Войти
  • 1,97 USD 1,9746 -0,0043
  • 2,13 EUR 2,1262 +0,0042
  • 3,12 100 RUB 3,1155 +0,0201
Личный опыт
«Про бизнес.» 22 сентября 2015

Как «задушить» в себе наемного работника и стать предпринимателем – 10 советов от Дениса Курьяна

Предприниматель, продюсер и телеведущий Денис Курьян на форуме «Бизнес Будущего» поделился личным опытом, рассказал, к чему надо готовиться тем, кто решил открыть собственное дело.

Фото: Дарья Бурякина, probusiness.by
Фото: Дарья Бурякина, probusiness.by

– Больше 10 лет я был наемным работником, моя карьера была хорошая по отечественным телевизионным меркам.

В какой-то момент я получил диплом МВА. Конечно же, он разжигает желание работать на себя, строить свои системы. И я стал предпринимателем.

Мы начали первый бизнес – вендинговую сеть. Сейчас ей практически не занимаемся, потому что горизонта роста не видим. Но бизнес работает и приносит пассивный доход.

Дальше был бизнес побольше, он вырос из моих умений и навыков: продакшн-студия «Промофильм». Сегодня мы, я считаю, лидер рынка корпоративных фильмов.

Оборот студии и сети кофе-аппаратов в прошлом году составил 10 млрд белорусских рублей.

И вот наконец-то мы созрели до бизнеса, в котором видим антикризисную возможность – сеть блинных. Это будет очень бюджетный сегмент. Когда приходят глобальные сети, делать что-то дешевле и вкуснее чем они – и есть возможность. Мы долго искали франшизу, но затем решили открываться все-таки под своим брендом. В наших планах – запуск  7 небольших заведений на протяжении следующего года.

Скриншот из презентации Дениса Курьяна
Скриншот из презентации Дениса Курьяна

Расскажу о своих наблюдениях и выводах, как не перенести в мир предпринимательства привычки, которые были с вами во время работы по найму.

1. Сначала бизнес, потом структура

У наемного работника всегда много идей, но всегда находится отговорка: нет денег. Но на самом деле не деньги главное, особенно когда речь идет о бизнесе в сфере услуг. Им можно заниматься с абсолютно минимальными стартовыми издержками.
Когда я собрал команду для продакшн-студии, мы взяли ноутбуки и работали дома. Все, что можно, было на фрилансе и аутсорсинге. Да, мы немножко стеснялись, приходя к крупным корпорациям, когда они говорили: «Давайте мы приедем посмотреть, где вы монтируете». Не сказать же им, что их видео монтируется на домашней кухне! Но во всем остальном мы только выигрывали. Иными словами, офис нужен скорее вашим клиентам, чем вам. Если вы хотите свой бизнес, начните его делать.

Фото: Дарья Бурякина, probusiness.by
Фото: Дарья Бурякина, probusiness.by

Только потом обрисуйте его в структуру, найдите офис и нанимайте персонал.

2. Завершив первый этап роста, структурируйте свое дело

Для творческих людей это выглядит достаточно странно. Людям, которые работают со мной, было сложно понять, зачем мне бизнес-план. Они покрутили пальцем у виска и сказали: «Зачем? Давай работать, как работали». Но любой, даже самый творческий бизнес, должен быть структурирован.Мне казалось, что будет команда [в компании «Промофильм»], которая идет к общей цели. Но оказалось, что у творческих работников цели абсолютно иные, нежели у административных.

Это привело к тому, что у нашей компании есть два бизнес-плана. Один из них творческий – делать интереснее, красивее, побеждать на фестивалях и конкурсах. А о деньгах забочусь я.

Фото: Дарья Бурякина, probusiness.by
Фото: Дарья Бурякина, probusiness.by

3. Ввести четкие критерии оценки труда

Это необязательно должна быть конкретная цифра оценки, поскольку не все наемные работники являются менеджерами. Но каждый должен понимать, что такое хорошо и что такое плохо.

Предположим, если такса видеооператора, условно, 4 млн рублей (за съемку – прим. «Про бизнес.»), то при найме мы предлагаем условия: 3,5 млн он получает точно, а если сделает все как надо, на 120%, то получает 5 млн.

Большинство операторов отвечает: «Вы что, с ума сошли? Ведь есть определенная такса, и не вам это менять». Но ведь мы готовы заплатить больше в том случае, если оператор хорошо выполнит свою работу. Да, к этому привыкли далеко не все. Некоторые отказались с нами работать. Но те, кто остался, дают гораздо лучший результат.

Фото: Дарья Бурякина, probusiness.by
Фото: Дарья Бурякина, probusiness.by

Такой подход мотивирует даже тех людей, которые не думали о финансовых целях – потому что финансовые краткосрочные показатели есть даже у самых творческих работников.

4. Делегировать все, что можно делегировать

Первая крайность наемного работника – «ничего сам». Для руководителя есть другая крайность – «все сам». Он готов разгребать мелкие бизнес-задачи, в то время как его компания не растет.

В творческом коллективе делегировать невероятно тяжело – люди не хотят брать задачи. Они ленятся или говорят, что работы и так много. С одной стороны, это сигнал к тому, что надо расширяться. С другой – возможно это не те люди, и нужно не бояться их увольнять.

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

5. Ввести структуру, а потом убрать из нее себя

Мы все не вечны и хотим создать долгосрочные структуры.

Если ваш бизнес завязан на ваших компетенциях и на вашей личности – есть большой риск, что без вас не станет и бизнеса.

6. Показывать пример, работая 90% рабочего времени

Большинство сотрудников считает, что их рабочее время начинается, когда они пересекают границу офиса. Для вас же очевидно, что они еще не работают. Работа начинается с первым звонком клиенту, совещанием, письмом.

Около 60% времени сотрудник действительно работает, а все остальное время – подготовка к работе или посторонние дела. Чтобы мне стало проще жить, я поставил себе задачу сначала свой собственный коэффициент довести до 90%. Люди – это зеркальное отражение друг друга. Если они видят, что собственник бизнеса в рабочее время работает, а не сидит в социальных сетях, курит или пьет кофе, то это заражает.

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

7. Не нанимать на работу своих друзей и родственников

Однажды моя школьная подруга, которая работала у нас менеджером, попросила 13-ю зарплату только на том основании, что мы друзья. Она была крайне удивлена тому, что я могу ей отказать.Друзья могут быть эффективными партнерами, но что касается друзей как подчиненных – это исключено. Друг – это априори тот же социальный статус, что и у вас.

8. Запретить сотрудникам считать доходы в валюте

Однажды мой знакомый, заказывая машину, позвонил в автосалон поинтересоваться о цене. Ему ответили: «35 тысяч». Он уточнил: «35 тысяч чего?». – «Ну как, долларов, конечно, мы же в Беларуси живем».

То же самое происходит с работниками.

Если вы работаете на глобальном рынке, то считать зарплаты в долларах – это естественно. Но пока вы локальный игрок, для вашего бизнеса губительно считать выплаты в долларах.

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

Мы перевели абсолютно все расчеты в белорусские рубли. Пока наши заказчики работают с нами в белорусских рублях, мы работаем с нашими сотрудниками в той же валюте. Те, кто не согласился, с нами уже не работают.

9. Не отнимать у семьи последнее

Это касается не только финансов, но и времени. Не отнимайте у своих близких самих себя. У меня есть правило, которое трудно доказать эмпирически, но оно работает: когда хотя бы 3-4 вечера я провожу дома со своей семьей, то и в бизнесе дела идут лучше. Когда мы сидим вечерами на работе, ничего не получается.

Фото: Дарья Бурякина, probusiness.by
Фото: Дарья Бурякина, probusiness.by

10. Не бояться кризисов. И вообще ничего не боятся

И это принципиальное отличие предпринимателей.Наемные работники в кризис стремятся спрятаться под ваше крыло для того, чтобы этот кризис пересидеть.

Недавно мы проводили собеседования менеджеров по продажам. Один из соискателей признался, что совсем недавно был собственником бизнеса. Я поинтересовался, что это за бизнес и почему он закрылся. И получил ответ: «Я отравил 500 е-мейлов, ответа мне не пришло. Я подумал – кризис, и закрыл свой бизнес. Теперь пришел к вам, быть вашим менеджером по продажам». В его глазах я прочитал, что он хочет пересидеть кризис у меня.

У нашей компании «Промофильм» есть антикризисный план. Мы знали, что маркетинг в этом году у компаний «ляжет» первым, и разработали более бюджетные решения. Даже в кризис продажи не будут на нуле, если к этому стремиться. Все равно бизнесу надо решать свои задачи, а мы как сфера услуг можем ему в этом помочь.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Платный контент