Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,28 USD 3,2757 -0,0052
  • 3,5 EUR 3,4954 +0,0027
  • 3,48 100 RUB 3,4772 +0,0001
  • 10 CNY 4,5146 -0,0084
Личный опыт «Про бизнес» 10 ноября 2016

«Многие думают, что вирусная реклама — это какая-то чернуха или того хуже». История DJO.BY

Фото со страницы DJO.BY ВКонтакте
Фото со страницы DJO.BY ВКонтакте

Рынок видеорекламы активно развивается. В Рунете, например, до конца 2016 ее объем вырастет на 18%, в 2017 — еще на 15−20%. Тренд подхватывают многие крупные компании. Так, Яндекс планирует создание нового подразделения, которое будет заниматься видеорекламой. В Беларуси эта тенденция также очевидна: затраты белорусских компаний на онлайн-рекламу продолжают расти. При этом один из сегментов видеорекламы, вирусные ролики, у нас пока развит очень слабо.

Историей первого вирусного агентства в Беларуси с «Про бизнес.» поделился креативный директор DJO.BY Юрий Сигай. Он также рассказал об особенностях создания онлайн-рекламы и вирусного видео — в частности.

Как мы начинали

— Четыре года назад просто ради интереса мы начали снимать городские репортажи на темы, которые могли, на наш взгляд, вывести людей на эмоции.


Юрий Сигай, креативный директор вирусного агентства djo.by
Юрий Сигай
Креативный директор вирусного агентства DJO.BY

Это видео стало пользоваться большой популярностью: число просмотров роликов активно росло, появлялись комментарии, видео начали обсуждать в офлайн. И у нас пришло понимание, что на таких роликах при небольших усилиях можно зарабатывать: они были местом, где собираются люди — местом для рекламы.

Это и есть вирусное видео — видео, которое приобретает огромную популярность за счет того, что люди делятся им между собой. С помощью вирусных роликов может рекламироваться абсолютно любой продукт или услуга: от старой фабрики, выпускающей галоши, до предпринимателя, занимающегося продажей дров.

Фото с сайта faz.net
Фото с сайта faz.net

Но о вирусном видео в нашей стране пока знают мало.

Команда. Начинали мы вдвоем: я и Александр Ивановский. Цели заработать изначально у нас не было, нам это просто нравилось. При этом опыта съемок видео не было. Саша занимался фото, я потихоньку переходил на видео, делал отчеты с вечеринок. Специального образования в этом деле нет ни у одного, ни у другого, не считая больших творческих желаний. Я по образованию — инженер, Саша — физик. Первым оборудованием были свои же фотоаппараты, штативы, купленный в Китае свет — стандартный набор молодого DSLR-щика (DSLR — цифровой зеркальный фотоаппарат). Работу делали дома или в кафе.

Сейчас постоянно в офисе у нас работает 3 человека: креативный директор, продюсер, аккаунт-менеджер. Остальных работников мы привлекаем по мере необходимости от проекта к проекту — на аутсорс.

Как снимается вирусное видео

Затраты. Все зависит от идеи. Для некоторых идей нам иногда хватало мотка скотча и пары часов в отцовском гараже, где мы раньше мастерили все необходимые приспособления.

Например, для Видеогида по Гомелю мы сделали из фанеры площадку, на которой закрепили камеру. Времени было очень мало и поэтому конструировать крепления этой площадки под велосипед было некогда. Взяли моток скотча и хорошенько все примотали к заднему щитку велика.

А некоторые ролики обходились в 300 долларов. Например, ролик с саркофагом.

Рабочий процесс включает в себя несколько этапов:

1. Мы предлагаем заказчику заполнить бриф. В нем определяются цель, задача, общие сведения о компании (заказчике), сведения о товаре или услуге, общие сведения о желаемом результате (посыл, эмоции, которые ролик должен вызывать), слоган, сроки. А также обязательно прописываются табу: чего категорически не должно быть в ролике.

2. Дальше мы думаем над идеями. У нас есть команда сценаристов, которая работает над брифами. На один бриф, разработку идей необходимо порядка 5 рабочих дней. После мы делаем презентацию этих идей.

3. Когда заказчик выбрал идею, дальше просто: сценарий, подготовка к съемке, съемка, монтаж.

Время съемки одного ролика зависит от идеи. Можно потратить 6 часов снимая 30 секунд, а можно снять все и в один кадр. Например, в одном из клипов герой 15 часов пролежал на полу. Зато в один кадр был снят герой кампании «#устройдестрой» в котором он крушил топором старую кухню.

К слову, необходимое оборудование для производства роликов мы стараемся брать в аренду под конкретную идею.

Фото со страницы DJO.BY ВКонтакте
Фото со страницы DJO.BY ВКонтакте

4. Первоначальный посев. Под каждую задачу каналы для посева выбираются индивидуально. Зачастую это целевые паблики в соцсетях, но также мы используем и лидеров мнений. Например, во время акции «#доступныйтюнинг», лидеры мнений (люди с большим числом подписчиков) опубликовали в своих соцсетях фото наших машин. Люди с их страниц начали делать репосты и писать комментарии. СМИ быстро подхватили эту тему, опубликовали как новость и параллельно искали концы.

Вирусное видео — это видео в первую очередь с контентом, который интересен для пабликов с целевой аудиторией заказчика. Если «процесс пошел» и люди начали делиться роликом, обсуждать его — значит, все удалось, видео стало вирусным.

Обычно ролик работает первые 3−4 дня, дальше активность по просмотрам идет на спад. О результатах можно говорить где-то через неделю.

Эффект от вирусного видео измеряется в числе просмотров и публикаций в первые дни его существования в Сети. Пользой/конверсией считается увеличение числа посетителей на сайт заказчика и увеличение числа продаж в краткосрочный период.

Конкуренция на рынке вирусного видео

Конкуренция по направлению «вирусное видео» в Беларуси, по нашим данным, очень слабая. Вернее, ее нет. Недавно появилась одна студия вирусного видео — мы за ними следим. Но они только начали проходить тот путь, которым мы проходили последние 2 года.

При этом есть отличные продакшн-студии, которые могут снять и снимают шикарные рекламные ролики, но это другое направление. С некоторыми из них мы сейчас иногда сотрудничаем. Например, обращаемся, если нам не хватает нашего оборудования для воплощения некоторых идей — дешевле получается отдать их им полностью на реализацию по нашим сценариям и раскадровкам.

Фото с сайта primorsky.ru
Фото с сайта primorsky.ru

Где и как мы ищем клиентов

Конечно же, как и все предприниматели-самоучки, первое время мы работали за идею, потом через друзей и знакомых начали подыскивать заказы, делать холодные звонки.

И первыми клиентами были как раз наши местные гомельские ребята: производитель окон, прокат велосипедов, музыканты, промоушн-агентства.

Это были в основном личные знакомства: ребята знали, чем мы занимаемся, им это нравилось и особо убеждать в эффективности вирусной рекламы никого не надо было. Позже стали появляться новые клиенты, но их тоже удавалось довольно быстро убедить — в основном за нас говорили наши идеи. Мы нацеливались на молодых и понимающих в этом людей, директоров и маркетологов компаний.

Изначально мы определили наш сегмент рынка так: средний и малый бизнес. Но сейчас мы активно смотрим в сторону крупного бизнеса. И наши приоритеты смещаются в сторону работы с заказчиками не из Беларуси.

На встречи мы ходим редко, практически все переговоры ведет наш аккаунт-менеджер. Вся наша целевая аудитория сидит на Facebook, читает ресурсы бизнес-тематики. И поэтому клиенты приходят к нам в основном после наших активностей в Сети.

Сложности в работе

Главная проблема, с которой мы столкнулись в самом начале: никто не знал, что такое вирусное видео — каждому приходилось объяснять это.

Многие люди никогда не слышали о вирусной рекламе, кто-то и вовсе до сих пор думает, что вирусное видео — это какое-то порно или чернуха…

Многие просто боялись и просили снять обычный сухой корпоративный фильм, не несущий в себе никакой креативной нагрузки.

Поэтому получить заказ «на холодную» крайне сложно, практически нереально. Мы решили, что нам необходимо сделать так, чтобы заказчик сам шел к нам. И сделать это можно было только повышая свою экспертность и лояльность аудитории к себе.

Что мы для этого делаем:

  • Изучаем зарубежные кейсы
  • Посещаем мероприятия по теме рекламы
  • Занимаемся публикацией своих кейсов, статей
  • Выступаем на мероприятиях
  • Запускаем новые проекты

Например, мы всегда с готовностью даем комментарии и делимся своими кейсами на таких ресурсах, как marketing.by , размещаемся в местных СМИ.

Фото со страницы DJO.BY ВКонтакте
Фото со страницы DJO.BY ВКонтакте

Что мы делаем сейчас

Сейчас у нас несколько направлений работы:

1. Основное направление — вирусное видео.

2. Продолжаем снимать забавные городские репортажи, ролики социальной направленности (например, в поддержку детского коррекционно-развивающего центра), проводить различные акции.

3. С приходом кризиса у нас появились и новые продукты: например, так называемые «быстрые видео»: видеоотчеты, корпоративные фильмы, проморолики, танцевальные клипы. Их производство не требует больших затрат — это быстрый способ заработать деньги.

4. Снимаем стоковое видео: ролики на определенную тематику, которые потом продаются на общедоступных торговых площадках (фото/видео стоках).

Сейчас всем работать непросто. Заказчик считает каждую копейку и просчитывает риски — что вполне понятно. Но есть и те, кто понимает что рекламироваться в кризис — это хорошо, это даже необходимо. У некоторых клиентов, по их словам, вирусное видео — последняя надежда. Потому что реклама в лифтах, маршрутках и на билбордах просто перестала работать.

Мы видим, что восприятие по отношению к «вирусам» меняется — люди начали понимать, что ненавязчиво прорекламировать товар куда выгоднее, чем тыкать им в нос. Это нативно, интересно и запоминается надолго.

Фото со страницы DJO.BY ВКонтакте
Фото со страницы DJO.BY ВКонтакте

Наши достижения и планы

Недавно мы стали финалистами проекта телеканала ОНТ «Мой бизнес». Надеемся, участие в нем поможет нам в дальнейшем развитии.

Наша главная задача на данный момент — это масштабирование на страны СНГ и на весь мир. Сейчас мы активно прорабатываем рынок США, так как они ближе всего нам по духу.

Мировой рынок вирусного видео растет, это очень интересное и перспективное направление рекламы. Многие люди, смотря видео в Интернете, даже не подозревают о том, что это реклама. Были случаи, когда крупные телеканалы принимали вирусное видео за чистую монету и в прайм-тайм обсуждали ролик.

По нашему мнению, в ближайшие 5 лет белорусские компании и маркетологи оценят вирусную рекламу по достоинству, им уже не нужно будет объяснять, что это и для чего нужно.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.