Войти
  • 1,97 USD 1,9739 -0,0007
  • 2,1 EUR 2,0967 -0,0295
  • 3,12 100 RUB 3,1207 +0,0052
Личный опыт
«Про бизнес.» 1 сентября 2015 2

Как заработать на мелких поручениях – рассказ основателя сервиса «Метнись кабанчиком»

Украинский сервис по подбору исполнителей для оказания бытовых услуг «Метнись кабанчиком» начинает активно продвигаться в Беларуси. Об идее создания этого сервиса и о том, как она реализуется, рассказывает основатель «Метнись кабанчиком» Роман Киригетов.

Фото с сайта sport.ruФото с сайта sport.ruФото с сайта sport.ru
Фото с сайта sport.ru

«Метнись кабанчиком» – это сервис, где можно оставить заявку на оказание услуг (от бытовых до бизнес-услуг). После чего исполнители откликаются на нее, а заказчику остается только выбрать подходящего подрядчика. Искать исполнителя может и физическое лицо (например, если нужна уборка дома), и бизнес (например, для распространения рекламы). Для этого внутри сервиса заказчик создает заявку и собирает отклики от исполнителей, после чего сам выбирает с кем работать.

Когда мы создавали проект 3 года назад, нам хотелось поднять уровень оказания услуг ближе к западному (европейскому, американскому). Например, чтобы сантехник, который сделал работу плохо и нахамил, был за это наказан и работать ему стало тяжелее. Мы хотели, чтобы исполнители были вежливы, здоровались и улыбались.

Поэтому мы планировали создать систему, при которой клиенты будут оценивать качество работы исполнителя (система рейтингов и отзывов). В Штатах уже есть такие сервисы. Например, task rabbit. На постсоветском пространстве ничего такого пока не было.

Команда стартапа. Фото с сайта forbes.ua
Команда стартапа. Фото с сайта forbes.ua

Мы с партнером делали сервис на свои деньги. Затянули пояса и отложили $5 тыс. Площадка создавалась параллельно основной работе. Деньги уходили в разработку и маркетинговые эксперименты (пробовали разные рекламные инструменты: контекстную рекламу, рекламу в соцсетях и др.).

В феврале сервис купил prom.ua. И мы всем составом (на тот момент уже три человека) вошли в его команду. После чего начали агрессивно масштабироваться и вышли на белорусский рынок, где запустились весной.

Что происходит в Беларуси у сервиса

Платформа была разработана и протестирована в Украине. Поэтому на внедрение ее в Беларуси понадобилось несколько дней. Для более эффективной раскрутки сервиса мы отказались от его монетизации на первых порах: не хотим сдерживать таким образом рост базы исполнителей.

Сейчас собрать их – наша основная задача. На сервисе более 120 категорий услуг. В каждую нужно набрать критическую массу исполнителей, чтобы у заказчика была возможность найти подходящего мастера. Наша практика показывает, что для города в каждой категории должно быть не менее 50 мастеров.
Сейчас у нас их почти 1000:

  • Минск – около 400.
  • Бобруйск – больше 150. В Бобруйске о нас была публикация в СМИ, после которой случился приток пользователей.
  • Гродно – больше 100.
  • Могилев и Гомель – около 50.

Сейчас в месяц у нас выполняется около 100 поручений. Средний чек поручения – 400 тыс. рублей.

Самые востребованные у заказчиков направления:

  • «Домашний мастер» (сантехник, электрик, ремонт мебели и проч.) и строительные услуги – более 25%
  • Другие бытовые и клининговые услуги – 20%
  • Доставка – 13%
  • Распространение рекламных материалов – 10%

В Беларуси мы запускаемся «умнее», чем в Украине. Дело в том, что в Украине, на старте, мы не рассчитывали, что нам доверят серьезные задачи. Например, уборку квартир (ну кто пустит чужого человека домой?). Однако эти направления оказались востребованными, мы поняли это только спустя время. В Беларуси же открыли его сразу. Именно поэтому у нас на старте в Украине средний чек составлял 40 тыс. белорусских рублей (в пересчете), а в Беларуси – 400 тыс.

Фото с сайта minsknews.by
Фото с сайта minsknews.by

Рынок Беларуси нам очень нравится. У вас более честные и порядочные люди. Они не грубые и понятливые. Спокойно проходят проверки (понимают, что это необходимо). О проверках читайте ниже. Кстати, ни в одной стране, где мы работаем (Беларусь, Украина, Казахстан, Россия) не было так много вопросов по уплате налогов, как в Беларуси.Это значит, что белорусы-исполнители хотят работать легально. Мы очень надеемся на рынок Беларуси еще и в том аспекте, что здесь более лояльная аудитория. Для бизнеса важно получать обратную связь от своих пользователей, а она в Беларуси тоже отличная. Можно консультироваться с рынком – и никакого раздражения с его стороны.

Как мы отбираем исполнителей

У нас высокие требования к исполнителям. Поэтому отбор тех, кто хочет работать с нами, проходит в несколько этапов.

1. Регистрация на сайте. Человек предоставляет свои данные, e-mail, номер телефона.

2. Заполняет подробную анкету (личные данные, в том числе и паспортные, ссылки на аккаунты в соцсетях). Многие отсеиваются на этом этапе, так как боятся отдавать личные данные ресурсу. Однако по мере роста доверия к ресурсу ситуация исправляется. Ведь если человек приходит на работу, то он предоставляет паспорт работодателю.

Эти данные нужны нам для того, чтобы обезопасить заказчика. Ведь исполнитель имеет дело с материальными ценностями клиентов. 3. Менеджер проверяет анкету. Где живет исполнитель, что публикует в соцсетях (это характеризует человека). Мы детально изучаем профиль.

4. Онлайн-собеседование. Оно проводится в режиме видеоконференции. На нем мы просим показать менеджеру паспорт и сопоставляем данные из анкеты с данными документа. Лишь после этого человек допускается к работе.

Фото с сайта metro.us
Фото с сайта metro.us

5. Органическая проверка. После выполнения работы, человек получает отзыв и рейтинг от заказчика. У нас нет поддельных отзывов. Система работает таким образом, что нельзя просто прийти на сайт и что-то написать. Сделать это может только тот, кто пользовался услугами исполнителя.

Благодаря этому мы получаем точную картину работы мастера, а по среднему арифметическому оценок определяется его рейтинг.

Если исполнитель работает плохо, то он существенно падает в рейтинге. Мы выносим ему предупреждение. После второго предупреждения мы можем полностью заблокировать аккаунт. Вернуться на площадку такой человек уже не сможет. Таким образом, мы очищаем весь маркетплейс услуг от недобросовестных подрядчиков.

Подчеркиваем, что мы являемся сервисом, который предоставляет информацию о работе (заказах). Получается, мы не являемся налоговым агентом в Беларуси и не платим за исполнителей налоги. Поэтому белорусским пользователям очень рекомендуем зарегистрироваться в качестве ИП и платить налоги.

Бизнес-модель

Мы тестировали разные схемы монетизации сервиса:

1. CPC. Сервис получает оплату за клик, который ведет к переходу на страницу исполнителя. Исполнитель платит за переход.

2. CPA. Оплата за действие. Например, за созданные на площадке заказчиком задания.

3. Премиум-аккаунты. Выделение аккаунтов исполнителей за деньги (например, размещение их в общем списке выше всех).

Однако, мы решили, что эти схемы не совсем справедливы и не приводят к повышению качества услуг. Взять, к примеру, премиум-модель. Исполнитель платит деньги, а его профиль всегда в ТОПе. Сам он может работать плохо, но из-за вливания денег его профиль выше остальных. Он получает заказы. Поэтому мы ушли от этого варианта и ранжируем исполнителей органически: оценки и отзывы.

Фото с сайта btl-xxl.ru
Фото с сайта btl-xxl.ru

Поэтому в будущем (сейчас сервис в Беларуси бесплатный – прим. «По бизнес.») мы будем брать 10% от суммы каждого завершенного заказа. Это поможет проекту развиваться и находить новых клиентов и не будет бить по бюджету исполнителя. А исполнителю не придется заниматься рекламой и продвижением – это наша задача.

Монетизацию собираемся внедрить к концу года, после того как технически обновим платформу.

Как продвигается сервис

Продвигаться в Беларуси дешевле, чем в Украине. Там мы набили много шишек. В Украине мы были первыми и у нас не было опыта.

Мы использовали разные инструменты:

  • Контекстная реклама
  • Социальные сети
  • Тизерные сети
  • Баннерная реклама
  • Платные публикации в СМИ
  • PR-публикации

Каждый месяц мы проверяли один из каналов рекламы, анализировали его эффективность.

В итоге мы знали стоимость рекламной кампании, во сколько нам обходится один клиент, сколько составляет средний чек и сколько мы зарабатываем.

На старте было так, что если уходишь по ROI (показатель окупаемости инвестиций – прим. «Про бизнес.») в минус 30-40%, то это еще нормально. Можно было подтянуть показатель вверх за счет оптимизации объявлений. Если же был минус 98% – канал однозначно не подходит.

После такого отсева мы оставили только те каналы, которые были дешевыми и давали наибольший эффект: SEO и PR.

Фото с сайта eventplacer.ru
Фото с сайта eventplacer.ru

В части PR нам помогли:

  • Оригинальность идеи. Мы были первыми на постсоветском пространстве.
  • Неоднозначное и броское название способствовало распространению и узнаваемости.
  • Социальная направленность проекта. Даем работу исполнителям, помогаем найти подрядчиков.

Это хорошие темы для СМИ. И они их хорошо подхватывают.

В отличие от продавцов, мы не можем стимулировать спрос скидками или спецпредложениями. Наша специфика в том, что нам нужно не давать забывать о себе. Ведь спрос у нас не ежедневный. Например, когда сломался кран. И тут у человека должно сработать: «О, есть же «кабанчик». Нужно пойти вызвать сантехника». Мы сделали ставку на эту модель. И работаем по этой стратегии везде.

О конкуренции

Есть две категории конкурентов, которые я могу выделить:

1. Доски объявлений. Площадки, где исполнители размещают свои объявления. Они популярны, но у них есть недостаток: заказчику нужно искать на них мастера, согласовывать время, цену (торговаться, если нужно). Плюс работа может быть выполнена некачественно и исполнителю за это ничего не будет. Мы на нашей площадке сделали иначе: ты сам диктуешь условия, кто хочет – работает, остальные – идут мимо.

2. Специализированные компании. Юрлица, специализирующиеся на оказании профильных услуг (клининговые, курьерские службы и т.д.).

О работе в B2B-сегменте

В перспективе мы также будем подключать к работе юрлиц. По сути, мы заинтересованы в хороших подрядчиках: компания или частное лицо – не важно. Юрлица интересны тем, что у них больше ресурсов и они могут покрыть целые регионы. Например, у нас есть сложная категория – ремонт бытовой техники. В нее тяжело найти много частных специалистов, которые бы закрыли все регионы и могли хорошо починить телевизор, холодильник, СВЧ-печь и т.д.

В Украине с нами работают компании из сферы малого бизнеса (до 10 человек). Думаю, что в Беларуси будет такая же ситуация.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Роман Киригетов3.09.2015

На тот момент они еще были youdo.ru и организовывали конкурсы. Потом они уже сделали пивот на бытовые услуги.

Andrei Yankovich2.09.2015

На постсоветском пространстве ничего такого пока не было.

На самом деле давно существует проект https://youdo.com/

Платный контент