Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,28 USD 3,2757 -0,0052
  • 3,5 EUR 3,4954 +0,0027
  • 3,48 100 RUB 3,4772 +0,0001
  • 10 CNY 4,5146 -0,0084
Личный опыт «Про бизнес» 8 сентября 2015

Как общий бизнес разрушает дружбу и какие выводы из этого следуют – история директора «Сайтомании»

К чему надо быть готовым начинающим предпринимателям, которые хотят открыть свое дело вместе со знакомыми или друзьями. Что важно предусмотреть перед началом работы. Об этом на примере собственного бизнеса рассказывает Кирилл Солдаткин, директор веб-студии «Сайтомания» (разработка сайтов и интернет-маркетинг).

Кирилл Солдаткин. Фото из личного архиваКирилл Солдаткин. Фото из личного архиваКирилл Солдаткин. Фото из личного архива
Кирилл Солдаткин. Фото из личного архива

– От всех бизнесменов «старой школы» я слышал неоднократно: «У тебя есть партнер? Да? Плохо, очень плохо». Почему они так говорили и почему партнер – это плохо? Неужели «старики» не слышали про закон синергии, про «одна голова хорошо, а две – лучше» и т.д. Да в конце концов: один – делает, второй – продает!

20 лет назад бизнес, очевидно, строился иначе. Либо ты – либо тебя. Друг становился врагом. Деньги меняют людей.

Фото с сайта korabli.eu
Фото с сайта korabli.eu

Однако, если мы рассматриваем современный мир, то мы стали более цивилизованными, думающими, открытыми.

Сейчас важно не сколько у тебя денег, а что ты знаешь, можешь, умеешь.

Расскажу на примере своей компании, историю о распространенных ошибках, которые допускают молодые предприниматели, начиная совместный бизнес или думая его начать.

1. «Все по-братски» – не бывает

В конце 2012 я вернулся из Праги, где довелось поработать некоторое время. Вернулся с четким желанием открыть фирму, делать хорошие и качественные сайты недорого – для ИП и малого бизнеса. Целевая аудитория широкая, сайтов нормальных нет, поэтому казалось – золотая жила. Но была одна проблема: нужен был партнер.

В то время я занимался своими проектами в сфере cоздания сайтов, но решил довести их до точки, чтобы целиком и полностью посвятить себя старту проекта «Сайтомания». Попутно искал партнера, который займется технической частью.

Это заняло много времени. Сначала пытался привлечь незнакомых людей, т.к. наслышан про бизнес с друзьями. Потом, исчерпав возможности, начал предлагать знакомым разработчикам. Есть у меня два товарища, которых в прямом смысле слова уговаривал. Потратил 3 месяца. Уговорил одного – на обсуждение ушло еще 3 месяца. Общий поиск компаньона – полгода. Наверное, всем разработчикам в то время надоело делать сайты.

Фото с сайта infobusiness2.ru
Фото с сайта infobusiness2.ru

Тут мы приходим к первой истории, которую идеализируют все начинающие предприниматели: «Мы равны», «все по-братски: 50/50».

Это классические грабли предпринимателя, который запускает первый проект! Мы друзья, предприниматели, будущее яркое и безоблачное – окей, хорошо. Однако, вопрос: что делать, когда приходится принимать решение, и у каждого из партнеров свой взгляд?Происходит следующее: один начинает доминировать и проталкивать свое решение. А договаривались-то по-равному. И возникает противоречие, которое с течением времени увеличивается.

В бизнесе должен быть лидер. Начальников может быть сколь угодно, но лидер – один. И по размеру доли, и по принятию решений (последнее слово за ним). Если вы определились с лидером, и это не вы – согласитесь с этим.

Важно: остальная команда должна принимать лидера, иначе, если кто-то будет сомневаться в лидере, вся команда развалится.

2. Договаривайтесь на берегу

Вот мы так и работали: один проталкивал, второй не соглашался и молчал. Каждый месяц совместная работа приносила все меньше удовольствия.

Сначала мы улыбались, задерживались в офисе, много разговаривали о планах, вместе решали возникающие вопросы, с оптимизмом смотрели в будущее. Через 3 месяца уже практически не общались, только работали, причем общение стало довольно натянутым. Даже по рабочим вопросам. А ведь мы довольно хорошо и давно знали друг друга.

Фото с сайта hr-portal.ru
Фото с сайта hr-portal.ru

Здесь начинается вторая история: «Договаривайтесь на берегу».

Когда стартуешь ˜– очень много энтузиазма. Особенно, если это самый первый проект в роли предпринимателя: глаза горят, грудь разрывается, внутри переполняет энергия. Готов работать 24/7! Но все забывают о том, что это не навсегда. Люди меняются со временем, меняются взгляды, принципы, мораль. В конце концов – может надоесть. Поэтому необходимо перед стартом оговорить условия, при которых вы можете разойтись.Может, это и звучит как-то странно, но, поверьте, это поможет в будущем.

Проговорите скользкие вопросы перед началом – сохранит время и взаимоотношения.

Важно: условия надо записать куда-нибудь. Джентльменский договор никто не отменял – это поможет сохранить хорошие отношения в будущем.

И заведите привычку все договоренности фиксировать. Вокруг еще будет происходить масса событий.

3. Давай делать – а там разберемся

Фото с сайта monopoly-game.ru
Фото с сайта monopoly-game.ru

Мы разошлись спустя 6 месяцев, компаньон покинул меня. Расстались мы совсем не друзьями – каждый имел внутри очень много негатива по отношению к другому. Но на этом жизнь не заканчивается, хотя и было сложно эмоционально, физически (работать пришлось одному в двух секторах).

Но мне повезло – буквально в течение недели появился другой товарищ, который закрыл собой образовавшуюся амбразуру. С ним мы уже не совершили ошибки «все по-братски». 

Но совершили другую ошибку. Разные картины мира, разные подходы к работе, разное видение будущего. Начав работать с новым партнером, он предложил модель: «Давай делать, а там разберемся».

Отличная концепция, но не работает. Точнее работает, но у вас должна отсутствовать личная жизнь, семья, увлечения и вообще все. Кроме работы, разумеется.Я сделал вывод – перед тем, как окунуться с головой в «делать», составьте таблицу из двух колонок:

Напишите план по развитию до конца года с разбивкой по месяцам. Выделите, что будет происходить в каждом месяце, ключевые точки достижений. С течением времени план будет меняться – это нормально, без паники.

Важно: смотрите в план и табличку раз в неделю.

4. План по распределению прибыли

Спустя какое-то время новый партнер адаптировался, освоился, закончились новогодние праздники и наша компания начала переживать эпоху обновления. Сформировалась клиентская база, появились первые процессы, поступали новые заказы, мы начали зарабатывать. Когда появились деньги, появилась и четвертая история: «План по распределению прибыли».

Фото с сайта markerpaint.ru
Фото с сайта markerpaint.ru

Что делать, когда начали зарабатывать? Первая мысль – это то, ради чего я все это затеял. Потом проходит пару месяцев и понимаешь, что для развития тоже нужны деньги: увеличивать рекламный бюджет, нанимать новых людей, переехать в более комфортный офис, купить классные кресла и т.д.

Есть проблема: вы с партнером, скорее всего, думаете по-разному. Для одного – новые кресла, для второго – новый айфон. А это разные категории распределения прибыли.

Включите этот пункт в переговоры, которые будете проводить «на берегу». Решив эти вопросы перед стартом – вам будет гораздо комфортнее спустя 6-12 месяцев совместной работы, т.к. такие скользкие моменты изначально регламентированы.

Важно: запишите это. Нам повезло – мы сразу проговорили этот вопрос, зафиксировали и больше не возвращались к нему. Часть прибыли сохранялась на времена смуты – такие, как примерно сейчас.

И сохраняйте часть прибыли, когда бизнес работает в прибыль, ежемесячно.

5. Разделение ответственности

В 2014 все было хорошо, мы работали, делали классные сайты, попадали в рейтинги. Команда начала расти и стало сложнее – обязанности начали смазываться.

Фото с сайта ciss31.ru
Фото с сайта ciss31.ru

Эта часть истории – про разделение зон ответственности. Четко определите, кто и чем занимается. Опять же, через некоторое время, когда предпринимательство начнет превращаться потихоньку в бизнес, обрастать процессами, людьми, бумагами, клиентами – зоны ответственности будут меняться. Но, чтобы не завязать все на себе, а сделать управляемый и прозрачный, понятный бизнес – фиксируйте сразу, кто чем будет заниматься. И не лезьте в зону ответственности партнера. Может вы и знаете, как лучше, но «руками» делать его работу будете не вы.

Важно: нарисуйте карту бизнеса, все точки принятия решений и кто за что будет отвечать. Если возникает новая зона ответственности – принимайте решение совместно, основываясь на личных компетенциях и взаимодействии новой зоны с уже сложившимися.

У нас карты не было, мы никак не фиксировали, кто чем занимается, потому что казалось «и так понятно». А вот и нет. Мы начали лезть друг к другу в работу, говорить, как лучше, делать – сначала что-то по-мелочи, потом больше и больше не в своем сегменте ответственности. Это все приводит к тому, что через некоторое время совершенно непонятно, кто отвечает за клиента, на каком этапе работа, где документы, материалы и проч.

Для актуализации информации приходится дергать в прямом смысле каждого человека в офисе, т.к. информация очень сильно дробится. Все это безумно контрпродуктивно и офис превращается в бегающих людей, которые нервничают и отвлекаются от работы.

Важно: Выбросьте из головы фразы: я думал догадаешься, это само-собой разумеется, предполагал, что ты сделаешь и т.д. Выбросите любые невысказанные определения и неопределенные задачи.

6. Личное время

Фото с сайта placpigal.pl
Фото с сайта placpigal.pl

Забудьте про него, его не будет.

Учитывайте это, когда начинаете заниматься предпринимательством. Работать надо по 16 часов: дома, в офисе, дома, в дороге, на отдыхе, везде.

Когда в свободном плавании и других источников дохода нет – надо зарабатывать, чтобы купить поесть. Но это только мотивирует. Занимаясь тем, что нравится, чувствуешь полную свободу в принятии решений, а также горишь идеей изменить мир.

Важно: сложно с близкими людьми. Одни не верят что получится, другие просто отговаривают, третьи полны скепсиса, четвертые требуют внимания. И все это помимо ежедневной головной боли с проектом. Будьте готовы и к этому.

Получается, предпринимательство сплошной негатив? Ни в коем случае! Предпринимательство и бизнес – это прекрасно. Мы делаем жизнь лучше, улучшаем социальную экосистему и вносим свой вклад в повышение уровня жизни людей. Просто держите это в голове и старайтесь не наступать на грабли, которые были пройдены многими миллионами предпринимателей. Ошибки стоят денег.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.