Войти
Личный опыт
«Про бизнес.» 27 июля 2015

Ребята из «Мастерской социального кино» в поисках спонсоров написали в сто компаний – и вот что получилось

Константин Воробей, заместитель директора некоммерческой «Мастерской социального кино», рассказал, как организация искала спонсоров проекта социальной видеорекламы «Культура пачынаецца з цябе». Как нашла спонсоров и как работала с ними. Также он поделился мнением о работе некоторых белорусских компаний, которые заявляют о социальной ответственности.

Константин Воробей. Фото с личной страницы на ФейсбукеКонстантин Воробей. Фото с личной страницы на ФейсбукеКонстантин Воробей. Фото с личной страницы на Фейсбуке
Константин Воробей. Фото с личной страницы на Фейсбуке

– Идея снять социальные ролики «Культура пачынаецца з цябе» пришла в ноябре 2013, мы ее представили на Social Weekend, где получили много полезных советов и первые контакты.

Проект был начат по собственной инициативе, заказов на него не было. Он включал создание и продвижение на популярных белорусских порталах, в социальных сетях и на ТВ серии рекламных видеороликов на тему экологии, воспитания, культуры и употребления белорусского языка. С этого проекта возникла наша «Мастерская социального кино». Мы ставим своей миссией развитие культурного общества и социальной видеорекламы в нашей стране.

Поиск спонсоров

В самом начале нам было трудно привлечь финансирование. Мы рассылали предложение о поддержке социального проекта большому количеству компаний. Многие из них трудно шли на контакт, особенно государственные. Было непонятно, кто в них отвечает за поддержку социальных проектов, с кем надо говорить. Приходилось надоедать, чтобы получить ответ. На мой взгляд, так работа не должна делаться. Если компании заявляют о каких-то социальных ценностях, то коммуникация с организацией, которая занимается социальными проектами, должна быть легче.

Фото предоставлено «Мастерской социального кино"
Фото предоставлено «Мастерской социального кино»

Типичная ситуация – предприятие пишет на сайте, что является социально ответственным. Но контактов, кто этим занимается, нет. Пишешь на общий ящик, звонишь – с четвертого раза тебе дают телефон маркетинга. И там ты слышишь, что о предложении, отправленном на общий ящик, не знают. Неизвестно точно, кто отвечает за КСО. И все... Ты не получаешь окончательный ответ.

В продюсировании социальных проектов я выбрал такой принцип: если не получишь окончательное «да» или «нет», успокаиваться нельзя.

За год было очень много ситуаций, о которых даже вспоминать не хочется – разочаровываешься.

Всего было отправлено около сотни писем, откликнулись 20 компаний и примерно с десятком была возможность встретиться и защитить проект.

В марте 2014 мы нашли первого спонсора – «Атлант Телеком». Компания заинтересовалась проектом из рассылки. Начались подготовки к съемкам – мы рассчитывали быстро договориться с другими спонсорами, чтобы отснять весь материал.

Однако следующее соглашение было заключено только летом с компанией «Хенкель Баутехник», а в начале осени – с Velcom. Когда весь материал был снят, мы сделали монтаж, цветокоррекцию и наложили графику.

В декабре 2014 первый ролик появился в байнете.

С нашей стороны также проходил определенный отбор спонсоров. Мы не могли взять партнером компанию, деятельность которой противоречит принципам, которые мы заявляем в проекте. Например, мы не сотрудничали бы с нефтеперерабатывающей компанией при создании ролика про экологию.

«Хенкель Баутехник» выступает за белорусский язык и экологию, Velcom также заинтересован в поддержке белорусского языка. «Атлант Телеком» больше всего интересовали темы самоидентификации нас как белорусов и состояние белорусского языка сегодня.

Бюджет проекта

Финансирование осуществлялось за счет безвозмездной спонсорской помощи  – она покрывала прямые расходы. Все три спонсора вложились в одинаковых долях. Средства расходовались на:

  • Аренду съемочного оборудования
  • Найм профессионалов (монтаж и проч.)
  • Гонорар актерам
  • Реквизит

Общая сумма проекта составила около $15 000. Это в несколько раз меньше аналогичного коммерческого производства. Только один коммерческий ролик, снятый на камеру RED, с массовкой, множеством локаций и графикой будет стоить примерно $10-15 тысяч.

Фото предоставлено «Мастерской социального кино»"
Фото предоставлено «Мастерской социального кино»

В Беларуси при таких средних бюджетах на коммерческую видеорекламу считается, что $1 тыс. на социальную рекламу – это много. В итоге сегодня мы имеем соответствующую социальную видеорекламу, которая нам не нравится и из-за которой компании не понимают, зачем вкладывать в нее деньги. Ведь качество картинки для искушенного зрителя сильно зависит от бюджетов. Когда формат ролика для ТВ ограничен временем, а мысль необходимо раскрыть красиво – без полноценного бюджета не обойтись.

При оформлении спонсорской помощи нужно не забывать, что она должна быть целевой. Иначе потом для некоммерческой организации будут сюрпризы в виде НДС и налога на прибыль. Необходимо конкретно указать цель использования средств, а также детализировать статьи затрат.

Проект не облагается налогом, если выплаты будут проходить в соответствии с бюджетом и спонсору будет отправлен отчет о расходовании средств. А вообще, советую всем изучить Указ «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» от 1 июля 2005 №300.

Управление проектом

За управление проектом отвечал я лично. Основными задачами были:

  • Финансовый менеджмент
  • Работа с партнерами
  • Принятие решений в экстремальных ситуациях

Со стороны партнеров, основной контроль был на этапе согласования. Концепцию, пиар мы обсудили при подписании договора. И в принципе, опирались мы тут на собственные возможности организации съемок и здравый смысл. 

Далее, после согласования, мы предоставляли итоговый бюджет, который нам и выплачивали.

Фото предоставлено «Мастерской социального кино»
Фото предоставлено «Мастерской социального кино»

Нашими спонсорами были компании, которые заказывают собственную рекламу и понимают, что наш проект в разы дешевле коммерческого производства.

Если проект уже реализуется, изменения в нем (в том числе и с нашей стороны) могли только навредить. Партнеры это понимали, поэтому сотрудничество было максимально корректным. Нам помогали в реализации социального проекта, а не просили сделать рекламный ролик для компании.

Работая над проектом, мы старались не вовлекать в наши проблемы партнеров. Если мы принимаем помощь – то должны уметь выполнять обязательства и решать все вопросы сами. Однако было важным информировать обо всем происходящем спонсора, чтобы он понимал, что происходит с проектом.

Минимум раз в месяц мы присылали письмо с описанием, на каком этапе находимся, какие планы в дальнейшем, в чем причина того или иного решения. У нас была налажена связь. И тут мне нравилась открытость: у меня были все номера телефонов, е-мейлы, мы общались в социальных сетях.

Это было очень важно. Ведь когда мы столкнулись с проблемами в реализации (а с ними сталкивается любой проект), нужно было, чтобы партнеры понимали, что ситуация контролируется. Экстремальных ситуаций было много.

  • Например, однажды во время съемок у нас сломалось оборудование, что парализовало съемочный процесс. А в киноиндустрии смены считаются по часам, при превышении лимита начисляется переработка. Если бы наши поставщики и партнеры не разделяли наши принципы – одного из роликов не было бы.
  • К числу экстремальных можно отнести съемки летней сцены в нулевую температуру на берегу озера.

Вообще, весь экстрим проекта был связан с ограничениями по бюджету. В смену мы снимали в 3-4 локациях в разных частях города для нескольких роликов параллельно. И даже маленькая ошибка могла существенно отразиться на графике и бюджете.

Мы не хотели жертвовать уровнем съемок, творчеством. Поэтому иногда приходилось снимать «в минус» (в убыток). Конечно же, это было осознанно и это были небольшие суммы – иногда по итогу смены сотрудники «сбрасывались». Но закончилось это все хорошо. В последние съемочные дни началась экономия и мы вышли ровненько в ноль. Безусловно, этого бы не получилось без нашей прекрасной команды.

Фото предоставлено «Мастерской социального кино»
Фото предоставлено «Мастерской социального кино»

Я считаю, что проект уникален не только тем, что мы создавали социальную рекламу определенной тематики. Но и подходом к делу. На каждом этапе мы, кроме спонсоров, искали других партнеров, чтобы оптимизировать бюджет. В итоге нам также помогли:

  • Университеты (предоставляли локации, помогали с добровольной массовкой)
  • Компании, предоставляющие в аренду оборудование и реквизит, делали существенные скидки
  • СМИ – поддерживали не только информационно, но и еще принимали участие в организации съемок
  • Усадьбы – разрешали бесплатно снимать на их территории
  • Представители некоммерческих организаций – помогали договариваться с некоторыми людьми

Со всеми удавалось договориться исключительно за счет того, что людям нравилась наша идея.

Фото предоставлено «Мастерской социального кино»
Фото предоставлено «Мастерской социального кино»

Размещение своих логотипов организациям, которые помогали нам безвозмездно, не особо было нужно. Им нравилась сама идея. И, наверное, это хорошо и правильно – иначе проект мог бы превратиться в рекламную кампанию.

Продвижение

Когда мы подошли к продвижению готового продукта – увидели проблему. Некоторые СМИ, администраторы сообществ в социальных сетях воспринимали проект как коммерческий. Как мне кажется, многие редакторы и журналисты продолжает воспринимать КСО как рекламу. Но что тут рекламируется?

В начале роликов есть информация, где мы просто отмечаем, при чьей поддержке создан проект. Но у нас нет рекламы тарифов, продуктов, услуг. Надо как-то на это шире смотреть.

Если фирма установит детскую площадку, велопарковки и т.д. со своим логотипом – это спонсорство. А вот если проспонсирует ролик, то это считается прямой рекламой. Нет! Ведь здесь точно так же – компании подарили обществу социальные ролики, которые будут транслироваться в метро, ​​в автобусах, на телеканалах, вы будете встречать их в ленте новостей.

Итоги и выводы

На сегодня наши ролики посмотрели более 50 000 человек. Далее нас ждут фестивали, получение всех бумаг для трансляции по ТВ, в транспорте. Поэтому может показаться, что проект закончен, но на самом деле – это только начало.

По результатам проекта у нас формировался имидж организации, которая создает социальный production. Поддержка трех спонсоров позволила диверсифицировать источники финансирования.

Сейчас мы можем создавать социальную рекламу для НКО и государственных органов, а полученные средства направлять на развитие социального кино и социальной рекламы. При этом мы используем все больше профессионального оборудования, привлекаем только профессиональных специалистов и актеров.

Скриншот видеоролика на YouTube
Скриншот видеоролика на YouTube

Как бизнес относится к КСО сейчас

Это понимают еще не все бизнесы, но уже многие – важность КСО не в пиар-составляющей, а в том реальном эффекте для общества, который несет социальная кампания. Ведь чтобы развивать бизнес, выходить на новый уровень через десятилетия или полвека, необходимо помогать меняться, формировать новое общество уже сейчас.

В этом году мы обращались с новыми проектами к различным спонсорам. Столкнулись с тем, что отбор проектов в связи с кризисом стал жестче.

На наш взгляд к спонсорским проектам нужно относиться особенно.

 Каждый год ходить к одной и той же компании и просить деньги на новые ролики и фильмы не получится.

Переосмыслив наши подходы, мы начали вовлекать представителей сферы, в которой работаем. Совместно с частными кинокомпаниями реализуем проект по поддержке молодых кинематографистов.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент