Войти
Берись и делай
«Про бизнес.» 1 октября 2015 1

Как начинающим веб-студиям прорваться на рынок и удовлетворить заказчика. Советы директора «Нового сайта»

Какой интернет-сайт хотят видеть компании. Что важно учитывать начинающим разработчикам сайтов, которые решили открыть веб-студию. Опытом делится Алексей Шоркин, директор компании «Новый сайт».

Алексей Шоркин. Фото из личного архива
Алексей Шоркин. Фото из личного архива

– Своим бизнесом по созданию сайтов я занялся в 2003. И надо сказать, что отрасль существенно изменилась за это время: многое, что было тогда актуально, сегодня уже не имеет значения. А то, что сейчас в тренде, в те времена было только мечтами (и то у самых смелых). 

В этом материале я хочу рассказать про ключевые вещи, которые, надеюсь, помогут молодым компаниям в веб-разработке в их становлении и развитии.

Раньше многое было иначе, и в первую очередь – требования к сайтам компаний были гораздо, гораздо менее серьезные, чем сейчас. Для корпоративного сайта достаточно было нескольких страниц со стандартным содержанием: о компании, история, услуги и контакты.

Сегодня речь часто идет о больших многостраничных сайтах: со сложной структурой и очень широкой функциональностью, с адаптивными версиями под мобильные устройства, с различными информационными блоками и онлайн-формами, которые должны быть синхронизированы с внутренним ПО компании и сторонними системами. И все это в стильном, тщательно выверенном дизайне и желательно с пониманием UX (личное восприятия и степень удовлетворенности пользователи от функционала и внешнего вида сайта – прим. «Про бизнес.»).

Фото с сайта bravarb.com
Фото с сайта bravarb.com


Раньше созданные сайты запускались и существовали в изначальном виде годам и мало кто мог сказать, действительно ли эти страницы нужны и выполняют ли они свои функции. Работа над сайтом заканчивалась с подписанием акта выполненных работ.

Сегодня все чаще создаются проекты настолько крупные, что запускать их приходится поэтапно. А после запуска идет постоянное их развитие и улучшение – порой оно продолжается годами. Все это потому, что очень активно меняются требования посетителей и самих компаний, меняются технологии, изменяется даже «способ доставки» сайтов. Во многих сферах объема мобильного трафика уже больше половины от всего количества. А завтра мобильность может стать ключевым требованием к сайтам.

Поэтому мне кажется, что сегодня начать бизнес, аналогичный нашему, сложнее. Но это не значит, что невозможно. Достоинства бизнеса в том, что у него низкий входной порог.Для старта достаточно небольших инвестиций. Не нужно закупать дорогостоящее оборудование или товары, арендовать склад или нанимать много людей. Сегодня нужен:

  • Небольшой офис
  • 2 программиста
  • 2 дизайнера и несколько компьютеров

И бизнес по созданию веб-проектов можно считать открытым.

Фактически сегодня, при особом желании и энтузиазме, первоначальных расходов может вообще не быть. Например, один человек с ИП берет на себя основную организационную часть (поиск покупателей, переговоры, оформление и координация работы других специалистов).А остальные при этом работают первое время из дома – у всех ведь есть компьютеры и скоростной интернет. Для этого не нужно закупать дополнительное оборудование, даже снимать офис и т.д.

Специализация

Сегодня на начальном этапе бизнеса эффективной стратегией может стать узкая технологическая специализация. Сразу, без опыта и портфолио, учитывая состояние рынка, получить серьезного клиента вряд ли получится. А крупный проект можно попросту не потянуть.

Фото с сайта komus.ru
Фото с сайта komus.ru

Зато можно собрать небольшую, но хорошую команду, которая будет решать узкие вопросы веб-разработки, но делать это вначале на высоком, а впоследствии и на высочайшем уровне. Например, это может быть:

  • Верстка или дизайн
  • Анимация
  • Разработка мобильных версий сайтов

На первом этапе такие услуги можно продавать крупным студиям, а параллельно с этим учиться на практике (узнавать особенности проектов, разбираться в тонкостях веб-разработки для различных отраслей, нарабатывать опыт). Со временем можно начинать расти «вширь» и пробовать брать целые проекты напрямую.

К сожалению, на нынешнем этапе развития отрасли лучшие примеры организации онлайн-бизнеса и создания эффективных сайтов приходят к нам из-за рубежа.Например, дизайнеры нашей компании именно так и наращивали свою экспертизу – детально изучая лучшие онлайн-проекты США и Европы, в последние годы – и на просторах СНГ.

Начинать изучение рекомендую с сайтов компаний, которые лидируют в конкретной отрасли, имеют высокую посещаемость и описаны в статьях отраслевых журналов.Для поиска можно использовать рейтинги сайтов (и общие, и отраслевые). Например, в отрасли онлайн-продаж обуви хорошим объектом для изучения будет zappos.com.

Скриншот с сайта zappos.com
Скриншот с сайта zappos.com

Особенно интересно рассматривать проекты в историческом ракурсе: серьезные сайты развиваются и улучшаются постоянно, а порой и переделываются полностью раз в несколько лет.  Это признак того, что они востребованы, среди них постоянно увеличивается конкуренция за посетителя и потенциального покупателя.

Специализация со временем может стать и отраслевой. Например, наша компания на начальном этапе бралась за все проекты, которые попадались: каталоги, корпоративные сайты, промо-страницы и проч. Со временем решили, что нам интереснее всего работать с интернет-магазинами. И сконцентрировались в первую очередь на них – они стали нашей основной специализацией.

«Специализация» подразумевает не просто работу с определенными видами сайтов, но и постоянное развитие в этих направлениях. Развитие не только как «технарей», но и как экспертов, консультантов и бизнес-партнеров наших заказчиков.

Еще одна «специализация» нашла нас сама: банки по-новому взглянули на свои сайты, поняли потенциал онлайн-каналов привлечения клиентов и стали искать профессиональные студии для новых проектов. Когда-то мы и не думали делать функциональные, сложные, яркие сайты для банков. Просто в какой-то момент пришел заказ на один из таких ресурсов – и зародилась наша вторая, банковская, специализация. Пробный проект понравился и заказчикам, и нам самим.

Кстати, о банковских сайтах. У них есть своеобразный отраслевой парадокс: вроде все банковские услуги и продукты одинаковы внешне и, соответственно, сайты теоретически тоже будут получаться похожие как две капли воды. Но на самом деле, это только кажется со стороны: ведь банки между собой заметно отличаются – потому и каждый новый сайт со «своим характером», особенностями, фишками. У каждого банка есть своя «душа» – свой набор продуктов, свои акценты в сегментах целевой аудитории, чьи потребности нужно учитывать в нашей работе.

Фото с сайта newsvl.ru
Фото с сайта newsvl.ru

Хотя нам, например, банки никогда и не ставили задачу «сделать сайт, не похожий на другие».

Определиться с системой управления сайтом (CMS)

Сегодня из систем управления сайтом мы, например, работаем с 1С-Битрикс. К ней пришли спустя несколько лет профессионального пути, став одной из первых компаний, кто осознал принцип «сервис отдельно – ПО отдельно».

Как у многих студий, у нас была своя система управления сайтом. Но в какой-то момент мы поняли, что это бесперспективно. Создание и поддержание работоспособности собственной CMS – это продуктовый подход. А мы тем временем занимались сервисным, создавая и развивая сайты клиентов, учитывая их потребности и рыночную ситуацию в их бизнесе, в их регионе. Мы решили, что невозможно заниматься и тем, и другим одинаково качественно. Тогда и возникло понимание, что для работы нам нужен готовый качественный продукт. Мы проанализировали рынок CMS, по ряду критериев выбрали несколько систем и изучили каждую более детально. В результате по совокупному анализу выбрали 1С-Битрикс в качестве основной платформы.

Причин было несколько, но в первую очередь мы поверили в саму команду, которая будет делать качественный продукт. И сегодня, я считаю, мы сделали правильный выбор: благодаря такому подходу смогли создавать проекты, которые становились лидерами в своих отраслях. Это было бы невозможно, если бы нам пришлось делать и саму систему, и проекты заказчиков.

Фото с сайта forum.sources.ru
Фото с сайта forum.sources.ru

Создание ПО – это другой бизнес, тут нужно уделять внимание продукту, его обновлениям и развитию, а не конкретному клиенту и его конкурентному развитию.

Набраться терпения и растить клиентов

У молодых компаний в нашей отрасли, как правило, очень похожий путь становления:

1. Команда, недавно появившаяся на рынке и не имеющая постоянных клиентов и портфолио, первое время будет просто выполнять технические задания, которые приносит заказчик. К сожалению, такой путь редко приводит к созданию успешных сайтов. Потому что заказчики не имеют достаточного опыта в вопросах их создания, привлечения трафика и его конверсии в прибыль.

2. Чем более активной, внимательной и целеустремленной будет команда, тем быстрее она перейдет на новый уровень – уровень экспертов, которые у заказчика не просят техническое задание, а сами создают его. Спрашивают у заказчика про цели и задачи бизнеса, чтобы затем построить стратегию, порекомендовать и разработать наиболее эффективные инструменты, выработать шаги к цели и критерии ее достижения. Это путь от технических специалистов к бизнес-партнерам.

Фото с сайт 2x2.su
Фото с сайт 2x2.su

И в этом – еще одна особенность нашего бизнеса. Клиента нужно обучать и буквально растить:

  • Показывать лучшие примеры в отрасли (проекты из других стран, если достойных аналогов в Беларуси нет)
  • Рассказывать, какие инструменты и как будут лучше работать для достижения поставленных целей
  • Объяснять, как конкурировать в Интернете

Осознать главную проблему и возможность

Так как на «айтишников» спрос сейчас высокий, главной проблемой можно считать формирование команды, которая будет состоять из специалистов, «синхронно болеющих» за качество. По моим оценкам, сегодня на рынке веб-разработки:

  • 30-40% процентов – это хорошие специалисты, которые достигли среднего уровня
  • И только 10-15% процентов экспертов действительно высокого профессионального уровня

В «свободном доступе» из-за дефицита кадров, соответственно, остаются все остальные – «джуниоры» и совсем новички.  И если из этих остальных собрать группу и сказать «делайте проекты», то чего-то значительного, впечатляющего такая команда, скорее всего, не соберет.

Современный бизнес в целом мне видится «аквариумом», в котором ограничены ресурсы: клиенты, эксперты, материалы и так далее. В нем отлично видно, что делают другие разработчики, как они работают, с кем. Какие продукты предлагают, какие способы привлечения покупателей применяют, какие инструменты используют.

Фото с сайта proaquariummir.ru
Фото с сайта proaquariummir.ru

И в этом аквариуме веб-студии помогают своим заказчикам не просто выживать, но и занимать достойное место, анализируя рыночную ситуацию, собирая информацию о сайтах, ассортименте и даже ценах конкурентов, рассматривая соседние регионы и применяя опыт из других областей бизнеса.

В этом и будет заключаться ваше конкурентное преимущество.

Продолжение следует.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент