28 марта
Лучшее качество связи А1: результаты подтверждены независимым регулятором
5 | 2 | 1 |
Четкая стратегия поможет бизнесу любого масштаба выжить в кризис. С чего начинать ее создание или пересмотр, рассказывает партнер и руководитель проектов консалтинговой компании Business Tools Александр Кутас.
– В сложной экономической ситуации бизнесам, которые раньше всерьез не задумывались о собственной стратегии развития и действовали скорее по наитию, пора пересмотреть позиции, чтобы остаться на рынке.
Показателен пример ресторанного бизнеса. Каждый новый виток кризиса вымывает с рынка до 30% игроков. Происходит это потому, что из соображений экономии рестораны не в состоянии:
В этой ситуации можно дать несколько общих рекомендаций – с чего начинать стратегическое планирование.
Собственник и топ-менеджеры должны понять, для чего им нужна стратегия. Цели стратегического планирования могут быть разными:
Перед разработкой нужно ответить на основные вопросы:
И обязательно в стратегии должны быть две вещи:
Здесь есть два основных момента:
1. Разработка уникальной бизнес-модели. Уникальность может быть как в предложении, так и, например, в политике управления персоналом, но без нее бизнес в лучшем случае потеряется в серой массе конкурентов.
И не важно, о бизнесе какого размера мы говорим. Если, например, для Google уникальной моделью будет развитие космических технологий, для Wargaming – развитие киберспорта, то для точки фаст-фуда на рынке – использование двух сосисок, куриной и свиной, в одном хот-доге.
2. Высокий уровень сервиса – это также связано с политикой управления персоналом. Даже если в компании дела идут плохо, то это никак не должно отразиться на клиентах.
Стоит воздержаться от сокращения расходов, которые повлияют на качество предложения. Более того, сейчас самое время предлагать клиентам дополнительные опции и сервис еще более высокого уровня, чтобы обеспечить их лояльность и рост клиентской базы.
В качестве примера гармоничного сочетания обоих пунктов можно привести ресторан «Камянiца» (национальная белорусская кухня). В своем сегменте он начал работать давно. Здесь все соответствует заявленному стилю и позиционированию:
Ресторан пережил все кризисы, потому что клиенты всегда знают, что там увидят и какое качество получат.
Два примера, почему бизнесу важно иметь четкое понимание, чего он хочет:
Первый этаж соседнего с моим дома выделен под объекты ритейла. И там я наблюдаю две интересные бизнес-модели.
1. Булочная со свежей выпечкой. Идея хорошая, но магазин никак не анонсировал свое открытие. Уровень сервиса низкий, «свежая» выпечка бывает трехдневной давности. Собственники разбавили ассортимент другими продуктами. После этого булочная стала обычным продуктовым магазином формата «у дома». Скорее всего, он будет «съеден» крупными ритейлерами.
2. Магазин разливного пива. Собственник анонсировал открытие рассылками и флаерами, лично общается с каждым клиентом, выясняет потребности, постоянно предлагает редкие сорта пива, установил PlayStation и организовал в магазине турнир по футболу для постоянных клиентов, которых уже несколько сотен.
Это пример живучей модели.
Инструментов, которые помогают разработать стратегию и бизнес-модель, много. Наиболее эффективные – классический подход анализа пяти сил Портера (выявления угроз для бизнеса со стороны поставщиков, потребителей, новых игроков, конкурентов, продуктов-заменителей) и стратегического планирования Остервальдера (помогает пересмотреть существующую бизнес-модель).
При разработке стратегии можно использовать два концептуальных подхода:
1. На старте генерируется уникальная идея, которая затем анализируется с точки зрения:
В итоге идея кристаллизуется в готовую бизнес-модель. Данный подход хорош при запуске стартапов и развитии новых направлений бизнеса.
2. На старте проекта оценивается рынок и внутренняя среда компании. Для этого используются элементы бенчмаркинга. И уже на основании полученной информации разрабатывается и оцифровывается стратегия развития. Использование элементов бенчмаркинга является эффективным в подавляющем большинстве случаев, так как предоставляет возможность получить интересные решения от успешных зарубежных аналогов.
Во время разработки, вне зависимости от используемых методологий, полезно привлечь сторонних экспертов, обладающих отраслевым опытом и знаниями об аналогичных международных рынках. Они не только оценят текущие идеи, но и могут предложить прорывные для белорусского рынка. Окончательное решение, безусловно, лежит на собственнике.
Если хотите проверить конкурентоспособность своей стратегии, то покажите ее нескольким знакомым инвесторам. Если бизнес-модель им непонятна или они сочтут ее нереализуемой, то либо ваша идея, либо ее обоснование требуют доработки.
28 марта
Лучшее качество связи А1: результаты подтверждены независимым регулятором
27 марта
Betera взяла четыре медали на конкурсе "Бренд года"!
27 марта
Премьера фильма, концерт в темноте и наблюдение за звездами! МТС и Минский Планетарий приглашают всех желающих на открытие «космического» сезона
26 марта
«Разморозьте» ваши средства, вложенные в недвижимость или автомобиль. Есть альтернатива банковским кредитам — рассказываем, как быстро получить необходимую сумму
25 марта
10 апреля «Про бизнес» приглашает на конференцию «БЕРИ И ДЕЛАЙ!: BIG START»
22 марта
Ставка на природу: зачем букмекер Betera превращает “мусор” в стильный экомерч?
21 марта
Центр кибербезопасности компании A1 получил аттестацию ОАЦ
20 марта
Особенности логистической франшизы в Беларуси: ключевые тренды и перспективы