25 апреля
Подведены итоги премии «Банк Года Беларуси»: победители и лауреаты
22 | 2 | 1 |
Несмотря на падение арендных ставок торговой недвижимости, открывать бизнес в Минске все еще затратно. Мы задались вопросом, не пора ли в этой ситуации активнее выходить в регионы. Минчанин Дмитрий Кукс рассказал, как открывал павильон по продаже сувениров и упаковке подарков в Молодечно и оказался ли он в выигрыше.
– Когда мы с женой решили открыть павильон с услугами упаковки подарков и продажей сувениров, то сразу решили – он будет не в Минске. Быстро все подсчитав, я понял – для столицы первоначальные вложения должны быть без малого в 2 раза больше.
Расскажу о том, сколько стоит открыть этот бизнес в небольшом белорусском городе и выгодно ли это.
Большие затраты – основная причина того, что я не стал открывать бизнес в Минске, где сейчас живу. Я выбрал Молодечно не только потому, что это недалеко от Минска, но и по личным причинам (Молодечно находится по дороге в Вилейку, где живут мои родители). Впрочем, если бы я выбрал, к примеру, Барановичи, дела шли бы лучше, поскольку Молодечно считается одним из самых «безработных» городов Беларуси.
Вот на что ушли первоначальные инвестиции:
Аренда помещения. В Минске пришлось бы либо идти в полузабытые торговые центры в спальных районах, либо в большие ТРЦ за высокую арендную ставку.
Например, в одном из крупных строящихся ТРЦ аренда обошлась бы примерно €100 за 1 м2 – с учетом, что арендатор должен самостоятельно отремонтировать помещение.В Молодечно в действующем торговом центре все уже было готово, а аренда стоила в 2 раза меньше.
Мы изучили город и выяснили, что в Молодечно люди идут за подарками либо на городской рынок, либо в один из двух торговых центров – ТЦ «Модуль» и ТЦ «Тройка», расположенных рядом. В один из них (ТЦ «Модуль») мы подали заявку – и через полгода получили помещение.
В ремонт и оборудование мы вложили около $1 500. Люди в Молодечно еще не избалованы дорогим оформлением павильона, индивидуальным дизайном. Поэтому удалось сэкономить.
В Минске уже сложно обойтись без индивидуального дизайна, например, нельзя поставить экономпанель – считается, что это уже позапрошлый век.
Ремонт помещения размером 10 м2 в Минске стоил бы не меньше $3 000.
Зарплата сотрудникам. Для работы в павильоне нужно нанять двух продавцов, платить в Молодечно можно меньше. К примеру, найти сотрудника в Минске за 4,5-5 млн руб. достаточно сложно. В Молодечно же 2-3 млн руб. – это уже хорошая зарплата.
Можно было даже нанять одного человека и постоянно ездить самому. Но, поездив так один месяц, я понял, что оплата топлива обошлась мне дороже, чем зарплата одного сотрудника.
Подытоживая, скажу, что я вложил в этот бизнес сумму, равноценную покупке автомобиля среднего ценового сегмента.
Небольшим компаниям на рынке очень сложно. Одна из причин – стоимость закупки. Малыми партиями закупать товар крайне невыгодно.
Допустим, везу я из Польши сувениры на $1 000. Дополнительно я оплачиваю НДС, стоимость таможенного оформления, услуги фирмы-посредника. При въезде в Беларусь, этот товар уже стоит не меньше $1 500.
Сейчас я закупаю товар в Минске у партнеров. Если бы у меня было 10 павильонов, то можно было бы ездить самостоятельно.
К тому же, мы постоянно докупаем товар. Все равно никогда не рассчитаешь, сколько его нужно. И переполнить павильон товаром тоже нельзя. Его нужно красиво оформить, составить композицию, чтобы покупатель увидел, что товар и у него в интерьере будет смотреться хорошо.
Если так не сделать, то это все равно что составить товар в коробках и сказать – выбирайте.
Наша продукция имеет ценовой сегмент выше среднего. Это дизайнерские сувениры из Польши, Голландии, Германии. Такой товар не может дешево стоить, в том числе и из-за того, что мы закупаем его небольшими партиями.
На выставке кружка ручной работы будет стоить, допустим, 70 000 руб. У нас она стоит 90 000 руб. А у тех, кто закупает кружки большими партиями, они стоят столько же, сколько на Aliexpress (тысяч 30).
Оказалось, что продать дизайнерские сувениры в небольшом городке крайне сложно. Мы предполагали, что на сувениры и упаковку подарков будет спрос в соотношении 50/50. Оказалось, что 70% выручки мы получаем от упаковки.
Мы оказались с дорогим продуктом там, где у людей не так много денег. Суть была именно в том, чтобы упакованный подарок даже разворачивать не хотелось!
Хорошую упаковку мало где делают, берут самые дешевые материалы и заворачивают как умеют. Мы хотим приучить людей к тому, что оформление подарка должно быть индивидуально. Такой услуги нет в маленьких городах, и мы хотели привнести туда эту эстетику.
Мы даже не могли представить, что люди придут просто покупать расходные материалы для упаковки. Многие просят упаковать «подешевле». Сейчас я прошу продавцов находить баланс между ценой и качеством, ведь мы не в газету подарки упаковываем, а в качественный материал.
У нас даже было желание убрать сувениры и перестроиться на товары для рукоделия. Идея рабочая, но есть две причины, почему не стоит этого делать:
1. Дополнительные вложения. Чтобы перестроиться на другой товар, необходимо быстро распродать этот и закупить новый.
2. У покупателей может возникнуть непонимание. Постепенно люди привыкают, что в их городе есть точка с оригинальной упаковкой подарков, необычными сувенирами. Через год весь Молодечно будет знать, что здесь продается.
Если я резко сменю ассортимент, то люди не поймут – подумают, что бизнес неуспешен, а сам человек ненадежный.
Поэтому мы стали завозить больше польских товаров. Они дешевле и конкурентноспособны.
Пока павильон еще не окупился. По моим планам, это должно было произойти к Новому году. Планы были довольно реальны по той финансовой ситуации, которая складывалась на момент открытия павильона.
Летом, когда я открывался, то «закладывал» в товар курс доллара 15 000 руб. Тогда он был примерно 13 500 руб. Но до Нового года доллар стоил уже около 18 000 руб.
В продукцию к Новому году мы заложили курс в 20 000 руб. Новый год прошел – доллар уже выше.
Поэтому с точкой безубыточности еще придется подождать.
Пока что ближайшие планы – выйти на точку безубыточности, «нащупать» спрос в маленьком городе.
А на дальнюю перспективу я бы хотел открывать типовые магазины в регионах. Это незанятая ниша. Даже если где-то есть упаковка подарков, то вместо атласных лент используются пластиковые, подарок не выглядит качественно.
Не думаю, что когда-нибудь открою такой бизнес в Минске. Возможно, точка по упаковке подарков в торговом центре с большой проходимостью будет прибыльной. Но сувениры – слишком конкурентная и затратная ниша.
25 апреля
Подведены итоги премии «Банк Года Беларуси»: победители и лауреаты
25 апреля
Цифровая трансформация как путь и условие существования
23 апреля
В Минске пройдет бизнес-форум для юристов из Беларуси и России
23 апреля
Из Минска возобновили чартерные рейсы в Катар. Чем это может быть полезно для бизнеса?
18 апреля
25 лет с А1: в честь своего дня рождения компания поздравила своих первых абонентов
17 апреля
«Чего хотят женщины»: Белагропромбанк запустил пакет услуг для женщин в бизнесе
17 апреля
Выпадают волосы? В Турцию ехать не обязательно! Рассказываем о методиках медцентра «КОДЕРМ»
17 апреля
Пора на RACE! БНБ-Банк приглашает собственников и руководителей бизнеса на конференцию в Минске