Войти
  • 1,97 USD 1,9746 -0,0043
  • 2,13 EUR 2,1262 +0,0042
  • 3,12 100 RUB 3,1155 +0,0201
Личный опыт
«Про бизнес.» 8 августа 2016 2

Как «троллить» сотрудников, чтобы они получали от этого удовольствие — и другие примеры геймификации

Фото из личного архива
Фото из архива компании Daroo

Как использовать игровую механику — геймификацию для мотивации и повышения драйва у сотрудников? Опытом делятся представители компаний «220 Вольт», Webcom Media и Daroo.


Евгений Щербак
Евгений Щербак
Руководитель отдела корпоративных продаж департамента e-commerce компании «220 Вольт»

— Наиболее активно геймификация используется в отделе оптовых продаж интернет-магазина. Уместнее всего делать это в периоды сезонных спадов, а также когда мы замечаем, что мотивация сотрудников снижается. Как мы это замечаем? В нашем главном офисе большинство отделов работают в open-space — руководитель сидит не в отдельном кабинете, а вместе со своими сотрудниками. Снижение мотивации при таком взаимодействии сложно не заметить.

Фото из личного архива
Фото из архива компании

Тогда для стимулирования продаж мы проводим соревнования и конкурсы. В зависимости от ситуации, это может быть либо выполнение планов за минимальный срок (кто быстрее, тот и выиграл), либо увеличение продаж на максимальное значение (в денежных или в относительных показателях), либо максимальное количество продаж новым (или, наоборот, уже существующим) клиентам и т.д. Практически во всех конкурсах мы стараемся определить 2−3 призеров.

Опыт показывает: если призер один и отдел знает, что кто-то выбился в безусловные лидеры на старте, у других участников буквально «опускаются руки».

Поощрением для победителей может служить денежная премия, дополнительные выходные дни, сокращенный рабочий день по пятницам в течение одного или нескольких месяцев и т.д.

Аналогичная соревновательная система существует и в розничных магазинах, похожие ее формы — в контактном центре. Обычно, когда проводим совместные маркетинговые активности с отдельными вендорами – мотивируем продавцов на увеличение продаж товаров конкретных брендов (но не в ущерб продажам других брендов).


Анастасия Тарасова
Анастасия Тарасова
ведущий специалист по персоналу агентства интернет-рекламы Webcom Media

— Геймификация в компании появилась чуть более 2 лет назад, технически мы реализовали нашу идею в ERP-системе. Сейчас мы активно ею не занимаемся, так как есть более приоритетные задачи и направления.

Мы продумали виртуальную корпоративную валюту — Webcom Money. Каждому сотруднику мы завели виртуальный кошелек, в котором отображается баланс и хронология событий (доходы и расходы). Webcom Money можно копить, дарить коллегам и тратить в магазине Webcom Store. Сейчас его ассортимент небольшой, в основном это брендированные сувениры (термокружки, бейсболки, пледы), возможность компенсации стоимости спортивного абонемента и бизнес-литературы.

Заработать Webcom Money можно за полезные дела в компании. Например, подготовить и провести обучение для коллег, написать рецензию на книгу из библиотеки или внести рациональное предложение, активно участвовать в подготовке важного мероприятия. Инициатором поощрения может выступать только руководитель — это своего рода дополнительная обратная связь и одобрение. Для новичков у нас предусмотрен стартовый капитал — 10 WM.

Во внутренней системе есть общедоступный рейтинг, напоминающий список самых богатых людей по версии Forbes. Вот как это выглядит.

Материал предоставлен автором
Материал предоставлен автором

В чем нам помогает геймификация? Так мы формируем и поддерживаем корпоративную культуру. Ненавязчиво даем понять сотрудникам, какое поведение и какие поступки ценятся.

Я могу выделить два подводных камня в использовании геймификации:

1. Поддержка всего процесса отнимает много времени у HR-ов. Администрирование модуля, начисление денег, информирование и PR, подготовка бейджей, согласование ассортимента, цен, закупка, выдача, отчетность… Все не так просто, как может показаться.

Изначально мы пробовали назначать только одного ответственного, но специалист быстро начинал волком выть от рутины. Потом распределяли ответственность, стало чуть легче.

2. В какой-то момент наши сотрудники стали соглашаться чем-то помочь только за Webcom Money. Дух взаимной помощи и поддержки не пропал, но опасность, что мы к этому придем, была.

Пришлось убрать из списка активностей то, что порождало такое отношение ребят. Например «Помощь в перемещении тяжестей».

Лично от себя могу дать совет: очень тщательно продумывайте механику, чтобы исключить всевозможные лазейки и махинации. У нас было пару историй, когда хитрость и смекалка стоила нам не одной тысячи Webcom Money. Например, предполагалось небольшое поощрение за лайки и репосты постов в корпоративных группах в соцсетях. Сумма поощрений была небольшой, однако несколько сотрудников посвятили не один вечер, чтобы налайкать абсолютно все посты во всех группах. Совокупный «доход» каждого из них за эти действия страшно называть.


Игорь Мальченков
Игорь Мальченков
Директор по маркетингу подарочного сервиса Daroo

— Мы используем разные элементы геймификации. Расскажу о нескольких:

Пример 1. В отделе маркетинга и контент-отделе у нас есть игровая система поощрения троллинга. Поясню, что это такое и откуда это взялось.

В каждой компании есть «тролли», и иногда они заражают всех негативом, что может вести к конфликтам и расколу команды. Не исключением стал и наш коллектив. Проект Daroo бурно развивался, команда росла, а все люди разные, амбициозные и не прочь подколоть друг друга. Чтобы взять под контроль этот фактор риска, мы решили регламентировать процесс троллинга и перевести его в игровую форму.

Так мы ввели корпоративную валюту — «тролл-марки». Согласно положению об обращении тролл-марок, сотрудник получает 10 штук в месяц, которые он может отдать другому сотруднику в знак признания его шутки. Теоретически, если шутка удачна, о ней узнают и в других отделах — значит, заработать за одну удачную шутку можно приличное количество тролл-марок.

Пример тролл-марки. Материал предоставлен автором
Пример тролл-марки. Фото предоставлено автором

Скопив 10 тролл-марок, можно их активировать — передать непосредственному руководителю вместе с заявкой на один день удаленной работы (с сохранением своих KPI). В месяц активируют пакеты тролл-марок 2−3 человека, а некоторые активируют сразу несколько.

Мы даже сделали свой гайд по троллингу — сборник приемов эффективного троллинга (правила игры). Каждый из нас может отличить «вброс» от «холивара» и стряпать прикольные фотожабы. Разве что не организовывали мастер-классов, хотя практики и так хватало.

Как говорится, инициатива наказуема — на сайте компании меня даже нарекли «троллем».

Новопровозглашенным «Отделом троллей» вскоре заинтересовались и в продажах, и в региональных офисах в Киеве и Санкт-Петербурге. Пара общих корпоративов — и троллить начали все. Любопытно, что руководители компании приняли «правила игры» и встали на равных с коллективом в практике троллинга: статусная дистанция осталась, но по проектной работе исчезла полностью.

Чем это нам помогает? Троллинг — самовозникающее и контролируемое явление в нашей компании. Для нас это способ спустить пар после встречи с некоторыми партнерами или после разговора с клиентом. Это способ дружески высмеять ошибку или свести к шутке обидную колкость. В общем, это система корпоративного юмора. Иногда элементы троллинга используют и наши подрядчики. К примеру, чтобы на простом примере показать, что этот вариант дизайна ну никуда не годится.

Вопреки мнению многих HR-ов, развала в коллективе из-за троллинга не случилось. Есть сотрудники, которые не участвуют в троллинге. Они у нас выполняют роль судей — улыбчивых наблюдателей, по реакции которых можно судить о качестве шутки. С точки зрения психологии все объяснимо: мы очень сплочены и знаем, о чем можно шутить, а о чем нет. Так, у нас вполне принято шутить о служебных романах, но не принято касаться родственников.

Пример 2. Раз в месяц мы проводим чемпионаты по аэрохоккею в офисе. Выбрали эту игру, потому что PlayStation не всем под силу. Аэрохоккей — еще и хорошая физическая нагрузка, доступная в течение трудового дня. Призы для победителей — эксклюзивные услуги партнеров и варианты отдыха с руководством. Обычно это три призовых места. Среди вариантов отдыха — в клубе, отдых с мартини на яхте, рыбалка или участие в интеллектуальном поединке с Максимом Поташевым.

Пример 3. В колл-центре и розничном отделе мы приобщили партнеров (тех, чьи сертификаты мы продаем) к выдаче бонусов для лучших консультантов. Например, сертификаты «День в SPA» для трех менеджеров с наибольшими продажами по итогам месяца.

Мы ввели это больше года назад в связи с внедрением системы контроля качества услуг партнеров — мы назвали этот проект «Испытатели впечатлений». Так мы не только можем контролировать сервис, но и поощрять сотрудников.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Татьяна Волочкович8.08.2016

Рассмотрим ситуацию в другом ключе: мастерство и мотивация продажников высокие, а сделки идут плохо. В чем могут заключаться причины низких продаж и как исправить положение?

Татьяна Волочкович8.08.2016

Интересно - от чего еще, кроме мотивации сотрудников отдела продаж, зависят эти самые продажи - по мнению автора? Какие еще компоненты включает система продаж в данных компаниях и на чем она базируется?

Платный контент