Войти
Личный опыт
«Про бизнес.» 21 января 2016 1

Как участие в ТВ-шоу помогло превратить хобби в реальный бизнес – история «Тук-Тук! Латук!»

В конце прошлого года на ОНТ завершилось шоу «Мой бизнес». В нем приняли участие несколько стартапов. За 3 месяца они должны были с помощью менторов вывести свой бизнес на новый уровень. О том, какие результаты дало участие в проекте лавке по продаже экологически чистых продуктов «Тук-Тук! Латук!», нам рассказал ее директор Андрей Маранов.

Фото из личного архива Андрея МарановаФото из личного архива Андрея МарановаФото из личного архива Андрея Маранова
Фото из личного архива Андрея Маранова

С чем мы пришли в проект

– Идея бизнеса возникла из наших собственных потребностей: после рождения третьего ребенка мы c женой (Верой Костин) задумались о здоровом питании для него и для всей семьи. Органическая еда стала для нас своеобразным хобби. Мы сами выращивали экологически чистые продукты, делали собственные домашние заготовки. Но этого нам было мало.

Изучив рынок, поняли, что у нас по сути нет компаний, предлагающих экологически чистую продукцию, здоровую еду. Поэтому мы решили создать такой бизнес сами, начав продажи продуктов через группу в Facebook.

Фото со страницы Тук-Тук Латук на Facebook

Фото со страницы Тук-Тук Латук на Facebook

На момент начала проекта мы работали всего полгода. Проект назывался «Эколавка фермерских и органических продуктов «Здорово». На тот момент мы имели:

  • Ассортимент из 40 позиций
  • Закрытую группу в Facebook из 180 человек (по сути это и были все наши клиенты)
  • Среднюю прибыль с заказа – $5-7
  • Продавали в основном выращенную самостоятельно продукцию (овощи, фрукты, яйца, молоко). Поставка была нерегулярной. 

Как попали в проект

В проект «Мой бизнес» мы попали случайно. Когда поступило предложение от знакомого, работающего на ТВ, до окончания кастинга оставалось буквально 3 часа, а мы в это время находились за 60 км от Минска – пропалывали огород. Лето, жара, руки в земле, а нам говорят: «Через 3 часа вас ждут с презентацией».

Фото с сайта caoping8.com

Фото с сайта caoping8.com

За это время нам нужно было доехать до Минска, привести себя в порядок, составить презентацию нашего проекта и успеть на съемки. Мы успели.

На кастинге мы рассказали о своем проекте и его значимости для нас, озвучили свои планы по развитию. Нас выслушали, задали несколько вопросов, и сказали: «Спасибо, мы позвоним, если вы нам подойдете».

Мы вернулись домой, посмеялись и, особо не питая надежд попасть в число участников, занялись текущими делами. Но через 2 недели нам действительно позвонили и пригласили в проект.

Этапы проекта

1. Кастинг – из более чем 700 претендентов в проект попало 30 участников.

На первом этапе условия участия были достаточно простыми. Чтобы пройти отбор, нам было необходимо:

  • Подготовить яркую презентацию своего проекта – рассказать о его сути, важности и перспективах его как бизнеса
  • Убедить менторов в том, что наш проект может вырасти в серьезный бизнес
Скриншот видео с канала «Мой бизнес» на YouTube

Скриншот видео с канала «Мой бизнес» на YouTube

Презентацию мы переделывали несколько раз. Записывали свое выступление на видео, потом смотрели и анализировали: зацепят ли наши слова менторов, зрителей? Поверят ли они в то, что наш проект достоин участия в программе? Захотят ли менторы тратить свое время на нас, вкладывать деньги именно в наш бизнес?

2. Из 30 полуфиналистов, прошедших кастинг, 4 ментора выбрали 8 проектов, с которыми будут работать – каждому из менторов досталось по 2 проекта. Главной задачей на этом этапе было «бежать быстрее конкурента» – показать лучшие результаты, лучшую динамику развития своего проекта.

Мы попали в команду к Александру Кныровичу (предприниматель, учредитель компаний «СТИ» и «Сармат», председатель сообщества бизнес-ангелов и венчурных инвесторов «БАВИН» – прим. «Про бизнес.»)

Фото с TUT.by

Фото с TUT.by

Уже войдя в восьмерку финалистов, мы должны были выполнить условия:

  • Составить с нашим ментором бизнес-план развития проекта на 3 ближайших месяца
  • Максимально реализовать его

Самым легким для нас оказалось составление бизнес-плана. Мы сами четко знали, чего мы хотим, и что нужно делать, чтобы добиться запланированного. Но все упиралось в финансы. Они были очень ограниченными.

Каждому финалисту канал выделил по 45 млн рублей. Оставшимся в «суперфинале» 4 проектам – еще по 85 млн. Победитель должен был получить 300 млн рублей3. На заключительном этапе, когда у каждого ментора осталось по одному проекту, мы соревновались уже между собой. И здесь важно было показать, как из стартапа наш проект превратился в действующий и прибыльный бизнес. Важно было все:

  • Какие задачи ставил ментор – как мы их выполнили
  • Каких финансовых показателей достигли
  • Какие планы по развитию бизнеса ставим перед собой, и как их собираемся реализовывать

Победитель выбирался путем зрительского голосования

Фото с сайта bigmir.net

Фото с сайта bigmir.net

Цели и задачи

Проанализировав наш проект, ментор поставил перед нами задачи:

  • Провести ребрендинг
  • Расширить ассортимент
  • Создать свой сайт и интернет-магазин
  • Открыть оффлайн-магазин

Самой емкой и сложной оказалась задача открытия магазина. Но это одновременно было и самым важным для нас. Магазин позволял решить ряд вопросов:

  • В оффлайн-магазине можно вживую увидеть, попробовать и купить нашу продукцию
  • Он мог сократить затраты по доставке, став точкой выдачи заказов
  • Общаясь с покупателями, мы оперативно могли бы получать обратную связь: об ассортименте, качестве продукции и о том, что и как можно улучшить.
Фото со страницы компании на Facebook.com

Фото со страницы «Тук-Тук Латук» на Facebook.com

Но открыть магазин за 3 месяца очень сложно. Найти помещение, согласовать его со всеми службами, сделать ремонт, закупить и установить необходимое оборудование – в лучшем случае обычно это занимает в 2 раза больше времени. При этом нам нужно было очень постараться не выйти за рамки бюджета проекта.

Мы научились работать по 18-20 часов в сутки, быть требовательными (и даже жесткими) в решении вопросов, анализировать и просчитывать каждый ход, находить выходы из безвыходных ситуаций, считать деньги и выжимать максимум из каждого потраченного рубля. Сложно было найти компромисс между «быстро, но дорого» и «медленно, но дешево». Как всегда, хотелось сэкономить, но жесткие сроки не всегда позволяли это сделать.Кроме того, приглашенные специалисты проекта помогли нам сделать сайт, провести ребрендинг и придумать новое название. Мы стали называться «Тук-Тук! Латук!».

Фото из личного архива Веры Костин

Фото из личного архива Андрея Маранова

Как шоу повлияло на развитие бизнеса

Основной посыл шоу «Мой бизнес»: показать, что имея относительно небольшую сумму денег и идею, в которую веришь, можно превратить ее в работающий бизнес за достаточно короткий срок.

На это изначально нас и настраивал Александр Кнырович: рассчитывать только на собственные средства и средства, выделенные ОНТ. Никаких финансовых вливаний со стороны ментора быть не должно.

Но мы могли задавать ему любые вопросы по организации и ведению нашего бизнеса. Ментор проекта:

  • Помог нам найти специалистов для реализации наших планов
  • Познакомил с несколькими успешными бизнесменами, которые поделились опытом открытия и развития своего бизнеса и дали рекомендации по развитию нашего дела
  • Научил выстраиванию бизнес-процессов и финансовому планированию
Скриншот видео с канала «Мой бизнес» на YouTube

Скриншот видео с канала «Мой бизнес» на YouTube

Канал ОНТ помог:

  • Рекламой (в частности, экофестиваля «Клевер», организованного также в рамках участия в проекте для продвижения нашего бизнеса)
  • Деньгами, которые выделялись победителям каждого этапа

Результаты

По итогам голосования мы заняли второе место в проекте. Но мы все равно довольны. Результаты:

  • Открыли свой магазин
  • Запустили сайт (в первый день его работы на нашу группу в Facebook подписалось более 1 тыс. человек)
  • Увеличили выручку. За время проекта она выросла более чем в 3 раза (с августа по ноябрь – с 46 млн до 160 млн). Правда, после эфиров она снова упала.
  • Количество клиентов увеличилось на 200 человек (со 180 до 380)
  • Ассортимент вырос до 160 позиций
Фото со траницы Facebook

Фото со страницы Facebook

Планы на развитие

Вместе с ментором мы определили для себя среднесрочные цели (до 2018 года) по увеличению:

  • Количества фермеров-поставщиков – до 30. Мы уже начали продавать в магазине и на сайте продукцию других хозяйств.
  • Ассортимента – до 300 позиций
  • Количества доставок – до 3 тыс./месяц (сделать доставку ежедневной, купить автомобили)
  • Выручки – до 2 млрд рублей в месяц
  • Операционной прибыли до 300 млн в месяц

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Павел21.01.2016

Чем их картошка, бураки и т.д. лучше тех, что продают на рынке? Где берут продукцию зимой? Вот например сейчас (зимой) у них доступна к покупке петрушка. Из передачи например было видно, что молоко и творог закупаются на ферме. Это просто доставка якобы эко продукции на дом по космической цене. У Александра Кныровича в передаче были два самых печальных проекта.

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент