Войти
  • 1,97 USD 1,9739 -0,0007
  • 2,1 EUR 2,0967 -0,0295
  • 3,12 100 RUB 3,1207 +0,0052
Личный опыт
«Про бизнес.» 30 июня 2016

Подобрать партнера, который не завалит дело – Никита Чаков о том, как ищет франчайзи для 45 кофеен

В начале года мы писали, как 23-летний предприниматель Никита Чаков собирается открыть по Беларуси 45 кофеен «Кофе Саунд». Сеть он развивает путем франчайзинга – сейчас открыто 17 точек. Мы поинтересовались у Никиты, как ведется работа с потенциальными партнерами. Оказалось, из 20 кандидатов владельцем франшизы становится только один.

Никита Чаков. Фото: Алексей Смольский, probusiness.by

Никита Чаков. Фото: Алексей Смольский, probusiness.by

– Когда мы только начали развивать франшизу, личности партнера уделялось мало внимания. Сейчас процесс отбора – это целая система. Нам проще отказать, чем продать франшизу всем желающим, тем самым уничтожив репутацию и возможность заработка.

Мы очень заинтересованы в сильных партнерах, потому что практически не зарабатываем на паушальных взносах. 80% паушального взноса уходит на открытие кофейни по франшизе.  А бывало, что и приходилось доплачивать, если кофейня была большой по размерам. Но мы начинаем зарабатывать с ежемесячных отчислений. Франчайзи начинает их оплачивать с 3-его месяца работы, и то только в случае, если кофейня вышла в прибыль.

Кто хочет заработать на «кофейной» франшизе

Количество заявок из Минска и регионов примерно одинаковое. Существенных отличий между франчайзи в регионах и в Минске нет, но в Минске осведомленность и понимание франчайзинга в целом выше.

Региональный представитель не очень знаком с нашим форматом «кофе с собой». Для Минска это уже мода, для регионов – пока что изыск.

Когда мы увеличили порог инвестиций в кофейню, то скорректировался и портрет потенциального франчайзи: теперь к нам редко приходят люди без предпринимательского опыта, 80% кандидатов имеют бизнес и понимают, за что платят деньги. 

Взаимодействие с потенциальными франчайзи строится таким образом:

1. Ежедневно на почту приходит 2-3 заявки – в ответ менеджер высылает типовое письмо с презентацией франшизы и анкету с 20 короткими вопросами.

Скриншот с сайта coffeesound.by

Скриншот с сайта coffeesound.by

На этом этапе отсеивается около 25% заявок. Анкета просто не заполняется, обратной связи нет.

2. Все заполненные анкеты менеджер передает мне – и если ответы меня устраивают, я лично перезваниваю и назначаю встречу. 

Вопросы из анкеты для потенциальных франчайзи

Вопросы из анкеты для потенциальных франчайзи

Из тех, кто заполнил анкету, отсеивается еще 35-40%:

  • Кто-то пропускает половину вопросов
  • Или указывает, что деньги заемные. Для нас это менее интересно – в этом случае люди не готовы на неочевидные для них нововведения, потому что заемные деньги потерять гораздо страшнее. Кроме того, когда человек заработал деньги сам, это говорит о многом.
  • Или заявка приходит из города, где на нашу франшизу уже выкуплены уникальные права (таких городов сейчас 3 – Марьина Горка, Бобруйск и Барановичи).

Раньше мы фильтровали партнеров по сумме, имеющейся для открытия. Но практика показала, что в анкете люди ее могут занижать, а в реальности готовы инвестировать больше. 3. На встрече я ввожу человека в курс дела: какой это бизнес, сколько времени нужно на него тратить. Упоминаю негатив – кофейня, как и любой другой бизнес, таит в себе риски. Смотрю, насколько человек гибок в плане стратегии и насколько готов к трудностям.

Только 30% из тех людей, которые приходят на встречу, становятся франчайзи.

Почему бывают отказы

1. Иногда человек даже после разговора не совсем понимает, что такое франчайзинг, и не готов тратить на это время и силы.

Не все понимают, что значит быть представителем бренда.

Бывали случаи, когда потенциальный партнер всерьез предлагал для кофейни другие названия.

2. Некоторые думают, что бизнес мы откроем за них и сами будем им управлять (заниматься операционной деятельностью, снабжением, персоналом), а франчайзи будет просто снимать из кассы деньги. Но пассивного дохода здесь не получится – надо работать. Мы помогаем только на уровне консультаций и контроля.

3. Иногда мне просто некомфортно общаться с человеком. Я задаю себе вопрос: а хотел бы я с работать с ним или на него?

4. У кандидата отсутствуют навыки коммуникации. Когда диалог идет тяжело, меня перебивают, суетятся, преобладает ярко выраженное недоверие – я делаю вывод, что человек и людьми управлять рационально не сможет.

5. Отсутствие достаточных средств для открытия.

Как «уследить» за всеми после открытия

Контролирует работу куратор кофеен (шеф-бариста) нашей сети. Раз в месяц у него обязательный выезд на каждую из кофеен в регионы и 2 раза в месяц на кофейни в Минске. О выезде мы предупреждаем заранее, чтобы франчайзи был на месте.

Шеф-бариста приезжает на точку с чек-листом на 25 позиций. Среди них – соответствие рецептурам, ассортимент, чистота, опрятность бариста, наличие всех рекламных материалов.

Куратор выезжает скорее не для того, чтобы найти нарушения, а услышать проблемы, с которыми сталкивается партнер и найти пути их решения. По крайней мере мы стараемся, чтобы нас воспринимали именно так.

Фото с сайта belfranchising.by

Фото с сайта belfranchising.by

Нарушения бывают очень разные. В основном:

  • Отсутствие достаточного ассортимента десертов
  • Ненадлежащая чистота
  • Игнорирование новововведений (например, новый дизайн бейджей или новое сезонное меню)

Около 20 клиентов в день выкладывают в Instagram свои отзывы и фотографии с хештегом – бывает, нарушения замечаем и там. Например, криво наклеенную этикетку или неверную реализацию рецептуры (переизбыток взбитых сливок, некрасивый рисунок и т.д.). Да, вплоть до таких мелочей.

За небольшие упущения не штрафуем. Например, франчайзи не сменил дизайн ценников – возможно, он просто забыл. Это не страшно, мы просто напоминаем.

Важно то, что сильно влияет на репутацию. Например, если франчайзи начинает закупать более дешевые сиропы – тогда меняется вкус, и напиток будет гораздо хуже.

Фото из сообщества Кофе Саунд ВКонтакте

Фото из сообщества Кофе Саунд ВКонтакте

Пока что ни одного партнера мы не оштрафовали. Но по договору за каждое нарушение, которое франчайзи не устраняет за 15 дней, мы имеем право выставить штраф $100.

Возможно, что скоро в качестве мотивации к действию начнем так делать – несколько франчайзи отчасти игнорируют наши проверки. Но мне кажется, что выставление штрафа будет вести к расторжению договора франчайзинга. Потому что штраф – это уже не партнерские отношения и это означает, что диалог с партнером выстроить не получается.

Хотя все идет не без трудностей, мы стараемся относиться к ошибкам как к опыту. И мой план открыть 45 кофеен по франшизе до конца этого года остается в силе.

Читайте также:

Этому парню 23 года, а он уже открыл 2 кофейни и создал франшизу, чтобы за год увеличить их количество до 45

Продолжение истории «Кофе Саунд». Как 23-летний парень собирается открыть 45 кофеен до конца года

Никита Чаков: На паре в университете я случайно прочитал фразу из Кийосаки. Это был знак

Топ-30 белорусских предпринимателей не старше 30

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Платный контент