Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,28 USD 3,2809 +0,0055
  • 3,49 EUR 3,4927 +0,0108
  • 3,48 100 RUB 3,4771 -0,0075
  • 10 CNY 4,523 +0,0222
Личный опыт «Про бизнес» 3 июня 2016

24-летний серийный франчайзер Николай Зайцев уже не может остановиться

Николай Зайцев начал карьеру в 17 лет с менеджера по продажам, но быстро ушел в свой бизнес, открыв точку с попкорном и кофе. Постепенно Николай находил все больше направлений в сфере развлечений и досуга – и так за 4 года «вырастил» сеть из 25 кофеен Vero Gusto и открыл еще 4 франшизы. Но все не так просто. Вот его история.

Николай Зайцев. Фото из личного архива

Николай Зайцев. Фото из личного архива

 

– Мне с самого детства нравилось наблюдать за успешными людьми – спортсменами, бизнесменами. Всегда хотелось стремиться к тому же. Я очень ждал совершеннолетия, чтобы скорее начать работать. В 17 лет я стал менеджером по продажам компании «Аквадив» в сегменте HoReCa. На тот момент я получил среднее специальное образование, хотел стать маркетологом. Всегда хотел развивать бренды, мне нравились громкие имена. Хотелось создать свое, узнаваемое.

Работа меня затянула – к высшему образованию я вернулся только спустя несколько лет.

Идея чайно-кофейного бизнеса нравилась мне уже тогда. В «Аквадив» я наработал контакты – в частности, нашел специалистов по производству и обжарке кофе, оптовым поставкам чая. И совместно с компаньоном мы решили попробовать продавать чай и кофе в сегменте HoReCa. А компания моего хорошего друга занималась обжаркой попкорна и имела несколько розничных объектов.

Так и появилась идея открыть точку с кофе навынос и попкорном. Мы закупили попкорн, поставили кофемашины. Видим – бизнес интересный.

Фото из сообщества Vero Gusto ВКонтакте

Фото из сообщества Vero Gusto ВКонтакте

Постепенно выбора кофейных напитков стало в разы больше, чем сладкой продукции. Когда мы добавили в меню несколько детских кофейных напитков (вместо кофе добавляли какао либо сиропы), у нас появились самые ценные и любимые покупатели.

Так идея сладких баров превратилась в концепцию полноценных кофеен.

Первая кофейня и первые трудности

Первую кофейню Vero Gusto я открыл в декабре 2012 года. Мне было 20 лет. Это был небольшой островок площадью всего 3,2 м2 в самом крупном на тот момент гипермаркете «Евроопт» по ул. Монтажников. Стоило это, с учетом затрат на оборудование, примерно $2 500.

С компаньоном мы проработали вместе месяца три – и не сошлись во взглядах на бизнес. У него не было времени и желания заниматься розницей. Он продолжил работать над оптовым направлением, а я остался в Vero Gusto.

Я ничего не знал о кофейном бизнесе, кинулся «в омут с головой». Но понял его быстро. На первой точке сам проработал недели три – изучал, как работать с клиентами, как варить кофе. Чтобы варить вкусный кофе, главное – правильно закладывать «таблетку» и уметь взбивать молоко.

Кофейня окупилась через месяцев 8. Но хотя я имел понимание о продажах к сегменте HoReCa, углубленного знания не было. Мы даже предвидеть не могли те проблемы, на которые в итоге наткнулись.

Главная проблема – с кадрами. Начиналось с веры, что люди не могут воровать. Но воровали, и я уверен, что и сейчас воруют.

Например, в одной из кофеен мы посчитали, что она работает в слишком маленький плюс, и продали ее. И только тогда выяснилось, что там на самом деле огромные выручки и потенциал.

Как я ушел во франчайзинг

За год мы открыли 5 точек. Охватить все было очень тяжело, появилась идея расширяться. А кофеен в городе открывалось все больше…

Некоторые клиенты, покупая кофе, стали звонить и интересоваться возможностью приобретения торгового объекта или открытия для них такой же кофейни.

Фото из сообщества Vero Gusto ВКонтакте

Фото из сообщества Vero Gusto ВКонтакте

Так как мы планировали в дальнейшем массово расширяться и открыть не менее 30 кофеен – понимали, что самостоятельно у нас это не скоро получится.

И как только мы задумались о франчайзинге, как к нам обратилась Ассоциация «Белфранчайзинг» с предложением составить франчайзинговый пакет.

К ним тоже начинали поступать заявки о приобретении франшизы кофейни с концепцией «кофе с собой», а предложений на этом рынке не было. Мы откликнулись на эту идею. И уже спустя пару месяцев заработала первая франчайзинговая точка в Гомеле.

Условия франшизы

  • Паушальный взнос – $3 000
  • Роялти и рекламный сбор (ежемесячные отчисления на рекламную кампанию) отсутствуют.  В нашем понимании, роялти могут взимать только компании, достигшие глобальных масштабов и сделавшие себе имя, узнаваемое за пределами страны. Поэтому эти выплаты мы считаем нецелесообразными

Мы не стремились и не стремимся создать большой бренд уровня Burger King. Франшиза для меня стала способом быстро масштабироваться, а для франчайзи – помощью в открытии бизнеса под ключ. Мы просто понимаем, что людям нужна работа. И мы можем помочь начать свое дело, уберечь от ошибок.

Мы гарантируем только быстрое открытие, полный пакет документов, профессиональную поддержку. Вся дальнейшая работа – это риски франчайзи. Покупая молодую малоизвестную франшизу, партнер не покупает результат. Заработает он или нет – зависит только от него.Франчайзи мы рекомендуем хотя бы месяц поработать на кофейне, чтобы понимать, что требовать от продавца. Были печальные случаи, когда человек не напрягался – и ничего не получилось.

Фото из сообщества Vero Gusto ВКонтакте

Фото из сообщества Vero Gusto ВКонтакте

Никаких особых требований к франчайзи мы не имеем.

Мы организовали обучение сотрудников на нашей точке, которая работает круглосуточно. В большинстве случаев помогаем франчайзи найти место. Чтобы упростить ведение бизнеса партнерам, я принял такие решения:

1. Совместно с компаньонами открыл мебельное производство, чтобы самостоятельно изготавливать мебель для нас и наших франчайзи. А также производство наружной рекламы, типографию. Это позволило экономить на паушальном взносе процентов 70, поскольку эти расходы значительно сократились.

2. Мы разбили франчайзинговое предложение на пакеты. В самые дешевые не входит помощь по подбору помещения, некоторое оборудование и мебель. Это выгодно, потому что некоторым это не нужно. Чаще всего покупают пакеты средней стоимости.

Сейчас наши и франчайзинговые точки работают практически во всех крупных городах – в Гродно, Бресте, Витебске, Могилеве, Бобруйске, Полоцке, Жодино, Борисове, Молодечно и в др.

Когда кофеен стало слишком много

Кофейный рынок развивался, начали появляться новые кофейни – как по шаблону. Я понял, что надо искать что-то новое.

Хотелось разнообразить сферу услуг, развлекательные центры. И я искал направления в этом сегменте, которые еще слабо представлены. Второй франшизой стала Game Zone, которую я открыл вместе с компаньоном.

Фото из сообщества Vero Gusto ВКонтакте

Фото из сообщества Vero Gusto ВКонтакте

Вскоре мы открыли еще несколько – автоспа (автомойка), кэнди-бары (точки со сладостями), нейл-бар. Но быстро выяснилось, что они не пользуются таким спросом. Стать собственником кофейни – модно и сложно, поэтому модель франчайзинга в этом случае выигрышная. А автоспа или нейл-бар можно открыть и собственными усилиями.Сейчас ситуация в наших бизнесах такая:

  • 90% спроса на франшизы занимают кофейни
  • По франшизе открыто 2 игровые зоны

Мы пока не продали ни одной франшизы нейл-баров, автоспа, кэнди-баров. У нас есть 1 нейл-бар в Слуцке. Собственную автоспа мы закрыли, кэнди-бары тоже не прижились.

Чем я занимаюсь сейчас

Сеть кофеен Vero Gusto за 4 года стала крупнейшей в Беларуси – 10 собственных точек и 15 точек франчайзи.

Все направления я объединил в группу компаний Vero Gusto Group и вплотную занимаюсь кофейней и стратегией всех франшиз. Другие направления ведут мои управляющие. Мы быстро растем, и всегда нужны новые менеджеры. Но очень сложно найти человека, которому можно довериться.

Фото из сообщества Vero Gusto ВКонтакте

Фото из сообщества Vero Gusto ВКонтакте

Мы ждем открытия новых торговых центров, чтобы поставить там кофейни. Хотели бы открыться в Dana Mall, Galleria Minsk. Это, по нашему мнению, два топовых центра, у которых наибольший потенциал.

Новые франшизы в этом году мы открывать не будем. Но в следующем – однозначно да. На рынке есть еще много незанятых направлений в сфере развлечений и досуга.

Я помню, что мне однажды сказал известный белорусский бизнесмен (не буду называть его имя): «Николай, не ставь себе целью купить машину или построить шикарный дом, просто будь лучшим в своем деле. Все остальное придет само собой».

Эта фраза мотивирует меня по сей день.

Читайте также: Топ-30 белорусских предпринимателей не старше 30

Хотите мгновенно получать уведомления о новых материалах и событиях «Про бизнес.»? Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.