Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,28 USD 3,2809 +0,0055
  • 3,49 EUR 3,4927 +0,0108
  • 3,48 100 RUB 3,4771 -0,0075
  • 10 CNY 4,523 +0,0222
Личный опыт «Про бизнес» 4 февраля 2016

Этому парню 23 года, а он уже открыл 2 кофейни и создал франшизу, чтобы за год увеличить их количество до 45

У недавнего студента Никиты Чакова, учредителя сети кофеен «Кофе Саунд» к концу 2015 уже работали в Минске 2 кофейни. Затем он решил, что для масштабирования бизнеса и лучшей управляемости нужно создать франшизу и продавать ее. В задумках у молодого предпринимателя – открыть в 2016 сеть из кофеен по всей стране. Он рассказал нам, как будет выполнять свои амбициозные планы.

Никита Чаков. Фото: Анастасия Бондарович, probusiness.by

Никита Чаков. Фото: Анастасия Бондарович, probusiness.by

– Будучи студентом, я зарабатывал на том, что помогал людям оформлять заказ на планшеты и смартфоны из Китая. Тогда об AliExpress мало кто слышал, а я хорошо знал английский и нашел хороших поставщиков, которые могли предложить лояльные цены и гарантийный сервис покупателям в Беларуси.

Скриншот с сайта aliexpress.com

Скриншот с сайта aliexpress.com

Так я скопил стартовый капитал, и встал вопрос об открытии более серьезного бизнеса. Я перебрал много сфер и решил открыть кофейню. Первую я открыл в 2013 году, когда мне был 21 год.

Как я изучал этот бизнес – первые ошибки

Сейчас в Минске очень много кофеен. А тогда этот рынок только начинал формироваться. Я решил, что открою точку в торговом центре с кофе навынос. Мне показалось это правильным – большой город, люди торопятся по делам, место располагалось в центре. Я многого не знал и совершал довольно много ошибок. Расскажу о них подробнее.

1. Дизайн-проект и создание бренда. Проект помещения и логотип нарисовал я сам. Я тогда не понимал, зачем за это платить деньги. Нужно было обратиться к технологу, чтобы он спроектировал расстановку оборудования и сделал проект мебели удобным для работы бариста и отдыха гостей.

Вместо этого я просто обратился в мебельную компанию, которая вообще не смыслила в общепите. Поэтому многие моменты приходилось исправлять уже в процессе.

После создания логотипа своими руками я все-таки обратился в белорусскую дизайн-студию. Отдал около $150 – мне казалось, что это большие деньги. Ее работа мне не понравилась.

Фото с сайта say-hi.me

Фото с сайта say-hi.me

На этом этапе было потрачено уже много денег и я начал понимать, что дешево и качественно – это две, чаще всего, несопоставимые вещи.

2. Подбор и обучение персонала. Я думал: ну что там этот кофе варить? Это ведь несложно. Нашел двух студенток, отправил их на дневной курс бариста. Он длился 4 часа, но даже этого мне казалось много.

3. Месторасположение. Я хотел открыть кофейню в торговом центре с хорошей проходимостью. И выбрал ТЦ на Немиге. Проходимость была отличная, но не внутри торгового центра, а мимо него. Более того, наша точка находилась за углом на втором этаже, поэтому посетителям было сложно нас заметить. Что мы только ни придумывали – наклейки на пол, плакаты со стрелками на стенах, флаеры, бонусные карты и многое другое.

Но через 4 месяца решили переехать в другое место.

Как мы исправляли ошибки

Переезд был уже четко спланирован. Был проведен глубокий анализ целевой аудитории, проходимости, конкуренции и разработан бизнес-план.

Рекламировать кофейню мы начали еще до переезда, поэтому с первого же дня вышли на чистую прибыль и в точку окупаемости. Кофейня приносила деньги, и у меня появилась возможность открыть еще две. Но мы пошли другим путем.

Видя, какая конкуренция началась на рынке, мы понимали: чтобы достигнуть цели (а цель у меня была стать самой крупной сетью в Беларуси) необходимо вкладываться в бренд. Сначала мы сделаем из кофейни «конфетку», а потом начнем активно масштабироваться. На новое место мы переезжали уже подготовленными.

Фото с сайта avito.ru

Фото с сайта avito.ru

Вот что мы сделали:

Заказали брендинг с нуля у дизайнера-маркетолога из Петербурга. К сожалению, в Минске специалистов такого уровня я не нашел. Я просто написал ему ВКонтакте, рассказал о проекте, и он согласился поучаствовать. Через 2 дня он уже был в Минске, и всю неделю мы разрабатывали концепцию бренда. У нас были мозговые штурмы, мы оценивали наши идеи балльной системой, собирали фокус-группы... После недели анализа в течение последующих трех месяцев разрабатывали бренд. Это стоило больших денег, но я не жалею. В тот момент я понял, что нельзя экономить на специалистах.

Сменили персонал. Ранее мы могли принять любого человека, у которого было свободное время и желание работать.

Фото с сайта coffeemag.ru

Фото с сайта coffeemag.ru

Я абсолютно не задумывался о важных вещах:

  • Легко ли будет работать с персоналом
  • Об отсутствии системы отбора персонала
  • Не было понимания, чему необходимо уделять внимание на собеседовании

Чтобы понять, каким должен быть хороший бариста, я сам пошел на курсы. Прошел первую ступень обучения, начал постоянно повышать уровень. Некоторое время сам работал за барной стойкой, анализировал каждое свое действие, следил за реакцией гостей.Тогда я понял: в работе бариста важно не только то, хорошо ли он варит кофе, но и такие качества, как харизма, внимание к мелочам, аккуратность, скорость и многое другое.А главное – желание непрерывно развиваться.

Сейчас зарплата персонала формируется по 10 пунктам. Мы создали систему мотивации и премирования, которая позволяет держать необходимый уровень качества – как сервиса, так и напитков. В конце месяца мы выдаем таблицу, где написано, сколько бы бариста мог получить – и сколько получит по факту. Таким образом сотрудник понимает свои сильные и слабые стороны.Ввели систему обучения. В период кризиса очень важно повышать квалификацию. Если бы мы варили кофе того же качества, что и 2 года назад, будучи неопытными, то растеряли бы клиентов. Сейчас кофейная культура постоянно растет, человек готов платить деньги только за качественный продукт.

Фото из личного архива

Фото из личного архива

Мы решили обучать наших бариста самостоятельно и организовали свой тренинг-центр. К нам пришло понимание, что необходимо повышать профессионализм сотрудников, причем постоянно.

Вскоре я заметил, что тренинг-центр «простаивает» примерно 6 часов в день. У нас был свой профессиональный тренер-бариста и своя программа обучения. Мы решили открыть свою школу бариста, где мы сможем обучать всех желающих. Буквально месяц назад у нас состоялось официальное открытие, и уже сейчас в школе обучается порядка 20 человек. «Фишка» школы в том, что на курсы можно записаться онлайн через сайт, выбрать время и день каждого занятия. Не учащийся подстраивается под наш график, а мы под его.

Проработали маркетинговые коммуникации. Мы решили продвигать каждую кофейню в 2 этапа – до и после.

1. Мы стараемся сделать так, чтобы об открытии кофейни знали в округе заранее. Для этого мы используем различные инструменты.

  • В онлайне в основном делаем упор на соцсети (в наших группах ВКонтакте и Instagram в сумме почти 15 000 человек).
  • Часто организуем акцию «плати за кофе сколько хочешь» в день открытия. Кто-то платит 100 руб, кто-то 20 000 руб. Акция в этот день часто не приносит прибыль, но полностью окупает затраты на маркетинг. О нас за счет сарафанного радио вскоре знает весь город.
  • Раздаем флаеры с информацией об акции
  • Размещаемся в офлайн изданиях
  • Приглашаем на открытие городские СМИ

2. После открытия мы решили работать точечно: на ту аудиторию, которая находится около кофейни.

Фото из личного архива

Фото из личного архива

О конкуренции

В Минске есть еще достаточно мест, где кофеен не хватает, не говоря уже о регионах. Конечно, поиск места – огромный этап работы, который забирает очень много времени. Но найти хорошие места реально. На мой взгляд, правильная конкуренция – это когда рынок вынуждает работать качественнее.  В противном случае слабый игрок уходит из бизнеса, а на его место приходит более сильный. Конкуренция – санитар рынка.

Фото с сайта relax.by

Фото с сайта relax.by

Я не сторонник конкурентной борьбы, когда рядом с объектом открывается кто-то второй с точно таким же ассортиментом. Кофейни начинают «делить» клиентов, переманивать их, мне не нравится эта дележка, а таких примеров достаточно много. Хотя, возможно, это иногда тоже полезный «пинок», чтобы начать работать качественнее. 

Когда мы создавали наше кафе, то не старались сделать нечто «вау». Мы хотели сделать понятный и простой бизнес с качественным продуктом. Но и у нас есть «фишка», которая выделят нас среди конкурентов: предсказания-советы на донышке каждого стакана. Причем стараемся сделать их не банальными, а мудрыми, мотивирующими, интересными. Одно из них я отклеил со стакана и налепил на ноутбук: «Не бойся ошибаться. Не ошибается тот, кто стоит на месте». Мотивирует же?

Людям очень приятно получить вместе с кофе эмоцию, многие выкладывают фото в соцсети, их друзья видят эти фотографии и тоже хотят к нам зайти.Яркий пример действия сарафанного радио.

Целевая аудитория

Наш бренд –  молодежный, но основная аудитория определяется, исходя из месторасположения. Мы никогда не говорим, что это наша целевая аудитория – это все. Это большая ошибка новичков. Мы привыкли ее сегментировать. В основном это:

  • Молодые люди от 20 до 28 лет
  • Семьи (чаще мамы) с детьми
  • Офисные сотрудники и бизнесмены

Для мам с детьми у нас детское меню. В Речице, например, где через 2 недели открываем кофейню, есть семейные зоны.

Если, например, ориентируемся на студентов – делаем посадочные места с вай-фаем.

Фото из личного архива

Фото из личного архива

Почему я решил открыть франшизу

С самого начала я хотел создать самую крупную сеть кофеен в Беларуси. Когда я увидел бурный рост отрасли, то начал думать, как успеть это сделать. В ноябре 2014 года я открыл вторую кофейню в Минске. 

К 2015 году у меня было в Минске 2 кофейни, и на прибыль я мог бы открывать по одной каждые 4 месяца. Это достаточно долго, к тому же было непонятно, как действовать в регионах:

  • Я не мог управлять региональными точками на расстоянии
  • Кофейный бизнес не настолько рентабельный, чтобы нанимать управляющего в каждую кофейню, если она одна на город

Я мог, условно говоря, открыть 3 точки в Бресте и только после этого нанять управляющего для них. Но пока я занимаюсь Брестом, то что будет с другими городами?И я принял решение заняться франчайзингом. Мы обратились в компанию, занимающуюся франшизами.

Они протестировали наши показатели, утвердили нашу бизнес-модель как устойчивую и помогли «упаковать» знания в руководство по ведению бизнеса. Поначалу в нем было около 50 листов, теперь – почти 100. Мы постоянно что-то дополняем.

Фото с сайта trapeza.ru

Фото с сайта trapeza.ru

Также я открыл управляющую компанию, которая контролирует работу франчайзи и ищет новых партнеров. Сейчас у меня две компании: одна, содержащая кофейни, а вторая – занимающаяся франчайзингом, так называемая Управляющая Компания (УК).

Сейчас в штате УК на постоянной основе работает 6 человек:

  • Мой заместитель
  • Помощница
  • Менеджер по закупкам и сбыту
  • Бухгалтер
  • Тренер-бариста

На аутсорсе работают SMM-специалисты, таргетолог, дизайнеры, технолог и другие.

Над проектами в общей сложности трудится около 20 человек.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.