Войти
  • 1,97 USD 1,9746 -0,0043
  • 2,13 EUR 2,1262 +0,0042
  • 3,12 100 RUB 3,1155 +0,0201
Берись и делай
«Про бизнес.» 31 августа 2016

«Жена не понимает, детям неинтересно, друзья в найме»: зачем предпринимателям делиться опытом на Стартап-школах

Фото из архива Стартап-школы
Фото из архива Стартап-школы

Осенью в Беларуси начинают работу Стартап-школы — обучающие интенсивы, во время которых желающим открыть бизнес расскажут, как из идеи заняться собственным делом создать стартап и начать получать первые деньги. В основе бизнес-модели — новый для белорусского рынка подход open-source. И хотя проект некоммерческий, он также планирует зарабатывать деньги. Подробности у Александра Булаха, одного из инициаторов проекта.

С чего все начиналось

— В 2009 году мы небольшой командой начали проводить первые Startup Weekend в Беларуси. Для начинающих предпринимателей это была возможность представить свой бизнес-проект инвесторам. Однако вскоре и нам, и инвесторам стало очевидно, что проекты приходят сырыми. У многих не было устойчивой бизнес-модели, анализа рынка, понимания целевой аудитории, базовых каналов продвижения и др.

Другой типичной проблемой было то, что люди не умели понятно рассказать о своем проекте. А им нужно было сделать презентацию, которая смогла бы заинтересовать инвестора за две минуты — условное время поездки в лифте. Мы решили, что будем помогать участникам дорабатывать их проекты и презентации прежде, чем показывать инвестору. С 2010 года в Минске начала проводиться Стартап-школа. Раз в неделю в одном и том же месте, в одно и то же время собирались люди: от двадцати до ста человек. Если у стартаперов были вопросы или мы сами видели, что они что-то не понимают по определенной теме, мы искали и приглашали экспертов, которые могли разъяснить вопрос.

Это были белорусские предприниматели или бизнесмены из соседних стран, которые проездом оказались в Минске. Большую часть времени школа была бесплатной, мы на ней не зарабатывали. Она существовала за деньги, которые мы зарабатывали на других мероприятиях.

У нас также нет статистики, сколько участников школы в итоге построили свой бизнес. Но, если говорить о количестве учеников, то это около двух тысяч человек в год. Часть проектов, которые дорабатывались в школе, были реализованы.

Из самых ранних, например, проект лучно-арбалетных тиров или проект дизайн-студии с функциями ателье.

В 2014 я перестал принимать участие в стартап-уикендах. А в сентябре 2016 мы запускаем Стартап-школу. Ее формат и содержание будут похожими на ту, что была раньше. Но бизнес-модель будет отличаться.

Фото из архива Стартап-школы
Фото из архива Стартап-школы

Некоммерческий проект должен зарабатывать

В мире считается нормой, что некоммерческий проект зарабатывает деньги. Любой проект должен обеспечивать свое существование, иначе он умрет. Беларусь отстает в этом вопросе.

Ключевое отличие и цель некоммерческого проекта – не получить прибыль, как в бизнесе, а решить локальные проблемы на рынке. Именно для этого он зарабатывает и тратит деньги. В нашем случае мы стремимся создать открытую устойчивую инфраструктуру неформального бизнес-образования, менторства — для поддержки развития стартапов и малого бизнеса в столице и регионах.

Изначально мы хотели сделать все занятия Стартап-школы бесплатными. И мы можем себе это позволить. Но плата в нашем случае является ситом для отсеивания людей, которые приходят просто «потусоваться».

Если человек заплатил хотя бы доллар, он будет более ответственно подходить к работе в школе, у него возникает дополнительная мотивация работать над проектом.

По сравнению с традиционными бизнес-курсами, мы установили символическую плату. Хотя по моим наблюдениям, чем выше цена, тем более качественная собирается аудитория.

В каждой школе в течение года мы планируем провести по два интенсивных курса «Стартап за 9,5 недель», а в межсезонье — тематические встречи, семинары, тренинги.

В основе программы интенсива лежит испытанный на подход Lean, т.е. бережливый способ запуска бизнеса. Цель этого курса — максимально быстро провести основателей от идеи к стартапу, поиску инвесторов и первым деньгам.

В рамках нашей школы под стартапом мы имеем в виду команду, которая ищет и тестирует свою бизнес-модель.

Бизнес же — это уже структура, у которой есть понятная бизнес-модель и зарабатываются деньги. Работа на занятиях будет вестись в командах, в одной большой аудитории, а экспертами выступят белорусские предприниматели.

Фото из архива Стартап-школы
Фото из архива Стартап-школы

Зачем все это надо нам?

Стартап-школа, как я сказал — абсолютно некоммерческий проект. Зачем нам быть его инициаторами? Люди — социальные существа. Если закрыты базовые потребности, на первый план выходят социальные. У нашей команды и меня лично к этому делу есть интерес, что само по себе уже является достаточной мотивацией.

Кроме того, мы хотим «оставить след» в истории, реализовав большой и социально значимый проект.

Зачем предпринимателям тратить свое время и бесплатно обучать стартаперов

Работа экспертов в Стартап-школах не оплачивается. Что мотивирует предпринимателей тратить свое драгоценное время, более того, делиться секретами своего бизнеса с потенциальными будущими конкурентами?

Предприниматели с разным уровнем развития бизнеса имеют разные мотивы.

Во-первых, кто-то просто хочет поделиться своими мыслями и наработками. Потому что дома жена его не понимает, детям это не интересно, друзья работают по найму.

С кем общаться предпринимателю? Нужно идти в свое сообщество. Вот они и идут делиться опытом и общаться в свою предпринимательскую среду.

Во-вторых, некоторым хочется признания, публичности или пиара. Вроде ты делаешь бизнес, все классно, ты зарабатываешь деньги, твой бизнес кому-то помогает. Но о твоих достижениях знаешь только ты и твоя команда. Таким людям иногда хочется «выйти в свет» и рассказать о себе, о своем бизнесе, получить признание. Кто, как не предприниматели, поймут и поддержат?!

Фото из архива Стартап-школы
Фото из архива Стартап-школы

В-третьих, это возможность расширить свой бизнес. Например, основатель компании увлекательно рассказывает о том, как его команда делает, скажем, сайты. И это запоминается. В последующем стартаперы могут воспользоваться их услугой или посоветовать ее кому-то.

Кроме того, иногда эксперты приходят в Стартап-школу с целью найти и привлечь в свою команду нового сотрудника. Ведь в этом сообществе собираются весьма активные и талантливые люди.

Это также возможность структурировать свои знания. Перед выступлением бизнесмен переосмысливает личный опыт, собирает свои знания, читает дополнительную литературу. Он может посмотреть на какие-то вещи в своем бизнесе под другим углом. Плюс общение с начинающими предпринимателями дает им новые знания и идеи.

Также важными мотивами являются желание помочь взлететь другим большим проектам и возможность получить обратную связь на свои задумки по новым бизнесам.

Что такое бизнес-модель open-source

С точки зрения команды, масштабирования и бизнес-модели это абсолютно новое дело. Я его вижу как проект, который использует подход open-source (принцип свободного распространения, использования и модификации ПО при участии широкого круга энтузиастов и желающих — Прим. «Про бизнес.»):

  • Наша организация «Общество содействия инновационному бизнесу» (ОСИБ) разрабатывает «движок» Стартап-школ. В нашем случае, «движок» — это методология, программа, бизнес-процессы и технические инструменты
  • Затем мы передаем его партнерам-организаторам по всей Беларуси. Любой предприниматель может внести свой вклад в программу обучения, поучаствовать в доработке и усовершенствовании формата и методологии школы и использовать ее в своих целях

Как мы ищем партнеров

Мы исходим из принципа, что Стартап-школа, которая открывается с нашим партнером, принадлежит партнеру. Со своей стороны мы помогаем с запуском, набором людей, автоматизацией процессов и продвижением.

Найти партнеров было несложно. С некоторыми мы уже имеем опыт сотрудничества — проводили Invest Weekends в регионах. Они уже тогда были заинтересованы открыть Стартап-школы у себя, но на тот момент у нас не было ресурсов.

Критерии для отбора партнеров следующие. Это должна быть не просто группа активистов, а организация.

Активисты – явление не постоянное. Сегодня они горят желанием что-то делать, а завтра уезжают путешествовать в другую страну или устраиваются на работу и пропадают. Мы пока не видим устойчивости и стабильности в их работе.

Кроме того, организация должна уже работать с нашей целевой аудиторией. Сейчас у нас шесть партнеров: три в Минске и три в регионах.

Мы решили стартовать с небольшим количеством партнеров, т.к. и для нас, и для них — новая концепция, новый формат взаимодействия. Сначала нужно «обкатать» все процессы. В конце года мы определимся с партнерами в Могилеве и Гомеле. В следующем году Стартап-школы откроются и в этих городах.

Мы готовы открыть порядка 20 Стартап-школ в Беларуси.

Фото из архива Стартап-школы
Фото из архива Стартап-школы

Где мы нашли финансирование

Разработку проекта мы начали еще пять лет назад. Мы понимали, что Стартап-школа – это классная штука, которая нравится людям и приносит пользу, но у нас не было средств, чтобы вывести ее на новый уровень и выйти в регионы.

По сути, любой человек с глубокими компетенциями в какой-то области может организовать свою школу.

Хороший сантехник может сделать школу для сантехников, хороший повар может открыть свою кулинарную школу.

Но чтобы эта школа была успешной, должно пройти какое-то время. В любом деле важны детали. Они появляются с опытом.

Свой 5-летний опыт организации и проведения Стартап-школы мы упаковали в методологию, которую, как я уже сказал, мы передаем партнерам и планируем развивать по open-source модели.

Тогда мы обратились за поддержкой в USAID и получили положительный ответ. Несколько лет ушло на все согласования. Это очень долгий путь. И вот наконец-то, в сентябре под руководством Глеба Герасимовича, который, кстати, работал над своим стартапом на первых Стартап-школах, а сейчас является председателем ОСИБ, открываются первые шесть школ.

Сколько средств ушло на подготовку? Стоимость данного некоммерческого проекта несколько сотен тысяч долларов. Они будут потрачены на запуск самих школ и их поддержание в течение первого года. Основные расходы предусмотрены на оплату труда, поездки организаторов и экспертов, организационные расходы, оборудование для офиса и мероприятий.

Но нужно учесть, что за пять лет на проведения бесплатной Стартап-школы в Минске было потрачено примерно столько же. Это стоимость того опыта, который мы получили и будем использовать в новом проекте.

Как мы будет существовать после того, как закончатся деньги донора

Фото из архива Стартап-школы
Фото из архива Стартап-школы

Мы рассматриваем несколько бизнес моделей и предлагаем их нашим партнерам.

  • Во-первых, продолжить собирать оргвзносы с участников школ. Это небольшие деньги, но они покроют 5-10% затрат и могут быть направлены на покупку кофе, чая, печенья для кофе-брейков и другие организационные расходы
  • Во-вторых, мы планируем продавать дополнительные образовательные услуги. Например, тем же стартапам, которые «подросли» и хотят глубже погрузиться в какую-то тему

Вместе с тем, в течение года мы планируем привлечь спонсоров и доноров. У некоторых партнеров также есть возможность получить господдержку.

В общем, через год Стартап-школы должны выйти на самоокупаемость и устойчивое развитие.

Каков будет портрет участника Стартап-школы — из предыдущего опыта

Мы пока не дотягиваем до Израиля, где средний возраст стартапера – 40 лет.

У нас стартаперы – люди, которые более двух лет работают по найму, имеют некий жизненный опыт и компетенции и теперь хотят попробовать себя в бизнесе.

Эту аудиторию «разбавляют» студенты, изобретатели, менеджеры компаний, люди науки, пенсионеры.

Считаю, что бизнесу все возрасты покорны, поэтому Стартап-школа открыта для всех желающих запустить и развить свой стартап.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Платный контент