Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,23 USD 3,2333 +0,0012
  • 3,52 EUR 3,5221 -0,0004
  • 3,51 100 RUB 3,5135 -0,0066
  • 10 CNY 4,48 -0,0001
Личный опыт «Про бизнес» 15 января 2016

Бизнес-тренер Виталий Дубовик недавно взял 2 стажеров. Понаблюдав за их работой, он хочет принять еще пятерых

Руководитель бизнес-школы ACTIVE SALES Виталий Дубовик проанализировал, как компания с выгодой для себя может сотрудничать со стажерами. И затем поделился с нами списком полезных вопросов и ответов по такому сотрудничеству.

Фото из личного архива

Фото из личного архива

– Сейчас в нашей компании работает 2 стажера, которых мы нашли, размещая вакансии на RABOTA. .

Конверсия такова: из 100 желающих – 10 реальных кандидатов. Из них три начинают стажироваться. Спустя две недели остается 1 стажер.

Поделюсь выводами – как и для чего компании брать стажеров.

1. Зачем вообще компании брать стажера

Не глупая ли это идея? «Бритиш Американ Тобакко», Danone Беларусь и другие компании так не считают. Работа со стажером дает компании:

  • Для бюджета – экономию денег на выполнение определенных процессов.
  • Для сотрудников отдела – пример азарта и вовлеченности,  страсти в работе.
  • Для всего офиса – приятное общение, без «мне все должны», «я крутой». Стажер не крутой, он готов быть простым исполнителем. Это то, что надо.
  • Для руководителя – свежие мысли.
Фото с сайта sovetclub.ru

Фото с сайта sovetclub.ru

Еще одна причина – зачем компании брать стажера: пусть остальные сотрудники видят – их обязанности может делать стажер, практически без оплаты. 

И вы, как руководитель, поймете –  можно без страха делегировать какую-то работу стажеру, а не спецу, от которого вы не очень в восторге. К тому же, сегодня на рынке есть выбор среди толковых людей для стажировок – а не 20-летних «умников», которые еще полгода-год назад хотели $2 000 в месяц, не имея опыта.

2. В какой период развития бизнеса можно брать стажера?

Не в начале бизнеса, а только тогда, когда вы сами все уже поставили на поток. И стажер просто выполняет нужную, понятную, а иногда мелкую и рутинную работу.

Кадр из фильма "Стажер", реж. Нэнси Майерс

Кадр из фильма "Стажер", реж. Нэнси Майерс, 2015

3. Что может делать стажер?

Например, один стажер в нашей компании работает на должности интернет-маркетолога. Конечно, вначале его сложно было обучить писать SEO-тексты, наполнять сайт, делать монтаж видео, следить за метрикой и аналитикой посещаемости сайта и т.д.

Но посмотрите – за полное ведение социальных сетей маркетинговые агентства просят до $2 000. Вы думаете, этому не может научиться стажер, если продвижение в Сети – не главный, а только один из каналов? Надо всего лишь время!

Фото с сайта fulltienich.com

Фото с сайта fulltienich.com

Если вы хотите дать стажеру менее ответственную работу, он может:

  • Делать мониторинг рынка и конкурентов
  • «Вбивать» отчеты 
  • Вести базы данных

Только не отдавайте ему в работу все подряд. Ведь стажер может и убежать с вашими данными – например, к конкурентам.

Фото с сайта onlinepublicity.ru

Фото с сайта onlinepublicity.ru

4. Не будет ли хуже для работы, если ей займется стажер?

Если заниматься развитием стажера, то от его работы будет только лучше.

По времени и по деньгам вы практически не рискуете. И вам не надо много с ним заниматься – если стажер «не ваш», за 3 недели вы это поймете. И если он вам не нравится – то пока!

5. Как заниматься развитием стажера?

  • Составьте четкий план
  • Поставьте SMART-цели
  • Контролируйте промежуточный результат
  • Давайте обратную связь.

Это просто, и за все это стажеры будут очень благодарны.

Фото с сайта all-pix.com

Фото с сайта all-pix.com

В нашей компании рабочий день стажера строится из плана. В нем прописаны задачи, выставлен dead line. Таким образом, например, мы даем задания по написанию SEO-текстов для сайта (5 в неделю). Пока поставили «на паузу», но скоро начнем вести группы в соцсетях и размещать там публикации.

Пока результаты – количественные. На сайте появляется новый контент, база клиентов администрируется и приводится в порядок. В будущем будут и качественные результаты – влияние работы стажера на продажи.

6. Зачем самому специалисту стажировка в компании?

1. Распространенные случаи: в известную компанию молодого человека не берут, потому что у него нет опыта. Поэтому он может прийти к вам стажером – за этим опытом. И затем снова пойдет устраиваться в фирму, в которую хотел изначально. То есть стажировка – это опыт, с которым проще устроиться. 

Второй вариант – молодой человек хочет показать супер-результат и остаться в компании, где он проходил стажировку.

По моим наблюдения, 80% специалистов после грамотной стажировки быстрее устраиваются на хорошо оплачиваемую работу!2. Это воспитание воли и правил работы в бизнесе. Многие боятся офисного режима. А если научатся себя мотивировать и контролировать, то скорее смогут работать удаленно и зарабатывать при этом.

Фото с сайта uedadojo.com

Фото с сайта uedadojo.com

3. Да, 5 лет, проведенных в университете – это неплохо. Но большой вопрос: хорошо ли это на 100%, если после ВУЗа мало кто что-то умеет!

А вот практика и стажировка в быстроразвивающейся компании – намного полезнее!

7. Как платить стажеру?

  • Можно платить совсем небольшую сумму, и стажеры это понимают. Вместо денег, обменивать время стажера на опыт, который вы ему даете.
  • Можно предложить оплату за процесс (время, проведенное на рабочем месте) ниже рыночной.  
  • Можно платить только за результат: какие-то KPI «сдвинулись с места» – значит, не зря работал, вот тебе оплата.

Во всех случаях можно мотивировать бонусами в виде тренингов, обучения, корпоративов и т.д.

Фото с сайта aexr.ru

Фото с сайта aexr.ru

8. В какой сфере уместен стажер?

Практически в любой. Интернет-маркетолог? Продавец? Администратор? Да!

Ошибки и подводные камни

1. В тот момент, когда вам начинает казаться, что стажер сам все будет делать за три копейки и можно расслабиться – контроль за ним нужно усилить в разы. Это значит, что расслабились вы, и –  раньше времени.

Фото с сайта lifestyle.bisnis.com

Фото с сайта lifestyle.bisnis.com

2. Ошибка брать стажера на участок, где сам плохо  разбираешься. Надо быть профи или хоть что-то знать самому. Например, если интернет-продвижение лично вам не интересно/вы в этом не понимаете, то и стажера не надо брать!

3. Можно потерять много времени, если не поставлен процесс планирования, контроля и обучения стажера. Поэтому вначале сами подготовьте эту почву.

4. Взять первого желающего – ошибка! Очень внимательно проверяйте ожидания друг друга! По времени – сколько он может работать? По задачам – какие может и хочет выполнять?  Способен ли учиться? Какое вознаграждение ожидает?

Не делайте работу за стажера – по крайней мере, не более 5%. Остальные 95% своих задач стажер должен делать сам.5. Нельзя слишком хвалить и повышать зарплату. Потому как один успех (а стажер ведь работает недолго) – это не успех в постоянстве! Вот когда стажер повторяет свой успех и есть результат в виде монетизации – тогда есть смысл идти на встречу. А так смысл стажировки в наборе опыта.

Сейчас мы ведем переговоры еще с 5 стажерами. Курирую это пока я. Но если стажеров будет много – среди них будет старший. Дополнительно он сможет развивать навык управления – и это тоже будет один из его мотиваторов.

Читайте также: Для чего компаниям брать студентов на стажировки – практика Danone Беларусь

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.