Войти
Берись и делай
«Про-бизнес.» 8 октября 2014 3

Сколько стоит разработка корпоративной стратегии и почему готовые стратегии не реализуются – отвечает Валентин Гаврилов

Одно из слабых мест белорусских компаний – стратегия. Иногда стратегии просто нет. А когда она есть, то во многих случаях документ ложится «под сукно», не реализуется. Почему это происходит – своим мнением делится эксперт по разработке и оптимизации корпоративных стратегий, партнер консалтинговой компании EnterInvest Валентин Гаврилов.

Фото с сайта businessadministrationinformation.comФото с сайта businessadministrationinformation.comФото с сайта businessadministrationinformation.com
Фото с сайта businessadministrationinformation.com

Всякому ли бизнесу нужна стратегия?

Стратегия не является обязательным условием успеха в бизнесе. Многие предприниматели обходятся без нее, успешно работая благодаря своей интуиции, удачно найденной нише, связям и т.д. Тем не менее, стратегическое видение своего бизнеса позволяет увеличить его доходность или снизить риски.

Потребность в стратегии обычно возникает тогда, когда прежние факторы успеха начинают терять свою силу, и бизнесмены задумываются о том, что же делать дальше.

Как обычно выглядит процесс разработки стратегий в белорусских компаниях?

В подавляющем большинстве случае стратегии разрабатываются специалистами внутри компании, т.к. предприниматели уверены, что знают свой бизнес лучше всех, и никто им не скажет ничего нового.

Отчасти это связано и с тем, что многие консалтинговые компании не умеют качественно работать: предлагают стратегии на основе интервьюирования топ-менеджмента клиента. Разумеется, никто особенно не любит, когда ему приносят его же мысли, только «красиво упакованные».

В результате компании предпочитают делать стратегии in-house. Как правило – силами директоров по развитию и финансам, после чего проходит стратегическая сессия, на которой и принимается финальный документ.

Сколько стоит разработка стратегии привлеченными консультантами?

Это зависит как от консалтинговой компании, так и от величины компании-клиента. Диапазон цен на белорусском рынке колеблется от $5 тыс. до $150 тыс. В основном, проекты укладываются в $10 – 25 тыс.

Почему во многих компаниях разработанные стратегии отправляются «на полку»?

Основная причина в том, что в подавляющем большинстве случаев финальный документ представляет собой общее описание рынка, конкурентов, компании + «хотелки» по финансовым показателям.

Прописанные в документе направления действий, как правило, очень общие. К тому же они редко каскадируются и, соответственно, не понимаются на уровне среднего менеджмента и линейного персонала.

Финансовые модели крайне редко включают сценарное планирование и анализ ключевых факторов (тех, которые влияют на прибыльность бизнеса и его финансовую устойчивость: маржа, фиксированные и переменные затраты, денежный поток).

В результате компания и хотела бы использовать получившийся документ, да не может.

Можно ли привести конкретные примеры провалов в реализации стратегии?

Как и доктора, консультанты никогда не рассказывают о проблемах клиентов. Но достаточно взять любую убыточную компанию: никто не работает себе в убыток умышленно. Проблема всегда состоит в недостаточном понимании «что и как делать».

Резюмируя – для разработки успешной стратегии нужно умение системно и структурировано мыслить, навыки критического анализа своего бизнеса и его места на рынке, способность увидеть открытые возможности.

Отсутствие стратегии может дорого обходиться бизнесу. Ее надо делать всегда, хотя бы и силами собственных управленцев. Ну и, конечно, следует сказать, что на белорусском рынке уже есть люди, умеющие делать стратегии на хорошем уровне.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Александр Усаров1.06.2015

Александр, проведу аналогию к вашему комментарию - "Пациент скорее мертв, чем жив"...

Александр Чекан8.10.2014

"Почему во многих компаниях разработанные стратегии отправляются «на полку»?" - я думаю, причина еще и в том, что многие консультанты работают по принципу "Мавр сделал свое дело - мавр может уходить" и создают Документ, а не Стратегию. Стратегия - это же в т.ч. про людей, а с людьми (в т.ч. с топами) нужно работать, как с пациентами, если продолжать вашу аналогию. Следить, чтобы не забывали сдавать анализы, вовремя мерить давление и щупать пульс (порой в прямом смысле:))) и т.д.

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент