Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,24 USD 3,2421 -0,0122
  • 3,46 EUR 3,464 -0,0054
  • 3,5 100 RUB 3,4968 +0,0123
  • 10 CNY 4,451 -0,0265
Личный опыт «Про бизнес» 25 января 2016

Минчанин понял: в столице высокая аренда и больше конкуренции. И открыл мелкий бизнес в Молодечно

Несмотря на падение арендных ставок торговой недвижимости, открывать бизнес в Минске все еще затратно. Мы задались вопросом, не пора ли в этой ситуации активнее выходить в регионы. Минчанин Дмитрий Кукс рассказал, как открывал павильон по продаже сувениров и упаковке подарков в Молодечно и оказался ли он в выигрыше.

Фото: Анастасия Бондарович, probusiness.byФото: Анастасия Бондарович, probusiness.byФото: Анастасия Бондарович, probusiness.by
Фото: Анастасия Бондарович, probusiness.by

– Когда мы с женой решили открыть павильон с услугами упаковки подарков и продажей сувениров, то сразу решили – он будет не в Минске. Быстро все подсчитав, я понял – для столицы первоначальные вложения должны быть без малого в 2 раза больше.

Расскажу о том, сколько стоит открыть этот бизнес в небольшом белорусском городе и выгодно ли это.

Первоначальные вложения

Большие затраты – основная причина того, что я не стал открывать бизнес в Минске, где сейчас живу. Я выбрал Молодечно не только потому, что это недалеко от Минска, но и по личным причинам (Молодечно находится по дороге в Вилейку, где живут мои родители). Впрочем, если бы я выбрал, к примеру, Барановичи, дела шли бы лучше, поскольку Молодечно считается одним из самых «безработных» городов Беларуси.

Фото с сайта pressball.by

Фото с сайта pressball.by

Вот на что ушли первоначальные инвестиции:

Аренда помещения. В Минске пришлось бы либо идти в полузабытые торговые центры в спальных районах, либо в большие ТРЦ за высокую арендную ставку.

Например, в одном из крупных строящихся ТРЦ  аренда обошлась бы примерно €100 за 1 м2 – с учетом, что арендатор должен самостоятельно отремонтировать помещение.В Молодечно в действующем торговом центре все уже было готово, а аренда стоила в 2 раза меньше.

Мы изучили город и выяснили, что в Молодечно люди идут за подарками либо на городской рынок, либо в один из двух торговых центров – ТЦ «Модуль» и ТЦ «Тройка», расположенных рядом. В один из них (ТЦ «Модуль») мы подали заявку – и через полгода получили помещение.

В ремонт и оборудование мы вложили около $1 500. Люди в Молодечно еще не избалованы дорогим оформлением павильона, индивидуальным дизайном. Поэтому удалось сэкономить.

Фото из личного архива Дмитрия Кукса

Фото из личного архива Дмитрия Кукса

В Минске уже сложно обойтись без индивидуального дизайна, например, нельзя поставить экономпанель – считается, что это уже позапрошлый век.

Фото с сайта koral-panel.at.ua

Фото с сайта koral-panel.at.ua

Ремонт помещения размером 10 м2 в Минске стоил бы не меньше $3 000.

Зарплата сотрудникам. Для работы в павильоне нужно нанять двух продавцов, платить в Молодечно можно меньше. К примеру, найти сотрудника в Минске за 4,5-5 млн руб. достаточно сложно. В Молодечно же 2-3 млн руб. – это уже хорошая зарплата.

Можно было даже нанять одного человека и постоянно ездить самому. Но, поездив так один месяц, я понял, что оплата топлива обошлась мне дороже, чем зарплата одного сотрудника.

Подытоживая, скажу, что я вложил в этот бизнес сумму, равноценную покупке автомобиля среднего ценового сегмента.

Закупка товара

Небольшим компаниям на рынке очень сложно. Одна из причин – стоимость закупки. Малыми партиями закупать товар крайне невыгодно.

Фото из личного архива Дмитрия Кукса

Фото из личного архива Дмитрия Кукса

Допустим, везу я из Польши сувениры на $1 000. Дополнительно я оплачиваю НДС, стоимость таможенного оформления, услуги фирмы-посредника. При въезде в Беларусь, этот товар уже стоит не меньше $1 500.

Сейчас я закупаю товар в Минске у партнеров. Если бы у меня было 10 павильонов, то можно было бы ездить самостоятельно.

К тому же, мы постоянно докупаем товар. Все равно никогда не рассчитаешь, сколько его нужно. И переполнить павильон товаром тоже нельзя. Его нужно красиво оформить, составить композицию, чтобы покупатель увидел, что товар и у него в интерьере будет смотреться хорошо.

Фото из личного архива Дмитрия Кукса

Фото из личного архива Дмитрия Кукса

Если так не сделать, то это все равно что составить товар в коробках и сказать – выбирайте.

Покупательская способность в регионах

Наша продукция имеет ценовой сегмент выше среднего. Это дизайнерские сувениры из Польши, Голландии, Германии. Такой товар не может дешево стоить, в том числе и из-за того, что мы закупаем его небольшими партиями.

На выставке кружка ручной работы будет стоить, допустим, 70 000 руб. У нас она стоит 90 000 руб. А у тех, кто закупает кружки большими партиями, они стоят столько же, сколько на Aliexpress (тысяч 30).

Оказалось, что продать дизайнерские сувениры в небольшом городке крайне сложно. Мы предполагали, что на сувениры и упаковку подарков будет спрос в соотношении 50/50. Оказалось, что 70% выручки мы получаем от упаковки.

Мы оказались с дорогим продуктом там, где у людей не так много денег. Суть была именно в том, чтобы упакованный подарок даже разворачивать не хотелось!

Хорошую упаковку мало где делают, берут самые дешевые материалы и заворачивают как умеют. Мы хотим приучить людей к тому, что оформление подарка должно быть индивидуально. Такой услуги нет в маленьких городах, и мы хотели привнести туда эту эстетику.

Фото с сайта brit.co

Фото с сайта brit.co

Мы даже не могли представить, что люди придут просто покупать расходные материалы для упаковки. Многие просят упаковать «подешевле». Сейчас я прошу продавцов находить баланс между ценой и качеством, ведь мы не в газету подарки упаковываем, а в качественный материал.

У нас даже было желание убрать сувениры и перестроиться на товары для рукоделия. Идея рабочая, но есть две причины, почему не стоит этого делать:

1. Дополнительные вложения. Чтобы перестроиться на другой товар, необходимо быстро распродать этот и закупить новый.

2. У покупателей может возникнуть непонимание. Постепенно люди привыкают, что в их городе есть точка с оригинальной упаковкой подарков, необычными сувенирами. Через год весь Молодечно будет знать, что здесь продается.

Если я резко сменю ассортимент, то люди не поймут – подумают, что бизнес неуспешен, а сам человек ненадежный.

Поэтому мы стали завозить больше польских товаров. Они дешевле и конкурентноспособны.

Точка безубыточности

Пока павильон еще не окупился. По моим планам, это должно было произойти к Новому году. Планы были довольно реальны по той финансовой ситуации, которая складывалась на момент открытия павильона.

Фото из личного архива Дмитрия Кукса

Фото из личного архива Дмитрия Кукса

Летом, когда я открывался, то «закладывал» в товар курс доллара 15 000 руб. Тогда он был примерно 13 500 руб. Но до Нового года доллар стоил уже около 18 000 руб.

В продукцию к Новому году мы заложили курс в 20 000 руб. Новый год прошел – доллар уже выше.

Поэтому с точкой безубыточности еще придется подождать.

Планы

Пока что ближайшие планы – выйти на точку безубыточности, «нащупать» спрос в маленьком городе.

А на дальнюю перспективу я бы хотел открывать типовые магазины в регионах. Это незанятая ниша. Даже если где-то есть упаковка подарков, то вместо атласных лент используются пластиковые, подарок не выглядит качественно.

Не думаю, что когда-нибудь открою такой бизнес в Минске. Возможно, точка по упаковке подарков в торговом центре с большой проходимостью будет прибыльной. Но сувениры – слишком конкурентная и затратная ниша.

 

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.