей суммы для погашения. Из-за отсутствия реальных прогнозов выручки и без заблаговременной работы с банком по реструктуризации долга организация получила серьезные финансовые трудности.
Финансовая модель позволяет собственнику бизнеса, прежде всего, получить реальное представление – насколько успешна его компания и будет ли она расти в будущем.
Прогнозирование финансовых результатов может осуществляется для:
Планирование финансового результата компании также позволит собственнику прогнозировать на определенный промежуток времени его личные доходы, например, получаемые в виде дивидендов.
Понятно, что для выполнения плана производства и продаж компания должна иметь достаточный объем оборотных средств. Сегодня проблема дебиторской задолженности для белорусских компаний является очень острой. И это, в том числе, связано с неэффективной работой с дебиторами.
Финансовая модель позволяет увидеть длительности циклов производства и реализации продукции, сроки выплаты заработной платы и т.д.
Пример. Мебельная компания предоставила покупателю отсрочку части платежа (50%) за поставляемую продукцию на 30 дней. При этом срок расчета компании (100% суммы) перед поставщиком – 15 дней с даты отгрузки.
При такой схеме взаиморасчетов у компании будет наблюдаться нехватка оборотных средств для закупки новой партии товара и в дальнейшем – просроченная задолженность перед поставщиком.
Компания, перед тем, как инвестировать средства в новый проект, должна понимать, когда окупятся инвестиции, как повлияет реализация проекта в целом на бизнес компании, будет ли инвестпроект эффективным с учетом изменчивости внутренней и внешней среды.
Это можно определить, построив финансовую модель. Она позволит собственнику выбрать наиболее перспективную из нескольких идей и принять правильное решение – какой проект из ряда альтернативных будет наиболее привлекательным для инвестиций и менее рискованным.
Оценка бизнеса может быть актуальна по разным причинам:
В инвестиционном банкинге, один из наиболее распространенных методов оценки – доходный метод. При его использовании финансовая модель не только «увязывает» экономические показатели всего бизнеса (с выделением продуктовых групп, проектов, направлений, центров финансовой ответственности), но и позволяет спланировать генерируемые потоки денежных средств.
Стоимости компании (рассчитанная с использованием модели дисконтированных денежных потоков) = величина генерируемых доходов – стоимость долга.
18 апреля
25 лет с А1: в честь своего дня рождения компания поздравила своих первых абонентов
17 апреля
«Чего хотят женщины»: Белагропромбанк запустил пакет услуг для женщин в бизнесе
17 апреля
Выпадают волосы? В Турцию ехать не обязательно! Рассказываем о методиках медцентра «КОДЕРМ»
17 апреля
Пора на RACE! БНБ-Банк приглашает собственников и руководителей бизнеса на конференцию в Минске
16 апреля
Как выстраивать сильный бренд на белорусском рынке? Узнали у лауреатов премии «Бренд Года»
15 апреля
МТС в 2023 году: устойчивое развитие, инновации и новые вершины успеха
15 апреля
Элит Эстейт и Тинькофф заключили крупную сделку на рынке офисной недвижимости
12 апреля
Виртуальный офис по подписке: А1 предоставил доступ к услуге Яндекс 360 для бизнеса