Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,28 USD 3,2757 -0,0052
  • 3,5 EUR 3,4954 +0,0027
  • 3,48 100 RUB 3,4772 +0,0001
  • 10 CNY 4,5146 -0,0084
Личный опыт «Про бизнес» 25 января 2016

Два предпринимателя загорелись идеей раскрутить бизнес, о котором в Беларуси мало кто знал. История квестов PodZamkom.by

Несколько лет назад Денис Гончарик и Вячеслав Моминов поняли, что на нашем рынке есть свободная ниша – организация квестов (командные игры, в которых участники должны выполнять поручения, решать логические задачи и пр.). Покупать зарубежную франшизу не хотелось. Предприниматели решили запустить бизнес «с нуля» собственными силами. Так появился проект PodZamkom.by. Об особенностях продвижения на рынок нового продукта, его окупаемости и появившейся конкуренции, Денис и Вячеслав рассказали читателям «Про бизнес.».

Фото с сайта podzamkom.chatoff.by

Фото с сайта podzamkom.chatoff.by

– У каждого из нас в прошлом был опыт запуска проектов разной направленности. Но идея создания квеста «зацепила» обоих, т.к. в ней мы увидели возможность создать необычный креативный продукт, которого на рынке Беларуси в тот момент вообще не было.

Мы начинали с нуля. Квесты в тот момент только-только начинали развиваться. В Москве, например, было всего 10 квестов.

Денис Гончарик

Денис Гончарик

Сооснователь проекта PodZamkom.by

Вячеслав

Вячеслав Моминов

Сооснователь проекта PodZamkom.by

Но о покупке франшизы даже речи не шло. Честно говоря, хотелось создать свой, собственный, белорусский продукт. Мы верили, что сможем сделать это качественно и интересно.

К тому же, мы лучше знаем отечественный рынок, менталитет и предпочтения потенциальных клиентов. И нам нравится разрабатывать сценарии квестов самостоятельно.

Вот как мы запускали этот бизнес.

Выбор каналов продвижения

Стартовали мы больше полутора лет назад. Тогда один из популярных белорусских ресурсов опубликовал о нас репортаж.  Наш проект был абсолютно новым для Беларуси, поэтому материал получился ярким, необычным. Его прочитало много людей – у нас быстро появились первые клиенты.

Выполнить задание квеста – примерить на себя смирительную рубашку и оказаться запертым в заброшенной психбольнице, попытаться сбежать из тюрьмы, будучи закованным в кандалы – это целое приключение, о котором люди обязательно рассказывали друзьям.

Фото с сайта weburg.net

Фото с сайта weburg.net

Они стали делиться впечатлениями, размещали фотографии в соцсетях – заработало «сарафанное радио». А это самый эффективный канал продвижения.

Сейчас, конечно, одним «сарафанным радио» не обойдешься.  Каналов продвижения довольно много. Есть стандартные:

  • Контекстная реклама
  • Размещение на рекламных интернет-площадках (в каталогах tam.by, relax.by)

А есть креатив. Выступая спонсорами и партнерами на мероприятиях, мы создаем различные креативные инсталляции и перформансы.

Например:

1. В прошлом году мы устраивали инсталляцию «Похищение Ундины» на презентации нового клипа танцевального коллектива Radicalfashion.

2. Делали коммуникативный квест с участием актера в «смирительной рубашке» на мероприятии Velcom-Drift в Логойске.

3. Сотрудничаем с аквапарком «Лебяжий»: на их летнем фестивале наш актер выдавал гостям задания, а победителям вручал призы и скидочные купоны.

Но главный канал продвижения все-таки – хороший продукт.

Только если ты делаешь его качественно, с душой, к тебе придут и будут тебя рекомендовать.

Личное участие в подготовке

Фото с сайта remont-himki.com

Фото с сайта remont-himki.com

Начинали мы проект частично на кредитные деньги, частично на свои. Сумму разглашать не хочется, но в итоге, бюджет оказался в 2 раза выше, чем мы планировали изначально.

Первые две комнаты для квестов мы делали сами вместе с группой строителей, многое – своими руками. Дело было даже не в экономии средств: очень многие механизмы и устройства для квест-комнат приходится разрабатывать с нуля. Так как готовых решений под наши идеи, как правило, ни на нашем, ни на зарубежном рынке попросту нет. Поэтому очень многое разрабатывали мы вдвоем.

Сейчас над нашими квест-комнатами работает целая команда профессионалов:

  • Инженер, который разрабатывает механизмы и оптимизирует решения
  • Робототехник
  • Программист
  • Дизайнеры и художники, выполняющие работы начиная от 3D модели проекта до прикладного дизайна
Фото с сайта habrahabr.ru

Фото с сайта habrahabr.ru

Когда мы только запускали проект, квест-комнаты были совсем другими. Это были типовые антуражные стилизованные помещения с аналоговыми квестами и загадками.

Сейчас мы создаем высокотехнологичные квесты с большим количеством электроники, при необходимости – робототехники, меняющимися декорациями, звуковым оформлением и спецэффектами, абсолютно реалистичным антуражем.

Например, в квест-комнате «Ограбление казино «Рояль» мы постарались передать обстановку реального игрового зала казино. Там у нас находятся:

  • Настоящие покерный и рулеточный столы
  • Лазерные лучи, которые срабатывают при задевании
  • «Разговаривающий» игровой автомат и еще много интересных сюрпризов

Расчет окупаемости

Мы определили для себя срок окупаемости в 6 месяцев. В реальности получилось окупиться за 8. Если бы не ухудшающаяся уже на тот момент экономическая ситуация в стране, получилось бы еще быстрее.

Фото с сайта ekskursovodoff.ru

Фото с сайта ekskursovodoff.ru

Сейчас глядя на нашу загрузку на сайте (высокий уровень занятости комнат – их нужно бронировать заранее), многие думают, что это очень привлекательный и легкий бизнес, с минимумом затрат и огромной рентабельностью. Но на самом деле это не так. Как и в любом деле – здесь огромное количество подводных камней.

Чтобы сделать качественную, конкурентноспобную квест-комнату сейчас, нужно потратить достаточно большие деньги. При этом предугадать, как ее воспримет клиент, очень сложно.

Сейчас сроки и технологии поменялись:

1. Время окупаемости качественного квеста начинается от 1 года, так как квест-комнаты стали намного технологичнее, а дизайн изощреннее. Соответственно весь проект становится затратнее.

2. Ну и не стоит забывать про срок жизни проекта. В каждую квест-комнату человек может поиграть только один раз. Это не продукты питания или одежда, которые покупаешь регулярно.

Фото с сайта phobia.ru

Фото с сайта phobia.ru

Отношение к конкурентам

С конкурентами мы не боремся. Мы вообще изначально определились, что у нас свой путь. Еще в самом начале проекта мы решили попробовать сломать устоявшийся белорусский стереотип о том, что «начать бизнес в нашей стране с нуля практически невозможно». И решили использовать старую эффективную модель, о которой говорили в начале: создавай качественный, современный продукт по доступной цене – и ты всегда будешь интересен рынку.

Это мы и стараемся делать. Мы одни из первых начинали движение квест-комнат в Беларуси. И я помню как приходилось объяснять, что такое квест.

И еще стремимся все время быть немного «впереди паровоза».  Несколько месяцев назад открыли первый в Минске квест-перфоманс [сочетание игры и интерактивного театрального действия с участием профессиональных актеров, тщательно продуманной атмосферой]. Есть еще много необычных идей. Сейчас как раз работаем над одной из них. Пока раскрывать ее суть не хотелось бы, но мы уверены: когда реализуем – будет очень крутой квест, аналогов которому пока нет ни в России, ни в Европе.

Сейчас в Беларуси открылось много квест-комнат, но хороших, на наш взгляд, всего 4-5. Некоторые закрываются. За время нашего присутствия на рынке перестало работать около 5 квестов.

Фото с сайта PodZamkom.by

Фото с сайта PodZamkom.by

Развитие в 2016

Планы у нас самые оптимистичные. Мы развиваемся в регионах: уже запустили комнату в Могилеве, в ближайшее время откроемся в Гродно.

Есть в планах и расширение в Минске. В разработке находятся еще 2 комнаты. Они будут весьма необычные и, надеюсь, нам удастся всех снова удивить.

Также в 2016 году мы нацелены выйти на зарубежный рынок. Сейчас для этого уже есть наработанная база:

  • И обкатанные сценарии
  •  И понимание того, что и как должно происходить
  • И команда профессионалов

Но для реализации планов мы ищем финансирование. Как только найдем, будем расширять проект не только в Беларуси.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.