Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,24 USD 3,2421 -0,0122
  • 3,46 EUR 3,464 -0,0054
  • 3,5 100 RUB 3,4968 +0,0123
  • 10 CNY 4,451 -0,0265
Личный опыт «Про бизнес» 20 июня 2016

Не бойтесь «факапов». Этот предприниматель перепробовал 20 проектов за 6 лет и не останавливается

Предпринимателю Михаилу Феоктистову 33, и он открывал и закрывал более 20 проектов. Первым таким проектом стало рекламное агентство, которое пришлось закрыть из-за недостатка опыта. Перейдя в другую сферу, Михаил продолжил поиски «того самого» бизнеса. Он рассказывает свою историю: как учился бизнесу на управлении рекламным агентством, почему производство рекламы оказалось более выгодным и почему с тех пор он не может найти проект, который хотелось бы продолжать.

Михаил Феоктистов. Фото из личного архиваМихаил Феоктистов. Фото из личного архива
Михаил Феоктистов. Фото из личного архива

Михаил Феоктистов. Фото из личного архива

− Предпринимательские навыки проявились у меня еще в детстве − живя в постсоветском районном городке, мы с ребятами лет в 9 придумали создавать довольно качественные модели самолетов и продавать их среди сверстников. А еще у меня был первый видеомагнитофон в нашем районе, и ребята готовы были платить, лишь бы собраться у меня и смотреть кино.

А первый опыт работы я получил, став графическим дизайнером на Брестском чулочном комбинате. У меня не было профильного образования и даже не было компьютера. Я никогда не работал в фотошопе. Даже не знал, что это такое. Но было очень интересно! На собеседование я принес более 20 вариантов новой торговой марки, нарисованных вручную на огромном ватмане, когда другие соискатели принесли 2-3 распечатки.

И вот уже там, получив доступ к компьютеру и графическим программам, я начал все изучать.

Фото с сайта pexels.com

Фото с сайта pexels.com

Позже, в армии, я познакомился с одним молодым офицером. И «подбил» его уйти, чтобы в 2006 году открыть в Бресте региональное рекламное агентство MainStream.

Как два студента и кадровый офицер учились бизнесу в рекламном агентстве

Мы запускались втроем: я, офицер и еще один мой партнер. Это был предельнейший запал! Работать никто не умел. Вообще. Потому что никто до этого не был в бизнесе. Сейчас это такой смех! Мы как рекламное агентство даже толком не знали, как себя разрекламировать.

Но нам повезло встретить опытного менеджера-продажника, которая нашла нам первых клиентов. Разумеется, их мы «зафакапили» полностью, потому что не умели с ними работать.

Когда начались неудачи? Правильнее спросить: почему вообще хоть что-то получилось? Мы сделали все ошибки, которые только могли сделать − не умели проводить переговоры, не знали толком, кто наши клиенты, каковы их потребности, не умели делать адекватные, актуальные коммерческие предложения, считать деньги, управлять расходами... И через год разбежались. Повезло, что не разругались. Так как идея рекламного агентства была моей, далее я потянул его в одиночку.

Постепенно все стало улучшаться. Через год-полтора объем заказов стал большим и даже разнообразным, я уже не справлялся. Штат вырос до 4-х человек на «фуллтайме». Было много людей и команд на субподряде. В таком режиме я проработал около года.

У нас были контракты с известными региональными заказчиками, но вырасти дальше и выйти на международных не получалось: разработки для них делались или за пределами Беларуси, или в крупных сетевых агентствах. Наша маленькая команда и близко не годилась в конкуренты.

Сейчас я понимаю, что надо было вложиться в пиар, взять хороших дизайнеров и рекламщиков, растить уровень проектов.

Но при отсутствии этого понимания в какой-то момент расходы катастрофически быстро стали превышать доходы… Образовался вал долгов. Пришлось сокращать команду, делать упор только на одном из проектов.

Итоговым решением было закрыть все проекты рекламного агентства, продать квартиру и раздать все долги.

Так почему же не получилось?

1. Не было стратегического понимания, куда мы идем − из-за отсутствия опыта в бизнесе. Мы даже не догадывались, как выйти из этого тупика. Лишь спустя годы я увидел массу возможностей для роста и массу способов эти возможности реализовать. Но тогда даже сама идея бизнес-обучения не приходила в голову. Мне казалось, что всего можно добиться собственным упорным трудом. Зачем советы? Зачем обучение? Зачем перенимать чужой опыт? Только практика!

2. Крупные неурядицы в личной жизни, которые в том же году привели к разводу. Когда у предпринимателя нет надежного тыла, нет места, где для него создан уют, где его ждут и принимают, а вместо этого война по двум фронтам – это очень изматывает и мешает продуктивно жить и работать. В итоге все решения принимались в состоянии перманентной депрессии и напряжения.

Как мой первый «факап» переродился в доходный бизнес

Можно ли сказать, что бизнес умирает? На тот момент у меня было стойкое ощущение предсмертного состояния дел. Сейчас я скажу, что бизнес неспособен умереть полностью. Он оставляет огромный опыт, множество контактов, успешные кейсы, навыки и знания, а главное – понимание, как и куда двигаться и что делать дальше.

Зачастую бизнес не умирает, но перерождается. Так, в рекламном агентстве я обратил внимание, что заказчики очень тяжело идут на подписание счетов по рекламным и дизайнерским разработкам.

Ценность дизайнерской разработки была под большим вопросом. Каждый второй спрашивал: «А почему столько стоит? Почему вы хотите $1 000 за то, что вы нарисуете 5 упаковок шоколадок?».

Фото с сайта colady.ru

Фото с сайта colady.ru

Потом еще от нескольких месяцев до нескольких лет с каждого заказчика приходилось выбивать деньги.

И я обнаружил, что мои подрядчики, которые занимались полиграфией и наружной рекламой, по итогу зарабатывали больше, чем я. Так я принял решение, что необходимо заняться производственной стороной вопроса. Своих же поставщиков я попросил объяснить процесс производства и через месяц собрал маленькую команду.

Опыт MainStream в 2010 году позволил организовать новую брестскую компанию по производству наружной рекламы «13 обезьян».

Как ни странно, бизнес пошел намного лучше – и уже вскоре я решил переезжать в Минск.

Как я «перевозил» компанию в Минск

Я переехал один. Ребята из компании на переезд в Минск не согласились. Шел 2009 год, у меня в кармане было 600 долларов – за $100 я снял квартиру, за $450 – купил ржавую Volvo, а остальные $50 – это был мой бюджет на месяц. И я пошел искать клиентов. Минск я не знал совсем, однако город принял меня весьма радушно. Первые же дни активной «охоты» принесли несколько крупных заказов.

В чем были сложности? Никто не хотел наниматься ко мне в компанию! Макетчики (люди, собирающие вывески и другую наружную рекламу) были завалены работой и хотели от $1 500 в месяц. И никто не знал, что это за контора такая – «13 обезьян». Сегодня есть – завтра нету…

Первых работников мне пришлось взять из тюрьмы. Это была пара наркоманов, которых освободили досрочно и которым надо было за 2 недели найти работу.Сотрудничать с ними было сложно. Они умели работать, но были страшно «косячными» – никогда не приходили вовремя, были всегда пьяными или же под кайфом. Они срывали сроки, но двигались хоть как-то – и через год мучений у меня было наработанное достойное портфолио по наружной рекламе в Минске – для того, чтобы нанять другой коллектив.

Фото из личного архива

Фото из личного архива

Компания стала приносить стабильный доход. За семь лет были крупные заказы и застои, была и загрузка в три смены, и недостаток заказов.

Но все это время я искал и продолжаю искать новые проекты.

В поисках нового бизнеса

Все эти годы и по сегодняшний день я активно ищу варианты, которые могут приносить большой пассивный доход.

В совокупности за 6 лет я запускал более 20 проектов. Только за 2015 год я запустил и закрыл либо заморозил 4 проекта. И причин не так уж много:

1. Отсутствие спроса. Например, около полугода просуществовал интернет магазин hi-tech рюкзаков и сумок BestBags. В Минске было мало людей, готовых отдать за качественный рюкзак для ноутбука от $150 и более.

2. Объем работы не соответствовал объему дохода. Так, например, не стартовал проект по доставке свежих десертов в минские кафе. Я хотел им заняться, потому что люблю хорошие торты! А в Минске не находил то, что нравится.

Оказалось, что предел доходности в этом бизнесе – $2 000-$3 000 в месяц при ежедневном вкалывании с утра до ночи. Простите, но мне это неинтересно.

3. Необходимость уделять бизнесу все свое время 24/7 и даже больше. По этой причине у меня не сложилось со студией по разработке графики для компьютерных игр.

Как только появились первые заказы – я просто перестал спать. Один заказчик в Москве, второй в Новосибирске, третий в Лос-Анджелесе. Скайп не умолкал, и я довольно быстро понял, что не справляюсь.

Кроме того, выяснилось, что общаться в этой сфере крайне сложно. Что заказчики, что рядовые исполнители были как большие дети! Когда мы предоставляли промежуточные рендеры и эскизы и они не соответствовали их ожиданиям – через раз случалась истерика.

Первое время я терялся от такого общения. Я привык к конструктивному диалогу, а не к капризам.

Потом я узнал, что среди айтишников это нормально. И понял, что не хочу с ними работать!Конечно, все это изматывает. Сложно, когда огромное количество вложенных сил не окупаются, не возвращаются в виде успешной реализации, в виде прибыли. Но меня подбадривает то, что Ричард Брэнсон до Virgin Group «профакапил» огромное множество проектов.

Фото с сайта ljob.ru

Фото с сайта ljob.ru

Сейчас я готовлю к запуску новый крупный проект в сфере производства, на который возлагаю большие надежды.

Нащупывать нишу, проверять, экспериментировать – это нормально! Предпринимательский азарт позволяет преодолевать усталость и продолжать искать, пробовать все новые и новые варианты, встречаться с людьми, предлагать идеи, смотреть на отклики, анализировать результаты. И не падать духом, если что-то вновь не получается.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.