Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2545 +0,002
  • 3,52 EUR 3,5239 -0,0062
  • 3,51 100 RUB 3,5097 +0,0049
  • 10 CNY 4,4847 +0,0013
Личный опыт «Про бизнес» 5 мая 2016

Как становятся коучами: бизнесмен Николай Чукисов накопил опыта – и решил, что хочет перемен

Достигнув успехов в бизнесе, испытав взлеты и падения, а потом снова доказав себе и другим, что он может вдохновлять на новые достижения, предприниматель Николай Чукисов решил стать коучем. Вот рассказ Николая о том, как он к этому пришел.

Фото из личного архива Николая ЧукисоваФото из личного архива Николая ЧукисоваФото из личного архива Николая Чукисова
Фото из личного архива Николая Чукисова

– К концу 2008 года все 3 мои успешно работающие до этого автономные направления бизнеса (оптовая торговля напитками, поставка сырья для производства напитков, услуги по таможенному оформлению) одно за одним приблизились к критической отметке.

В одночасье спрос на напитки и, соответственно, на сырье для их производства, снизился до минимума. В связи с кризисом и очередным этапом борьбы государства с импортом посредством импортозамещения – упали объемы оказания услуг по представлению интересов субъектов в таможенных органах. 

Фото с сайта contnovo.ru

Фото с сайта contnovo.ru

И я столкнулся с проблемой отсутствия свободного капитала. Мне был 41 год. Были уже четко сформированные за предыдущие годы привычки, которые требовали оплаты. А деньги, как и у подавляющего большинства бизнесменов, были вложены либо в перспективные проекты, либо потрачены на дорогие квартиры и машины.

И тогда я понял, что вопрос грамотного и рачительного отношения к деньгам у меня до сих пор не решен. За 20 лет профессиональной жизни через мои руки прошли реально большие деньги. Но, к сожалению, я остался с ощущением, что они ушли как песок сквозь пальцы. Поэтому я решил разобраться, что во мне не так.

Фото с сайта topnewsrussia.info

Фото с сайта topnewsrussia.info

Важная встреча

Как раз в это время я приехал в Вильнюс на конференцию по управлению финансами и финансовому планированию, которая была организована одной швейцарской компанией. Там я познакомился с известным человеком, ставшим впоследствии моим другом. Спортсменом. И при этом очень успешным белорусским бизнесменом.

Я стал наблюдать за ним со стороны. Как потом оказалось, он в это время тоже наблюдал за мной. И спустя 4 года признался мне в том, что уже тогда решил «заполучить меня» в свою компанию. Правда, роли тогда для меня еще не определил. В одном признался – видел во мне потенциального партнера.

Я тоже наблюдал за ним. И увидел в нем человека, которого многие бизнесмены ищут всю свою профессиональную жизнь – локомотив для своих активов в виде опыта и знаний. Вот такой состоялся гешефт. 

Фото с сайта panoramio.com

Фото с сайта panoramio.com

Следующая встреча, уже подстроенная мной, состоялась в Минске. Я предложил новому знакомому выгодные условия на поставку сырья на его завод по производству напитков. На что он ответил, что у него есть ко мне другое предложение, более серьезное. 

Этот бизнесмен являлся основным акционером грузового таможенного терминала в Минском регионе. Компания по непонятной тогда причине «загибалась». Но понимая, что это прибыльный и перспективный бизнес, он не мог смириться с убыточностью и критическим положением дел предприятия.

Несмотря на кризис и падение объемов оказываемых услуг в таможенной логистике, на терминалах Минска были очереди на въезд в зону таможенного контроля. А на его предприятии, как после взрыва нейтронной бомбы – материальные ценности (склад, погрузчики, весы) на месте, а людей не видно. Как и ни одного автопоезда в зоне таможенного контроля. 

Оказывается, вся команда находилась в подсобных помещениях, в столовой с чашкой чая – где угодно, только не на рабочем месте. Просто потому, что не было клиента. Из-за отсутствия деятельного руководителя и вообще единой команды у людей не было ни желания, ни возможности делать то, что они умеют.

Все это я увидел, когда принял предложение нового знакомого посмотреть своими глазами на его компанию и оценить возможность ее реанимации.

Я принял предложение – согласился взять управление этим бизнесом в свои руки. И это был мой первый опыт участия в поднятии предприятий из такого критического состоянии.

Фото с сайта shans-auto.ru

Фото с сайта shans-auto.ru

Реанимирование предприятия

После оценки ситуации и получения карт-бланша по реорганизации работы терминала, первое, что я сделал – собрал вокруг себя команду. Некоторых сотрудников привез из города, в котором работал до этого – Могилева. Я смог вселить в людей уверенность в том, что мы вместе сможем сделать из тонущего предприятия успешный бизнес.

За 5 лет мне удалось сделать то, что я обещал людям, причем почти все 100% команды прошли со мной этой дорогой. Мы сумели вытянуть бизнес и сделать его успешным.

Думаю, наше преимущество было в том, что люди шли на работу с радостью, в первую очередь не за зарплатой. Они верили в новые перспективы и понимали, что зарплата будет следствием их правильного отношения к делу.

Это, пожалуй, главное, что мне удалось сделать – замотивировать и зарядить команду на успех. Это был мой первый опыт коучинга.  При этом я не отдавал никаких приказов. Мы просто беседовали с руководителями подразделений: я задавал им вопросы и обрисовывал задачи, а они сами находили способы их решения. Поэтому все их заслуги и достижения были их личными успехами. Они не хвалили меня. Они хвалили себя. А это и есть основа коучинга! Именно это я понял в итоге.

Фото с сайта huntsmanblog.ru

Фото с сайта huntsmanblog.ru

Уход из бизнеса

За 5 лет у компании накопилось много заслуг в виде побед в различных конкурсах и рейтингах, медали и ордена – за экспорт товаров и услуг в области таможенной логистики.

С победой как со штыком в цитате Наполеона («Штыками можно сделать все что угодно, только нельзя на них сидеть») – с ней тоже можно делать все, что угодно, только не сидеть на ней. Все время побеждать – это, конечно, хорошо. Но в какой-то момент меня перестало по-хорошему возбуждать то, что я делаю. Я понимал, что можно было еще пожить в роли инвестора с возможностью получения пассивного дохода от организованного процесса. Но я не мог предать команду, которая в меня верила. Поэтому я пообещал найти нового достойного инвестора и сохранить всю команду на своих местах.

В августе 2015 я организовал успешную продажу предприятия. Люди остались работать. Все 70 человек (в 2008, когда я пришел – их было 28).

Фото с сайта rosteck.ru

Фото с сайта rosteck.ru

Нужно отметить, что во второй половине 2015 года уже было трудно продать даже что-то очень нужное и ценное, а уж бизнес на рубеже экономических трудностей – еще сложнее. Причем за очень хорошие деньги. Но у меня получилось.

Кроме того, с 2008 я сумел восстановить свои упущения в формировании «свободного капитала», о котором писал выше. Более того, могу смело сказать, что заложил основу для родового капитала, который передам своим детям.

Выполнив «миссию», я понял, что нужно двигаться дальше – я готов к чему-то совершенно новому. И могу позволить себе это.

Что такое «кодекс чести» коуча

Здесь уместно рассказать историю о человеке, который открыл мне глаза на принципы коучинга.

Фото с сайта great.az

Фото с сайта great.az

Это был практикующий персональный коуч, среди клиентов которого были очень крупные и влиятельные российские бизнесмены. Я предложил ему партнерство – я был уверен, что смогу дать этим управленцам то, что им нужно. А коуч мог помочь нашей коммуникации. Мое предложение о сотрудничестве, как мне казалось, было абсолютно законно, предельно понятно и очень экологично. И он даже был согласен со всеми моими доводами – понимал, что я действительно могу быть полезен этим людям. Я был уверен, что это сработает. Но он решительно отказал. 

Я не мог понять причины отказа, но вскользь уловил слова «кодекс чести». Я понял их позднее. Посетив недавно многомодульную программу на тему коучинга. Проходила она в Латвии, затем в России, в Москве. Поехал я туда исключительно для того, чтобы понять мотивацию отказа на мое предложение. Мне хотелось узнать, как можно удержать себя от искушения принять выгодное предложение. Оказалось, что у коучей действительно есть кодекс чести. Один из пунктов гласит: каким бы ты ни был мастером, ты не можешь ничего рекомендовать своему «коучи». Это запрещено. 

Фото с сайта 1c-bitrix-cdn.ru

Фото с сайта 1c-bitrix-cdn.ru

Конечно, коучинг – это высокотехнологичный процесс. И в нем, на мой взгляд, все же есть место для творчества. Но я понял главную причину и мотивацию отказа. И главное – я усвоил, что такое коучинг на практике.

Мои планы

Понятно, что коучей сейчас много. Может быть, даже слишком... И я не «ставлю» на этот вид деятельности. Но вместе с тем я знаю, что могу задать несколько вопросов, после ответа на которые человек начнет засыпать и просыпаться с улыбкой. У меня есть прикладной опыт работы.

Фото с сайта expertbeacon.com

Фото с сайта expertbeacon.com

Поэтому я решил попробовать себя в коучинге. Я знаю, что это новый период в моей жизни, и сейчас меня это вдохновляет.

Делать выводы пока рано. Я постоянно учусь. Финансам, личностному росту, очередному иностранному языку, приемам самбо... Все пригодится.

Тем, кто однажды почувствует, что полон сил, энергии и уверенности в себе – советы не нужны. А вот тем, кто хочет как можно быстрее приблизить этот момент (если нужно, конечно) могу посоветовать одно. Мой вывод – надо сегодня делать то, что трудно, тогда завтра будет время делать то, что захочется.  Кроме новой идеи стать коучем, у меня есть несколько нереализованных проектов. Один из них – создание корпоративного университета на базе группы компаний. Предполагается, что это будет смешанный проект – бизнеса и одного из вузов страны.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.