Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2545 +0,002
  • 3,52 EUR 3,5239 -0,0062
  • 3,51 100 RUB 3,5097 +0,0049
  • 10 CNY 4,4847 +0,0013
Личный опыт «Про бизнес» 27 ноября 2015

С чего начинался бизнес по ремонту мобильных телефонов и как он работает сейчас – история компании «ГласВин»

Роман Городинский, учредитель компании «ГласВин», рассказал, как в Беларуси запускался бизнес по ремонту мобильных телефонов, и как он устроен сейчас. Также он поделился личными наблюдениями о поведении клиентов и сотрудников. Это может быть полезно другим компаниям из сферы услуг.

Фото с сайта remont-iphone.com
Фото с сайта remont-iphone.com

– В этом бизнесе я с 2000 года. В 1999 люди еще пользовались большими трубками от компании БелСЕЛ. GSM только пришел на рынок, и я заказал из Москвы маленький телефон Sony Ericsson A1018s. Через некоторое время я продал его дороже, чем купил.

Роман Городинский

Учредитель компании «ГласВин»

Потом мне привезли еще телефон, его я тоже продал. Постепенно я «втянулся» – стал ездить в Москву за б/у телефонами, потом в Польшу за новыми. Тяжелые были времена, но очень классные. В неделю по два раза был в Польше, привозил по 50-100 телефонов. Бывало, приеду утром из Польши, а вечером еду обратно. Все продавалось. Деньги лились рекой.

Фото с сайта vzm-vesti.ru
Фото с сайта vzm-vesti.ru

Людям даже не нужна была гарантия, хватали сразу. Длилось это до тех пор, пока не изменилось законодательство – ввели акцизные марки на телефоны, возникли проблемы с таможенным оформлением документов. Стало невыгодно, да и еще в Польше курс доллара изменился с 4 злотых до 2,7.

Я открыл павильон на рынке Ждановичи, начал заниматься аксессуарами. Одним из первых начал раскодировать телефоны. Очередь стояла с утра до вечера. С каждого раскодированного телефона я имел сумму, эквивалентную 10 долларам.

Фото с сайта abu.by
Фото с сайта abu.by

А в 2006 году начал заниматься ремонтом мобильных телефонов. Но уже через год Ждановичи начали терять свои свойства. Администрация выставила очень тяжелые условия для предпринимателей, да к тому же люди перестали туда ездить.

Что именно изменилось?

  • Контингент. Рынок, на мой взгляд, стал «туром выходного дня» для провинциалов. Такие будут долго торговаться, да и в целом – не очень приятно вести с ними бизнес.
  • Стоимость аренды. Стоимость 1 м2 составляла €20. Аренду надо оплачивать в местном банке, и они еще снимают комиссию 2% – потому что нет договора с рынком. Но как это нет договора? Это же ваш банк!
  • Режим работы. Открывался рынок в 9-10 утра и только к 11 появлялись покупатели, а к 15.00 все сворачивались – народа уже нет. Заработать можно было только в выходные.
  • Условия работы. Въезд был платный даже для арендаторов, стоянки нет. У нас поначалу были «проездные карточки» на стоянку для предпринимателей – 3 000 белорусских рублей  в день. Потом администрации это не понравилось, и она уравняла арендаторов с покупателями. Да и еще каждый месяц – перестановка киосков.
  • Падение спроса. Теперь в торговых центрах продукты и другие вещи покупать выгоднее, чем на рынке.

Я начал постепенно продавать все павильоны с 2008 года. Их на тот момент было четыре – 1 мастерская и 3 магазина. На самом крупном павильоне (15 м2, высота 3,2 м.) я начал прогорать. Я платил за аренду 1 100 000 рублей + зарплата продавцу, а выручка была 780 000. За полтора года я ушел в минус на $17 000. Один из павильонов я вообще «подарил» рынку – просто ушел и отдал ключи. 

Тут подвернулся момент – на Комаровке продавали сервисный центр. Я его перекупил, с долгами даже – и очень доволен. Он стал приносить больше денег, чем 2 павильона на Ждановичах. 

Фото с сайта pobeda-service.ru
Фото с сайта pobeda-service.ru

Сейчас на Ждановичах первые 2 часа въезда на территорию рынка сделаны бесплатными, туалет бесплатный. Но, на мой взгляд, впечатление о рынке уже безнадежно испорчено, у людей осталось старое мнение о ТД «Ждановичи».

Сколько стоит запуск бизнеса?

Это не тот бизнес, с которого сразу получится заработать. Первые 3-4 месяца мастерская будет работать в минус, в «мертвые месяцы» (январь-февраль) ее лучше вообще не открывать.

В среднем на открытие мастерской необходимо $10 000. Этого хватит, чтобы:

  • Снять помещение
  • Нанять 1 мастера и 1 администратора
  • Купить оборудование (паяльная станция, к примеру, стоит около $150)
  • Получить сертификацию по категориям (от $1 500) и проверить оборудование (проверяется ежегодно)
  • Организационные расходы: регистрация фирмы, открытие р/счета в банке, принтер, компьютер (минимум 2 шт), мебель и т.д.

Об участниках рынка ремонта мобильных телефонов

Фото с сайта gorod-uspeha.com
Фото с сайта gorod-uspeha.com

Большинство директоров в нашей отрасли знают друг друга. Мы все начинали со Ждановичей. Сейчас на рынке около 20-30 стабильных игроков. Много однодневок, посредников, их я даже не считаю.

К примеру, на «Монетке» возле Комаровского рынка, по моим подсчетам, 12 мастерских. Из них только 5, как мы считаем,  качественные – так сказать, «с руками». У которых есть все необходимые документы на наш род деятельности (лицензия по категориям, сертификация, соответствующее оборудование). По соседству со мной есть пару мастерских, которые отдают все заказы нам, «накидывают» себе за посредничество 50 000 – 60 000 тысяч и так выживают. Они пытаются менять тачскрин (экран) или динамик своими силами, но работу посложнее выполнить не в силах.

Есть мастерские, которые не выполняют своих договоренностей по гарантийному обслуживанию. Они крайне редко подтверждают гарантийный случай. Естественно, недовольные владельцы телефонов идут с жалобой к продавцу. Постепенно с такими мастерскими перестает работать весь рынок по продаже аппаратов.

Скриншот видеокадра с YouTube
Скриншот видеокадра с YouTube

Также у меня есть знакомый – продавец телефонов, от которого ко мне приходят «по гарантии» (сдавать телефоны в гарантийный ремонт) 80 из 100 покупателей. Почему? Потому что он продает китайские копии оригинальных телефонов. С такими я стараюсь уже не связываться, как и мои коллеги.

Клиенты

Наш сегмент – массовый, люди приходят разные. Необходимо быть готовым к распространенным человеческим недостаткам:

  • Хамоватость
  • Безответственность
  • Непорядочность, вплоть до воровства
  • Продажи ворованных телефонов

Бывает, купят б/у зарядное устройство. Проходит пару дней, его возвращают – мол, не подошло. Ну, извините, на зарядку нет гарантий. Эта вещь возврату и обмену не подлежит. «Нет, у меня есть 14 дней, вы обязаны». Но на самом деле я обязан принять товар обратно, только если не нарушена герметичность упаковки – т.е. покупатель им ни разу не воспользовался.

Фото с сайта ru.aliexpress.com
Фото с сайта ru.aliexpress.com

Бывает, клиент уже не хочет забирать телефон из ремонта – хотя мастерская уже отремонтировала его, потратила средства на запасные части. А клиент за это время, например, купил новый. Здесь возникают трудности привлечения к ответственности из-за пробела в законодательстве.

Ведь клиент должен оплатить стоимость ремонта и запчастей. Но если это, к примеру, 300 000 рублей, а госпошлина за обращение в суд – 750 000, мастерской нет совершенно никакой выгоды туда обращаться. Поэтому сейчас мы берем предоплату в 50% за запчасти. Некоторые мастерские берут предоплату 100%.

Если клиент не забирает телефон, то по прошествии 10-15 дней идет пеня – 2% в день. Люди всерьез не воспринимают эту ситуацию, и в этом случае уже часто доходит до суда.

Сотрудники

Фото с сайта ib-t.by
Фото с сайта ib-t.by

На рынке ремонта мобильных телефонов – огромная текучка кадров. Хороший мастер либо работает сам на себя, либо он алкоголик – и мы сами не будем с ним сотрудничать. Многие толковые мастера занимаются ремонтом на дому. Вторая беда – это непрофессионализм. Бывает, 2 недели поработает и еще в долгу останется. Вместо того, чтобы починить телефон, может сломать запчасть. Иногда доходит до суда. С одним мастером я мучился больше двух лет – он украл телефоны и запчасти на $2 500.

В нашей базе ведется полный учет выдачи телефонов – я отмечаю, какой телефон выдан мастеру и прочее. Но этого недостаточно для обвинения, если с телефоном что-то произойдет. Даже если милиция вызывает такого мастера, тот просто может ответить: «Так я ему вернул!» или «Так я верну уже скоро!». И милиция его отпускает. И непонятно, почему ему вообще поверили?

Вот если бы было правило о выплате мастерской денег, в течение, например, 10 дней, после того как аппарат был отдан мастеру в ремонт – люди бы рассчитывались. А так – нет никакого наказания, долг могут не отдавать годами.

Я считаю, что это менталитет у людей такой. Даешь им работу, а они думают: «Что-то мало мне платят, надо еще своровать».

Продвижение

Если мастер хороший, то его всегда буду рекомендовать – работает сарафанное радио.

Фото с сайта paranoid.by
Фото с сайта paranoid.by

Работает размещение на досках объявлений и в электронных каталогах формата kufar (onliner после истории с ценами в долларах потерял свою эффективность).

На отремонтированные телефоны я клею наклейки с моими контактами – обычно на обратную сторону крышки.

Несмотря на все усилия, январь и февраль – «мертвые» месяцы. У людей после праздников нет денег на ремонт. В этот сезон клиенты приходят ко мне, чтобы купить б/у «звонилку» тысяч за 100-200.

Рентабельность

Средний показатель для моей мастерской – 200 платных заказов в месяц, не считая гарантийных телефонов. Средняя стоимость заказа – 300 тыс., не считая запчастей.

Наиболее высокая рентабельность – с продажи гарантийных талонов. У меня есть договоры с десятком продавцов мобильных телефонов на гарантийное обслуживание. Из 100 талонов обращается 10-12 человек в год по гарантийному случаю. Из них только 3-4 человека получают ремонт бесплатно (гарантийный случай).

Также доход приносит продажа б/у телефонов. Я продаю телефоны, которые не забрали клиенты, поскольку по прошествии установленного срока они подлежат утилизации, – для покрытия расходов мастерской на ремонт аппарата. Со временем мне начали приносить телефоны мои знакомые, а позже и клиенты – через меня телефоны продать проще, чем в Интернете.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.