Войти
Личный опыт
«Про бизнес.» 17 сентября 2015

Как в первый раз полететь на воздушном шаре, а через 3 месяца – сделать это своим бизнесом. История Екатерины Жуковой

О том, как создается и с чем сталкивается бизнес на воздушных шарах, рассказывает руководитель «Аэротур-Баллунс» (катание на воздушных шарах) Екатерина Жукова.

Фото с сайта martin.livejournal.comФото с сайта martin.livejournal.comФото с сайта martin.livejournal.com
Фото с сайта martin.livejournal.com

– Все вышло случайно, примерно пять лет назад. У меня был день рождения. В качестве подарка мне предложили полет на воздушном шаре, который специально привезли в Беларусь. Тогда я впервые заразилась небом.

Екатерина Жукова

Учредитель и руководитель воздухоплавательного общества «Аэротур-Баллунс»

Этим бизнесом мы занимаемся вместе с партнером Дмитрием Бондаренко. До этого он работал в Питере, имел опыт пилотирования шаров. Поначалу воздухоплавание просто приносило удовольствие. Никто не думал: «Я полетел – это будет бизнес». Но потом мы начали замечать интерес со стороны знакомых и друзей. Пошла волна сарафанного радио, и мы начали задумываться.

Начали дело с того, что изучили ситуацию в стране. Оказалось, что на тот момент в Беларуси был только один шар – в Гродно. Но там ребята занимаются прыжками с парашютом, «покатушек» у них не было.

Масштабных исследований рынка не проводили. Информацию получали через Интернет и Департамент по авиации (о количестве воздушных шаров). Если ты видишь, что в Беларуси вообще зарегистрирован только один шар, то понимаешь, что рынок пустой.
При этом мы понимали, что если у соседей это направление развивается, то и у нас не может не быть спроса.

В итоге за месяц-два после первого полета на воздушном шаре я ушла со своего места работы (к этому времени я имела опыт в разных сферах: от бизнеса в торговле, организации мероприятий до телевидения).

И уже через три месяца мы начали первые полеты – как бизнес.

О прохождении процедур

Шар – такое же воздушное судно, как вертолет или самолет. У него есть бортовой номер, он проходит сертификацию, его нужно ставить на учет, он проходит проверки.

Когда нет опыта и ты не понимаешь тонкостей всех процедур, то приходится набивать шишки самому и это отнимает много времени. Так, например, воздушные шары должны иметь сертификаты происхождения и соответствия требованиям безопасности. Только с ними судно могут поставить на учет.

При постановке на учет мы столкнулись с тем, что проверяющие органы не всегда знают особенности таких воздушных судов. Парадоксально, что один из членов принимающей комиссии вообще видел воздушный шар впервые.

Для работы мы выбрали чешские шары «Kubicek Balloons». У них есть все необходимые документы для постановки на учет. В России также работают заводы-изготовители шаров, однако там они идут как индивидуальные «самоделки» – сертификатов у них нет. В Беларуси такой шар на учет не поставишь.

Отдельно стоит сказать про процедуру получения разрешения на полеты.

Фото из личного архива Екатерины Жуковой
Фото из личного архива Екатерины Жуковой

В Беларуси небо все еще в ведении военных. Соответственно, мы, как гражданская авиация, должны за день до полета подавать заявки в Департамент по авиации. В них мы указываем основные параметры полета: место взлета, курс, продолжительность полета, скорость и т.д.

Если в заявленной зоне будет проходить другое воздушное судно, военные учения или находится полигон, с которого стреляют – такую заявку отклоняют.

Для сравнения, как-то мы летали в Германии в Альпах. Там все намного проще. За час полета мы увидели возле себя вертолет, рядом с аэродрома поднялся самолет, а когда уже садились – над нами пролетел истребитель.

В Беларуси, если летишь на воздушном шаре и видишь военный вертолет – велика вероятность, что он прилетел сажать тебя на землю. У нас таких посадок не было. Хотя был один занятный случай. Дело в том, что в Беларуси много «партизан-парапланеристов», которые летают нелегально (они должны также подавать заявку). Естественно, их пытаются ловить. И вот однажды мы наблюдали такого любителя полетов, за которым через некоторое время прилетел военный вертолет и начал его искать.

Сколько стоит организация бизнеса на воздушных шарах

Сейчас у нас 3 воздушных шара. Мы их выбирали, чтобы поставить на учет. Выбрали чешские, так как у них хорошее соотношение цена-качество.

Затраты:

1. Покупка самого шара. Цены на шар могут быть разными. В среднем сейчас 2-3-местный шар стоит €60 тыс. (без дополнительного оборудования):

  • Корзина
  • Топливный блок
  • Горелка
  • Оболочка

Стоимость очень сильно зависит от типа шара (например, бывают спортивные), его формы и т.д.

2. Дополнительное оборудование. Например:

  • Навигационное
  • Вентилятор
  • Связь и т.д.

Это еще примерно €10-15 тыс.

3. Таможенные платежи. К затратам стоит отнести и растаможку – это еще 20-30% стоимости.

Фото с сайта commons.wikimedia.org
Фото с сайта commons.wikimedia.org

4. Стандартные расходы для бизнеса:

  • Аренда офиса
  • Налоги
  • Зарплата сотрудникам и проч.

Они у каждого могут быть свои

Запускали проект на собственные средства. Так как мы стали представителем чешской компании в Беларуси, то сначала у нас были специальные условия, позволившие безболезненно начать заниматься этим делом. Без специальных условий (рассрочка) было бы очень сложно оплатить все самим.

Тонкости бизнеса в воздухоплавании

Когда мы это все начинали, то посчитали, что хотя бы «в ноль» выйдем через три года. Однако пришли мы к таким результатам где-то через четыре года. Дело в том, что у шаров есть свой рабочий ресурс. Например, оболочка шара – это, по сути, ткань. Она изнашивается. И ты начинаешь вкладывать деньги в ремонт. К тому же, шары постоянно должны проходить проверки. Все это – дополнительные затраты.

Да и сам этот бизнес – вещь сезонная. В начале мы не учли этого аспекта. Несмотря на то, что летать можно круглый год, зимой полетов у нас существенно меньше.

Фото из личного архива Екатерины Жуковой
Фото из личного архива Екатерины Жуковой

Летом же летать можно только утром и вечером. Это особенность устройства и полета шара. Дело в том, что шары летают горизонтально со скоростью ветра. Летним днем поверхность земли прогревается неравномерно: асфальт, трава, вода, здание и т.д. Возникают восходящие потоки ветра, которые могут делать шар неуправляемым. Нам это не нужно. Более равномерно земля прогревается только утром и вечером.

Учитывая, что не всегда у нас хорошая погода, возможности заработать на полетах довольно узкие. Ну и здесь добавляются все наши законодательные ограничения, о которых говорилось выше.

О бизнес-модели

Основные направления, на которых зарабатывает компания:

1. Услуги по воздухоплаванию – полеты на шарах. Кстати, 80% наших полетов в этом направлении – это предложение руки и сердца.

Фото из личного архива Екатерины Жуковой
Фото из личного архива Екатерины Жуковой

2. Корпоративные мероприятия. Используем шары для проведения тим-билдинга, просто для катания.

3. Реклама. Брендирование шаров. Для клиентов это скорее имиджевая реклама, и она довольно дорогая.

О ценах на услуги говорить очень сложно даже при всем желании. Они, фактически, индивидуальны, так как есть разные варианты полетов, маршруты, есть в затратах и валютная составляющая (некоторые сайты Минска продают сертификаты на полеты на воздушном шаре по цене от 2,5 до 7,5 млн рублей. В зависимости от количества пассажиров – прим. «Про бизнес.» )

Откровенно говоря, это бизнес на грани рентабельности. Пару раз, с экономической точки зрения, мы попадали в сложную ситуацию. Порой возникало желание прекратить, но неимоверная любовь к воздухоплаванию возвращает в него. Мое мнение, такой бизнес должен быть дополнением к существующему (у нас есть еще event-компания).

Либо, если делать бизнес основным, то нужно увеличивать число воздушных шаров и работать за счет масштаба. Но здесь уже нужно серьезно изучать рынок и основательнее этим заниматься: обучать пилотов, искать большое финансирование и т.д.

О подготовке пилотов

Бизнес в воздухоплавании завязан на пилотах, которых нужно готовить. Один шар обслуживает команда: «Пилот + 3 человека».

Пока в Беларуси нет школы пилотов. Это один из этапов, который мы в перспективе рассматриваем для себя – создание школы пилотов.
Кроме того, что таких специалистов трудно набрать, их еще и сложно готовить:

1. Высокие требования по здоровью.

Фото с сайта salavatmed.ru
Фото с сайта salavatmed.ru

2. Нет единого места, где можно пройти всю подготовку. В одном месте ты можешь прослушать теорию. В другом нужно налетать 16 часов с инструктором, а потом сдать экзамен. Например, свое пилотское удостоверение я получала в Киеве.

Подготовка пилота может обходиться в $4-5 тыс. Причем это очень специфичная вещь, и здесь нужно договариваться с самим человеком об условиях. Нужно разобраться с тем, для чего он хочет получить удостоверение (возможно, он хочет затем приобрести свой шар).

Но нужно понимать, что даже после получения пилотского удостоверения нельзя подпускать человека к коммерческим полетам сразу же. 16 часов налета – это очень мало. Как минимум, пилоту нужно отлетать сезон «просто так». А это затраты.

О конкуренции

Нам звонит достаточно много бизнесменов. Они задумываются над тем, чтобы открывать свой подобный бизнес и узнают детали.

Часто у таких бизнесменов есть какие-то расчеты и им кажется, что все очень прибыльно и радужно. Дескать, можно покупать шар, который «отобьют» чуть ли не за сезон. Когда ты начинаешь рассказывать с чем столкнулся, то желание обычно пропадает.

Фото с сайта vm.ru
Фото с сайта vm.ru

Нельзя быть отдельным бизнесменом и не быть пилотом, не знать принципов полета. 

Воздухоплавание – это больше состояние души и нужно понимать, что это такое и какова его специфика.

Как продвигается бизнес

Мы не даем много рекламы, так как сейчас не можем обработать большое количество заказов (сказывается нехватка пилотов). По сути, у нас три шара, но постоянно задействованы лишь два. Плюс погода.

Так что каналов продвижения у нас два:

1. Интернет.

  • Контекстная реклама.
  • Поисковики. Так как мы организуем различные фестивали воздухоплавания, они привлекают много внимания. Люди ищут информацию о них в Интернете и идут на наш сайт.
  • Соцсети. Они хорошо работают для продвижения бизнеса.

2. Сарафанное радио. Самый эффективный канал продвижения. Ни одна фотография и сообщение не передаст ощущения, которое вы получаете после полета, поэтому рассказывающие друзьям о впечатлениях люди – лучший канал рекламы.

О кризисе

Его влияние в этом сезоне ощущается. Полетов стало меньше. Если раньше летом у нас могло быть все расписано на три недели вперед, то сейчас заказов не так много. Мне кажется, что это из-за того, что люди не готовы тратить деньги на развлечения.

Но все равно осталась прослойка людей, которые готовы платить и могут себе позволить полет.
 

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент