Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,28 USD 3,2757 -0,0052
  • 3,5 EUR 3,4954 +0,0027
  • 3,48 100 RUB 3,4772 +0,0001
  • 10 CNY 4,5146 -0,0084
Личный опыт «Про бизнес» 13 ноября 2015

Как устроен бизнес на искусстве – рассказ арт-директора Галереи «Ў»

В этом году в Минске открылось сразу несколько художественных галерей, которые устраивают выставки, а также продают работы художников, дизайнеров, фотографов, скульпторов. Мы решили выяснить, как работает арт-рынок в Беларуси. Своими наблюдениями и выводами делится арт-директор Галереи «Ў» Анна Чистосердова.

Фото с личной страницы Анны Чистосердовой в FacebookФото с личной страницы Анны Чистосердовой в FacebookФото с личной страницы Анны Чистосердовой в Facebook
Фото с личной страницы Анны Чистосердовой в Facebook

– На белорусском арт-рынке здесь и сейчас происходят интересные процессы: буквально в последний год в Минске появилось сразу несколько новых художественных галерей, некоторые позиционируют себя как галереи современного искусства.

Современное искусство – обширное понятие. В русском языке нет четкого понятийного разграничения внутри него, поэтому я проиллюстрирую английским: есть modern fine art и contemporary art. Мы занимаемся contemporary art. Такое искусство более реакционно, оно отличается большей рефлексией на происходящее в мире и использует новые медиа, новые инструменты передачи месседжа (например, инсталляции, флеш-мобы – прим. «Про бизнес.»). Те галереи, которые открываются сейчас, представляют обычно более традиционные направления искусства, которые понятней и доступней широкой публике.

Почему галерейный бизнес стал развиваться

Активному развитию галерейного дела в Беларуси я вижу несколько объяснений:

1. Возможно, наконец-то люди, у которых есть ресурсы для инвестирования в различного рода бизнес-проекты, немного устали и наелись первостепенными благами. Этих благ всем остро недоставало после распада Советского Союза. И сейчас предприниматели, топ-менеджеры обратились к культуре и искусству. Этим же, как мне кажется, объясняется рост поддержки культурных инициатив и проектов со стороны белорусского бизнеса, который очевиден сегодня.

2. Еще одна причина этих процессов – рост мобильности, перемещений. Люди ездят в европейские страны, посещают там музеи, галереи, ярмарки, смотрят, как это все функционирует в Европе – и кто-то открывает галереи здесь.

Картина художника BAZINATO. Скриншот с сайта ygallery.by
Картина художника BAZINATO. Скриншот с сайта ygallery.by

Рассчитывать на то, что инвестиции в открытие галереи достаточно быстро окупятся, в белорусских условиях немного утопично. Если говорить о нашей галерее – она уже себя окупила. 

Портрет покупателя

Если десять лет назад большая часть работ, приобретаемых в галерее, вывозилась за рубеж, то сейчас большинство из них остается в стране.

Наши коллекционеры становятся более активными, в том числе за рубежом. Во время очередного участия галереи в ярмарке «Арт-Вильнюс» в прошлом году определенная часть работ ушла в белорусскую коллекцию.

Покупатель произведений белорусского современного искусства – это обычно представитель крепкого среднего класса – либо владелец компании, либо один из ее руководителей.Зачастую эти люди также каким-то образом связаны с креативными индустриями – например, рекламой. Но не всегда.

Часто у нас приобретают работы представители дипломатических миссий, банковского сектора. Несколько раз мы работали с государственными предприятиями, когда нужно было сделать какой-то крупный подарок директору этого предприятия или кому-то из основных клиентов.

Покупатели работ наших художников – это люди с активной жизненной позицией, те, кто интересуются культурными процессами и активно включены в социальную жизнь.

Фото с сайта place.by
Фото с сайта place.by

Взаимодействие с художниками и продвижение

Мы стараемся заинтересовать наших коллекционеров, организовывая встречи с белорусскими художниками и кураторами, приглашаем на международные арт-выставки, планируем устраивать выездные туры на крупные выставочные проекты с участием белорусских художников за рубежом.

Фото с сайта podolsk-artc.ru
Фото с сайта podolsk-artc.ru

Поскольку арт-рынок находится в зачаточном состоянии, этика взаимоотношений между галереей и клиентом, галереей и художником только формируется. Иногда люди, приходящие в галерею, считают абсолютно нормальным подойти и спросить телефон художника или спросить, где находится его мастерская. Я слабо представляю, как такая ситуация может произойти в галерее в Берлине, Лондоне или Нью-Йорке.

Берлинская картинная галерея. Фото с сайта tourister.ru
Берлинская картинная галерея. Фото с сайта tourister.ru

Европейская модель этого бизнеса предполагает покупку через галерею, которая гарантирует качество произведения искусства.

Любая галерея заинтересована в инвестировании в художников, в капитализации их работ. Для этого мы:

  • Показываем работы на своей территории
  • Вывозим их за рубеж, участвуем в арт-ярмарках

Если вы приобретаете работу в галерее – значит, ее автор – не человек с улицы, и вероятность, что в будущем цена на его работу увеличится, достаточно высока.

Наконец, вы не купите фейк: галереи являются гарантом подлинности произведений, которые они продают.

Как формируется стоимость работ

Цена на произведения современного искусства в Беларуси в среднем стартует с $300-400. Мы рекомендуем начинающим коллекционерам присматриваться к молодым именам. Если такие авторы выставляются в галереях, если им помогают профессионалы – велика вероятность, что цена на их работы вырастет значительно за относительно небольшое время.

У некоторых художников – даже в Беларуси – заслуженно высокие цены, они могут подниматься выше $10 000. До мировых сотен тысяч и миллионов долларов нам еще далеко, но над этим работает все арт-сообщество Беларуси.

Я сама некоторое время назад начала приобретать работы в дополнение к своей базовой коллекции – и поняла, что это потрясающее ощущение, на это можно очень крепко подсесть.

Фото с сайта minsk-vokrug.by
Фото с сайта minsk-vokrug.by

И я часто наблюдаю такие ситуации: изначально человек приходит в галерею с желанием приобрести одну работу – для декора, оформления интерьера. Но потом возвращается еще и еще – и переходит в разряд начинающих коллекционеров: он уже следит за тем, что происходит с конкретным художником, за его выставочным графиком.

То, что конкретный художник может становиться модным, уже можно наблюдать в Беларуси. Однако, вопреки распространенному мнению, цена на произведения не так сильно зависит от моды. Здесь в первую очередь важны CV художника, коллекции, в которых находятся его работы, его участие в крупных событиях, выставках за рубежом.

Особенно важно, когда работы художника представлены в институциональных коллекциях (музеи, центры современного искусства). В последние годы усилился интерес к современной художественной среде Беларуси со стороны кураторов крупных зарубежных институций, критиков и искусствоведов. Такого рода признание и интерес гораздо важнее процессов на арт-рынке, которые зачастую создаются искусственно, «подогреваются» его участниками.

Что влияет на развитие рынка

На рост цен на некоторых белорусских художников в ближайшее время повлияет рост количества галерей.

Еще один фактор – мобильность белорусских художников. Многие из них уехали отсюда, получили образование за рубежом и представлены на европейской и мировой сцене искусства. Есть ряд безумно успешных художников из Беларуси, которые сейчас очень хорошо продаются и выставляют свои работы за рубежом.

Фото с сайта retail-loyalty.org
Фото с сайта retail-loyalty.org

Такая включенность белорусских художников в мировые процессы повышает интерес к белорусскому арт-рынку и поднимает цены.К сожалению, в сфере contemporary arts в Беларуси – в отличие от классического искусства или антиквариата – пока практически отсутствует вторичный рынок. Однако он есть за пределами Беларуси, а интерес к белорусским художникам там постоянно растет.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.