Войти
Личный опыт
«Про бизнес.» 11 декабря 2015 3

5 минских стартаперов поняли, что в зоне комфорта развития нет – и разработали сервис покупок через QR-коды

В марте 2015 несколько белорусских разработчиков создали мобильное приложение, которое позволяет покупать билеты на концерты и мероприятия. Но уже через несколько месяцев они поняли: серьезную инновацию и ценность для потребителя их сервис не несет. Тогда ребята пересмотрели свои планы, ушли в стартап целиком, покинув основную работу – и создали технологию, которая позволяет расплачиваться за товары и услуги (в кафе, такси, магазинах и пр.) через QR-код. О том, как это было и что дальше, рассказывает один из разработчиков – Матвей Федоренчик, директор ООО «ЭВЕНТС МИ».

Фото с сайта restorania.comФото с сайта restorania.comФото с сайта restorania.com
Фото с сайта restorania.com

– Изначально наш сервис стартовал как мобильный билетный оператор evnts.me (продажа билетов через приложение). В марте 2015 вышла первая тестовая версия Android приложения. Тогда мы мало что понимали, не представляли даже объемов билетного рынка в стране. Просто знали, что похожего приложения на рынке нет – и мы можем сделать это своим УТП.

Матвей Федоренчик

директор ООО «ЭВЕНТС МИ»

Мы зарегистрировали ООО и приступили к работе. До релиза процесс разработки шел примерно около года – приходилось совмещать основную работу и стартап.

Делали все на собственные средства. Как это говорится у стартаперов – «Только бутстрэппинг, только хардкор» Так и у нас было (bootstrapping — «зашнуровка», способ начального инвестирования в бизнес без внешних источников финансирования – прим. «Про бизнес.»).

Фото с сайта novate.ru

Фото с сайта novate.ru

Мы собрали классную команду энтузиастов из 5 человек:

  • Я являюсь директором + отвечаю за весь маркетинг и продажи
  • Технический директор отвечает за всю техническую часть проекта (написал back-end и сделал Android приложение)
  • Дизайнер
  • Разработчик front-end (интерфейс взаимодействия между пользователем и back-end)
  • Разработчик iOS приложения

Затраты на стартап

Изначально затраты были небольшими:

1. На раннем этапе достаточно снимать юридический адрес без размещения – это около 700 тыс. рублей в месяц.

2. Бухучет на аутсорсинге у компании, которая занимается составлением всех деклараций и отчетов – 1 млн/мес. Все финансовые переводы, отправление деклараций в налоговые и ФСЗН делали сами через Интернет.

2. Зарплата директора (моя) – 0,25 ставки, из расчета минимальной заработной платы – это 650 тыс. + налог ФСЗН 250 тыс.

4. Аренда сервера – около 1 млн руб.

В итоге для функционирования ООО в месяц по экономному пакету достаточно 3,6 млн руб. 

Ребрендинг и новые ниши

Но после старта мы поняли: для развития и продвижения на рынке просто мобильного приложения для продажи билетов недостаточно. Да и времени стартап требует очень много. Тогда мы покинули нашу зону комфорта, попрощались с основным местом работы и ушли в свободное плавание.

Вообще стартап – это исследование. И если одна гипотеза не подтвердилась – это не значит, что бизнес не получился.Не факт, что ты неудачник. Дверь к успеху может быть рядом.

Фото с сайта guns.ru

Фото с сайта guns.ru

На этот раз мы проанализировали билетный рынок. И поняли: это совсем не голубой, а скорее бордовый океан. Но мы уже успели подписать несколько договоров, в том числе с одними из самых крупных концертных агентств страны («Атом Интертеймент» и «Концерт холл групп»). Поэтому решили:

  • Сделать ребрендинг и пивот (pivot из сленга стартапера буквально означает «разворот» – смена направления и позиционирования либо смена бизнес-модели)
  • Помимо продажи билетов развивать новые направления

Мы стали позиционироваться как MintPay – мобильный маркетплейс с возможностью безналичной оплаты различных товаров и услуг по QR-кодам. Суть такова. Увидев наш QR-код на афише, рекламном плакате или в рекламе по телевизору, вы можете сразу (поднеся мобильный телефон с нашим приложением и отсканировав код) купить товар или услугу. Данные и средства считываются сразу с платежной карты. Заказ поступает нашим партнерам (продавцам). Дальше уже их задача – принять его и обеспечить логистику – доставить вам покупку.

Фото с сайта westsib.ru

Фото с сайта westsib.ru

Как рынок воспринял идею

Сама идея с QR-кодами пришла к нам неслучайно. У меня есть даже свой кейс на эту тему. Когда я учился в университете, и мне нужно было оплатить пересдачу экзамена, приходилось бежать километр в банк, а затем еще километр назад. К тому же, при стоимости самой пересдачи 60 тыс. белорусских рублей, комиссия составляла 15 тыс.

Вспомнив это, первым делом с идеей оплаты по QR я поехал во все вузы Минска. Предлагал, чтобы там разместили QR-коды – и студенты могли за пару секунд оплатить пересдачу. Но там это оказалось никому не нужным.На самом деле идея оплаты по QR-кодам очень актуальна в местах, где нет возможности принять платеж через банковскую карту или там, где нет продавца. С таким сервисом, как MintPay, любой материальный и электронный носитель можно превратить в канал продажи. 

На этот момент мы уже запустили:

  • Сервис покупки билетов
  • Сервис заказа такси. Можно оплатить поездку от одной из минских диспетчерских служб (300 машин).

Монетизация 

Для нас она основывается пока только на комиссионном сборе – от 3,5% от каждой транзакции, в зависимости от бизнеса и сферы. Сюда уже входит комиссионный сбор и банка (мы сотрудничаем с Беларусбанком – у них все данные по картам клиента), и проводящей платеж компании (ASSIST).

В планах – продавать платформу по франшизе или white label (платформа сдается в аренду, но под другим брендом).Но мы, конечно, понимаем: чтобы начать продавать такой пакетный вариант, нам нужно еще самим отшлифовать свою платформу.

Стратегия развития

В своем маркетплейсе мы решили внедрять только те направления, где высокая частота и мобильность: бронирование (ресторанов, кафе, боулинга, квеструма и т.д.), афиша с билетами. Сейчас активно ищем партнеров по размещению QR-кодов в общепите. Пытаемся донести, насколько это удобно. Просканировав код на столике, клиент видит свой заказ с суммой и может:

  • Оплатить заказ, не дожидаясь счета от официанта
  • Оставить сразу официанту на чай – система позволяет доплачивать «сверху».
Фото с сайта picsfab.com

Фото с сайта picsfab.com

Дорабатываем категорию бронирования. Планируем подключить эту услугу уже в январе.

Есть планы по использованию этого сервиса в ритейле. Мы уже связывались с крупными ритейлерами, такими, как «Евроопт», «Виталюр» и «Корона». Но они к таким ноу-хау, к сожалению, пока еще не готовы. А ведь мы решаем проблему даже эффективней, чем касса самообслуживания. На мой взгляд, такие кассы не уменьшают очередь, а только увеличивают ее, т.к. точка выхода все равно одна. Кассир быстрее пробьет товары, чем покупатели. А с QR-кодом точки выхода нет. Можно ходить по всему магазину и совершать покупки мобильным телефоном. Ритейлерам достаточно подключиться к нашему сервису и установить QR-коды в своих магазинах.

Дальше будем пробовать выходить на соседние рынки, т.к. появились стратегические партнеры, которые могут поделиться большим трафиком. Будем набирать критическую массу пользователей.

Фото с сайта mate-expo.ru

Фото с сайта mate-expo.ru

Продвижение

В основном концентрируемся на соцсетях. У нас уже более 5 000 человек на всех социальных платформах.

  • Большой упор делаем на Instagram, т.к. площадка новая, и шума там еще мало. Плюс они недавно запустили официальную рекламу.
  • ВКонтакте выкладываем интересные новости и анонсы мероприятий, на которые продаем билеты. Делаем также опросы. Ну и не без юмора и мемов, конечно.
  • На Facebook у нас есть паблик, но упор на него мы не делаем – новости там видят лишь 7% наших подписчиков. Нам это кажется неэффективным.
  • Есть у нас и канал на YouTube. Туда запускам все наши рекламные и вирусные ролики.

Даем и платную рекламу в соцсети и контекстно медийную в Google Adwords. Кроме того, используем наружку в метро (реклама на стендах на платформе метро), показываем ролик в кинотеатрах перед фильмами.

В итоге на конец ноября у нас около 7000 скачиваний приложения на обеих платформах – iOS и Andoid.

Фото с сайта kommersant.ru

Фото с сайта kommersant.ru

Конкуренты

Прямых конкурентов в Беларуси у нас как таковых нет. Но понятное дело, что как маркетплейс мы конкурируем по всем нишам, в которые входим. И у нас есть свой интерес на определенный процент в них. В билетной зоне – это крупные билетные операторы Беларуси, по такси – другие приложения такси, по безналичной оплате – платежный терминал и mPOS (мобильная точка продажи – компактное устройство, подключаемый к смартфону или планшету торговый терминал, позволяющий рассчитываться банковской карточкой – прим. «Про бизнес.»).

Планы на 2016

  • Набрать 100 тыс. юзеров в Беларуси на двух платформах к концу года
  • Выйти на рынок СНГ и, возможно, Европы.

В сервис мы будем стремиться добавить как можно больше ценности для клиента – чтобы для пользователей MintPay превратился в lifestyle.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Valery Samuylov31.07.2016

Очередная продажа воздуха.

Александр Мендель12.02.2016

SPY, почему вы решили, что если на рынке уже кто-то присутствует, то новые компании не смогут получить часть рынка, тем более развивающегося?

spy15.12.2015

Ребят, куда Вы собрались выходить? В соседнем государстве сейчас активно продвигается аналогичная система куда вкладывают сотни тысяч $ и там Вас точно не ждут. В Америки и Европе есть свои системы. Чтобы выжить Вам нужно пролезть во все ниши хотя бы в Беларуси, а для этого нужно иметь связи либо деньги. Могли бы спасти ритейлеры с их оборотом, но они указали на дверь. Я, например, не понимаю какую проблему для них Вы решаете и ещё просите такой процент

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент