Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,28 USD 3,2757 -0,0052
  • 3,5 EUR 3,4954 +0,0027
  • 3,48 100 RUB 3,4772 +0,0001
  • 10 CNY 4,5146 -0,0084
Личный опыт «Про бизнес» 22 августа 2016

Из опыта Minsk Startup Weekend: «Истории в духе «маскарада» заряжают энтузиазмом, но с другой стороны – ослепляют»

Фото из архива Minsk Startup Wekeend
Фото из архива Minsk Startup Wekeend

Завершение истории о том, как более пяти лет назад в нашей стране начало развиваться движение Minsk Startup Weekend. В прошлых материалах его организаторы – Александр Сорокоумов, Константин Владимиров-Журавский, Александр Патутин рассказывали, как белорусские стартаперы искали инвестиции, что изменилось сегодня во взглядах инвесторов на новые проекты и идеи. Сейчас публикуем историю Александра Булаха, еще одного организатора Minsk Startup Weekend.

— Мы подхватили мировую моду на стартапы в 2009 году. Но в Беларуси же это движение, по моим оценкам, возникло только года через четыре. К этому времени появились активисты и организации, работающих со стартаперами, слово «стартап» стало понятным и знакомым многим людям.

Я не считаю, что конкретно мы в Беларуси были основателями этого движения. В этом процессе принимали участие многие люди. Во многом наша деятельность была успешной благодаря поддержке партнеров, спонсоров, людей, кому нравилось то, что мы делаем.


Александр Булах Сооснователь Minsk
Александр Булах
В прошлом — один из организаторов Minsk Startup Weekend

В то время я организовал клуб «Бизнес-старт» при общественном объединении «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей». Потом Александр Патутин и Константин Журавский съездили в Москву на первый Startup Weekend и, вернувшись, предложили мне провести похожее мероприятие. При этом мы изменили формат, пригласили инвесторов и добавили элементы шоу. Цель была простая – попробовать нечто новое, интересное, что было синергично текущей деятельности.

«Первые уикенды проходили как минимум весело»

Публичные неподготовленные презентации бизнес-проектов и сырых идей, опытные предприниматели в качестве инвесторов, много народу, общение… Бизнес на проведении мероприятий сам по себе простой, а порог входа минимальный.

Мы организовывали как могли, использовали свои ресурсы и привлекали партнеров. Помещения предоставил БГУ, людей помог собрать , деньги принимала одна из компаний Александра Патутина, материалы напечатали в типографии бесплатно.

Конечно, были те, кто отказался помочь, но в целом предприниматели у нас очень отзывчивые, особенно если показать им общественную значимость и/или ценность для них. Помнится, что на первых ивентах даже Юрий Зиссер, переживая и будучи вовлеченным, помогал крепить растяжку и даже переносил роллапы.

Экспертов мы практически никогда не искали, они приходили сами. Сложнее было с инвесторами. В то время было мало людей, кто был готов публично заявить, что он инвестор.

Недостатки у стартаперов были как в том анекдоте: «У меня есть один недостаток — недостаток денег».

А если серьезно, то основатели (особенно это касается программистов) часто не уделяли должного внимания бизнес-составляющей стартапа: рынку, потребностям потенциальных клиентов, бизнес-модели.

В тот период начинали создаваться MapsWithMe (нынче MAPS.ME), Quote Roller, MaeSens. Мы старались отслеживать истории с финансированием и инвестициями, что было непросто, потому что мы не выступали посредниками в переговорах и сделках.

Но в лучшие годы случалось до 15 сделок с «нашими» стартапами. Иногда это были совсем небольшие суммы поддержки (что-то типа гранта от инвестора), в других случаях нормальные инвестиции в сотни тысяч долларов.

Фото из архива Minsk Startup Wekeend
Фото из архива Minsk Startup Wekeend

«Мы сами были стартапом»

Проект мы всегда считали некоммерческим — с первых мероприятий мы окупались, но ничего не зарабатывали. Мы сами были стартапом, много экспериментировали с бизнес-моделью. Пробовали брать деньги с инвесторов, продавать допуслуги, обращались за господдержкой. В результате использовали в основном 3 бизнес-модели:

  • Привлекали спонсоров
  • Продавали билеты
  • Проводили стартап-мероприятия на заказ (например, Startup Day для Национального агентства по инвестициям и приватизации). Она стала возможна только через несколько лет после начала работы компании, но она приносила больше всего денег

Компанию зарегистрировали через полтора года после первого уикенда — в 2011 году, но первый сотрудник — PR-менеджер на полставки — появился раньше. Команда всегда оставалась маленькой — директор, PR и event-менеджеры, бухгалтер + основатели, которые участвовали в оперативной деятельности. Два года я сам выступал в роли руководителя. Нам удавалось использовать ресурсы партнеров и спонсоров, привлекать волонтеров для организации и проведения всех мероприятий.

Компетенции росли, аудитория тоже, мы предлагали новые форматы. Например, провели первую в Беларуси конференцию по стартапам, Startup Weekend Mobile — хакатон по разработке мобильных приложений. BizDev Startup Weekend, Lean Startup Weekend и т.п.

Стартап-уикенды были заточены на ИТ-стартапы, но туда приходили за поддержкой проекты из других отраслей, поэтому через полтора года для этой категории мы предложили инвест-уикенды.

Фото из архива Minsk Startup Wekeend
Фото из архива Minsk Startup Wekeend

Поскольку бизнес-проекты на уикенды заявлялись непроработанные, сырые, то для их подготовки мы организовали специальные занятия. Вначале они назывались «стартап за 80 дней», позже их переименовали в Стартап-школы и проводили еженедельно.

На Стартап-школах мы много экспериментировали, использовали разные форматы: интенсив по доработке и упаковке бизнес-идей и проектов, мастер-классы, истории успеха, тренинги. В 2013 году открыли специализированную стартап-школу для мобильных проектов — MobileLab, чуть позже — школу маркетинга. Вскоре пошли в регионы: в декабре 2011 первый ИнвестУикенд прошел в Могилеве. Региональные уикенды проводили наши партнеры при нашей поддержке.

Полагаю, что пик популярности Уикендов был в 2012-2013 году. Почему популярность стала спадать? Мне кажется, что возникло некоторое разочарование:

  • У инвесторов, ожидавших крепкие стартапы и быструю отдачу от их нового увлечения инвестированием
  • У основателей стартапов, ожидавших быстрые и дешевые деньги от инвесторов в свой сырой проект или даже идею.

При моем участии было организовано порядка 40 уикендов. При этом были еще Стартап-школы и другие ивенты — мы проводили до 70 стартап-мероприятий в год.

«Я по-прежнему в стартапах»

Через 5 лет после старта мы начали ощущать, что выполнили поставленные задачи: развернули деятельность в регионах, объединили инвесторов, вовлекли и обучили тысячи молодых предпринимателей. Согласовать новую амбициозную и, возможно, коммерческую цель, в которую все основатели согласились бы вливать свои время и энергию, не получилось, поэтому в 2014 году Александр Патутин и я вышли из бизнеса. Позже это сделал и Константин.

В начале 2014 года в компании оставались только бухгалтер и директор.

Честно говоря, после выхода из компании я ни разу не был на Startup Weekend, хотя по-прежнему вовлечен в сферу работы со стартапами.

Сейчас совместно с организациями-партнерами при поддержке USAID (Агентство США по международному развитию) мы открываем Стартап-школы в Минске и областных городах. Осенью планируем также предложить новый формат для взаимодействия инвесторов со стартапами и бизнесами, но об этом пока рано говорить.

Фото из архива Minsk Startup Wekeend
Фото из архива Minsk Startup Wekeend

«Инвестор — по сути, профессия»

Мечты о быстром старте, росте и продаже своего бизнеса по-прежнему витают в головах стартаперов. СМИ раздувают истории в духе «маскарада». Это, с одной стороны, заряжает энтузиазмом, но с другой — ослепляет. Основатели живут в ожидании, что придет добрый инвестор. Но в условиях, если прибыль у таких проектов отсутствует, это приводит к закрытию их проекта.

Сейчас, по моим ощущениям, людей, которые готовы публично заявить, что они инвесторы, еще меньше. К тому же инвестор — это, по сути, профессия, требующая опыта и ресурсов. А портрет белорусского инвестора — состоявшийся предприниматель с минимальным опытом инвестирования или без него, не готовый системно заниматься этой деятельностью.

Это не хорошо и не плохо, просто рынок на ранней стадии развития.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.