Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2498 -0,0047
  • 3,5 EUR 3,5019 -0,022
  • 3,52 100 RUB 3,5223 +0,0126
  • 10 CNY 4,4759 -0,0088
Личный опыт «Про бизнес» 17 мая 2016

Владеет музыкальным лейблом, но пока вынужден работать бариста. Как минский DJ стремится заработать на легальном контенте

Белорусскому музыкальному лейблу Mango Record всего три года, а под ним уже издается более 60 авторов из Англии, Америки, Италии... Управляет лейблом Роман Киселевич – в музыкальном мире DJ Dejavu, по трудовой книжке – бариста в одном из минских кафе. Роман рассказывает, как он пришел в этот бизнес, как он устроен и почему на легальном контенте мешают заработать не только пираты, но и сами авторы.

Роман Киселевич. Фото из личного архива

Роман Киселевич. Фото из личного архива

– Мне всегда нравилось заниматься музыкой – петь, играть на гитаре, наигрывать мелодии. В 17 лет я пошел на курсы «Дизайн звука» (написание музыки при помощи компьютерных программ), а в 21 год меня так вдохновило выступление ATB (немецкий композитор и ди-джей – прим. «Про бизнес.»), что я тоже встал «за вертушки» – стал DJ.

4 года назад я уехал работать в Сочи: устроился там DJ в клуб, организовывал клубные вечеринки. Через знакомых нашел себе помещение, где мог обрабатывать звук. Там и писал миксы, треки – в основном, в стиле транс. Я понимал музыку изнутри.

Фото с сайта youtube.com

Фото с сайта youtube.com

Некоторые треки показались мне достойными, чтобы выставить их на продажу, и я стал искать лейблы, которые смогут их раскрутить. Несколько моих работ взяли.

Но я сразу подумал: а почему бы не открыть свой лейбл? Мне интересен маркетинг, у меня есть опыт продвижения международных проектов. А работа над лейблом включает создание музыки на всех этапах, создание обложек и видео, мероприятия, постоянное общение с творческими людьми...

И вот, когда у меня и моих знакомых собралось музыки на несколько выпусков, я решил попробовать создать свой лейбл – Label Mango Record.

Фото с сайта andychef.ru

Фото с сайта andychef.ru

С чего начинался Label Mango Record

Лейбл – это, по сути, издательство. Выпускает и продает музыку. Но можно широко размахнуться, если есть деньги – записывать музыку, иметь целые студии и концертные площадки.

У меня студии не было. Я предложил композиторам главное, что должен делать лейбл – продвигать их музыку. Мне повезло: в Сочи работали музыканты со всей России и Украины. Они и стали первыми: на начальном этапе в лейбл вошло 4 композитора, включая меня.

Это были стили транс, house, instrumental, drum&bass. Есть лейблы, где собрана музыка в одном стиле, но я сразу решил, что просто буду брать хорошую музыку, и неважно, в каком она направлении. Как мог, старался помочь в работе над треками: оформлял обложку, делал мастеринг, помогал договариваться со студиями на выгодные условия.

Фото с сайта recarecords.ru

Фото с сайта recarecords.ru

Чтобы предлагать свою музыку магазинам, необходимо было показать им, что я буду заниматься лейблом, не заброшу его. Прежде чем заключить договор, крупным дистрибьюторам еще надо еще показать, что у вас есть. Но когда договор подписан, то главное – это системная, регулярная работа.

Я создал сайт, занялся продвижением в социальных сетях. И тогда связался с магазинами – основными на iTunes, Amazon MP3, Google Play, Juno Records. Большинство, конечно, отказало, но с некоторыми начали работать.

Как заработать на легальной музыке

Основной доход лейбла – платные скачивания из интернет-магазинов. У каждого магазина есть своя аудитория, в некоторых странах популярен iTunes, в других – Amazon MP3.

Я не стал изобретать велосипед и посмотрел, как на лейбле зарабатывает Запад: как правило, лейбл забирает себе 50% от выручки за музыку, все остальное – автору. Мы получаем эксклюзивные права на дистрибьюцию треков, которые выходят у нас в течение трех лет.

Все магазины берут процент с продаж, от 10% до 40%. Стоимость трека зависит от магазина: в российских магазинах это около 11 рублей, в зарубежных достигает $2. Авторы понимают, что продаж может и не быть. Но в музыкальной среде есть еще понятие престижа – когда твой трек все же выпустили на продажу, его слушают и есть шанс, что он станет известным. И его купят.Нас покупают в Японии, Франции, даже в ЮАР. Но в основном легальный контент потребляет Америка. И если в Америке из 1000 человек, которым понравился ваш трек, 200-300 человек его купят, то в Беларуси из 1000 – хорошо, если купит пару человек.

Фото с сайта pexels.com

Фото с сайта pexels.com

Какой бы трек ни вышел – всегда появляются «добрые люди», которые распространяют чужую музыку бесплатно. Получается, что лейбл может заработать только на тех, у кого есть совесть и понимание того, что, пользуясь легальной музыкой, они высказывают свое уважение к чужому труду.

Лейблу одинаково важно сотрудничать как с магазинами, так и со стриминговыми сервисами (Apple Music, Deezer). Они сейчас как радио – платят авторские отчисления за прослушивание музыки. В среднем за 1000 прослушиваний правообладатель получает $3.

Но регистрировать авторские права на музыку в Беларуси умеют единицы. А есть те, кто выкладывает свою музыку просто так – чтобы люди слушали. И те, и другие теряют деньги. В мировых авторских сообществах сейчас «висят» огромные суммы денег, которые ищут авторов. Это отчисления за музыку, использованную в рекламе, в фильмах... А авторы просто не заявили на нее свои права.

Представьте: чтобы начать записывать музыку, композитору надо купить хороший ноутбук, внешнюю звуковую плату, программы для написания музыки… Это примерно $4 000-5000 – просто для начала. Музыканты вынуждены идти днем работать на завод, а вечером писать музыку...

Как я работаю с авторами музыки

Сейчас на лейбле 60 авторов из разных стран – Беларуси, Украины, России, Италии, Румынии, Германии, Америки, Англии. Наши релизы представлены в 43 интернет-магазинах – Beatport, iTunes, Amazon MP3, Google Play, Juno Records, Shazam... Мы издаем не меньше 15 треков в месяц. В основном, у нас просто музыка, но есть и вокальные треки.

Фото с сайта pexels.com

Фото с сайта pexels.com

Некоторым авторам мы делаем обложки, мастеринг треков (финальная обработка). У большинства из них есть домашние студии, поэтому в основном присылают готовое.

Бывает, пишут с просьбами: «Мы бы хотели издаться под вашим лейблом, но у нас тут альбом недописан… У вас случаем студии во Франции нет?» И я думаю: «Ну да, ребята, размечтались…»

Многие авторы музыки сами идут к нам. Они видят, что мы работаем, не сидим на месте. Например, недавно к нам присоединилась белорусская группа DaVinci.

Фото с сайта europaplustv.by

Фото с сайта europaplustv.by

Чтобы артист попал в мой лейбл, во-первых, он должен быть воспитанным. Бывает, человек просто некультурный. Даже если у него хорошая музыка, но он не ценит ни свой труд, ни труд остальных – с ним я работать не буду. Это касается, как правило, композиторов из СНГ.

Почему мы работаем за идею

Мне помогает 9 человек – в разных вопросах. С дизайном, деловой перепиской, например. Некоторые из них живут в других странах. Переписку с иностранцами ведет менеджер из России, есть еще помощник в Италии. Все они работают за идею.

Хотя в музыкальном мире лейбл успешен, на самом деле мы только вкладываем и вкладываем в развитие. Я работаю бариста в одном из минских кафе. Лейбл – это проект на будущее, а кофе я варю, чтобы деньги были сегодня.

Фото с сайта geometria.ru

Фото с сайта geometria.ru

Пытались искать инвесторов, пока безуспешно.

Бывает, меня спрашивают, зачем мне все это? Но я кайф получаю от того, что делаю. У нас в стране, чтобы сделать шаг, нужно везде советоваться, а здесь я – владелец компании. И если мы с ребятами решим что-то сделать, то возьмем и сделаем, не советуясь.

Я считаю, у каждого должно быть дело жизни, а музыка – это дело жизни для меня. Конечно, мне хочется финансового успеха, но важнее то, что музыка приносит мне удовольствие. Я каждый раз я испытываю волнение, когда выходит новый релиз, жду первых отзывов, слежу, как он будет двигаться в топе.

Понимаю, что я не автор композиции, но я причастен к тому, что ее слушают. И неважно, пишу ли я свой трек или чужой продвигаю – я всегда с музыкой. 

 

Хотите мгновенно получать уведомления о новых материалах и событиях «Про бизнес.»? Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.