Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,23 USD 3,2333 +0,0012
  • 3,52 EUR 3,5221 -0,0004
  • 3,51 100 RUB 3,5135 -0,0066
  • 10 CNY 4,48 -0,0001
Личный опыт «Про бизнес» 14 ноября 2016

Нет денег на производство — не повод отказываться от дорогой идеи. Команда брестской Fajno Design это доказала

Фото из личного архива Fajno Design
Денис Шпинок, Дмитрий Царук, Марина Ахмадова, Игорь Царук, Анна Петкевич. Фотограф: Ваня Самков

В прошлом году мы опубликовали историю брестской студии Fajno Design — три молодых дизайнера собрались вместе, чтобы заниматься предметами интерьера. Серьезного стартового капитала у ребят не было, поэтому они начали с дизайна интерьера. Возможности запустить производство предметов у них тогда не нашлось. Но команда не оставляла свою идею, и вот сейчас, спустя более чем 4 года работы, ее получилось воплотить. Директор студии Дмитрий Царук рассказал «Про бизнес.», как им это удалось.

— Еще 4 года назад мы спроектировали светильник в виде птички и назвали его Marina’s Bird.


Фото из личного архива Fajno Design
Дмитрий Царук
Директор студии Fajno Design

Его изображение не раз публиковали в иностранных журналах и на порталах, а люди спрашивали, где светильник можно купить.

Но купить его нигде было нельзя… У нас не было возможности его произвести.

Фото из личного архива Fajno Design
Фото из личного архива Fajno Design

Было 3 основных причины, почему нам не удавалось воплотить свою идею — производить предметы интерьера по собственному дизайну:

1. Отсутствие компетенций. В команде были дизайнеры и один человек, администрирующий процессы. Для всех производство — «темный лес» и недостижимое за текущими процессами стратегическое направление.

2. Производственникам мы были неинтересны. Мы общались с частными и государственными компаниями из разных стран, но все разговоры заканчивались, как правило, отсутствием нужного оборудования. Хотя я думаю, что причина была не столько в этом, а скорее в нежелании совместно работать над продуктом на существующих мощностях. Ведь быстрой прибыли от такого сотрудничества ожидать не приходится.

3. Высокий порог входа. Если говорить только о литых колпаках (формах) из пластика для наших светильников, то необходимо было вложить от $ 10 000. И это не считая остальных оригинальных изделий.

Или, к примеру, одна из московских компаний, которая занимается 3D-фрезеровкой, могла выпиливать корпус нашего светильника, но стоимость только деревянной части в случае штучного изготовления получалась около $ 500. Таких денег у студии не было.

В этом году, спустя более чем 4 года, мы наконец запустили свои продукты в производство.

Какое мы нашли решение

Чуть больше года назад знакомые рекомендовали нам учредителя производственной компании, которая специализируется на работе с деревом и занимается сувенирной продукцией. У Анны (учредитель компании — Прим. «Про бизнес.») на производстве оказалось нужное нам оборудование, но решающим фактором стало то, что она поверила в эту идею.

Входной порог в эту деятельность для нас снизился, поскольку корпуса из дерева можно делать небольшими партиями. Так что мы обошлись без привлечения инвестиций.

Впрочем, сотрудничества с одним производителем оказалось недостаточно. Об этом — ниже.

Как мы запускали производство

Мы начали работать в первую очередь над теми предметами, которые могли быть изготовлены на мощностях партнера. Первой стала лампа-птичка.

Лампы Marina's birds. Фото с сайта fajnodesign.by
Лампы Marina’s birds. Фото с сайта fajnodesign.by

Всей командой мы стали изучать производственные вопросы. Наши дизайнеры поработали на каждом станке, чтобы лучше понять все технологии. Нам объяснили мельчайшие детали. А по части 3D-резки с нами учились и сотрудники предприятия.

Нам повезло: Анна отлично вписалась в команду и взяла на себя решение большинства производственных вопросов. А их было много. Приведу пример. В светильнике есть детали для 3D-резки. Оборудование позволяло такие манипуляции, но на практике — это был первый раз, когда его применяли для изделий такой сложности.

Поначалу в разработку пошли элементы из дерева. Их преимущественно изготавливали из массива дуба, с использованием различных ЧПУ-станков, вручную доводя до нужного состояния.

Фото из сообщества Fajno Design в Facebook
Фото из сообщества Fajno Design в Facebook

С помощью молодого инженера из Бреста мы сделали модель для изготовления пресс-формы «головы» лампы-птички. Решили, что сделаем ее из стекла. Но мало того что стеклянные элементы все еще оставались для нас слишком дорогими, так к тому же стеклозаводы не отвечали на наши запросы, не выходили с нами на связь.

В это время как раз начались кастинги на шоу «Мой бизнес» на ОНТ. С нашим прототипом и этой проблемой мы пришли туда и прошли кастинг, а потом вышли в финал.

Дмитрий и Игорь Царук с другими участниками проекта "Мой бизнес". Фото со страницы Дмитрия в Facebook
Дмитрий и Игорь Царук с другими участниками проекта «Мой бизнес». Фото со страницы Дмитрия в Facebook

Благодаря проекту мы получили часть денег на развитие и нашли решение, как же завершить работу над нашим светильником. Договориться со стеклозаводом нам помогли наш ментор и «Банк развития».

Когда они направили на предприятие письма с просьбой о содействии — предприятие сразу откликнулось.

Нам сделали прототипы из стекла и предложили рассмотреть вариант из матового хрусталя. На нем мы в итоге и остановились.

И вот наконец наша лампа-птичка поступает в продажу:

Фото из личного архива Fajno Design
Фото из личного архива Fajno Design

Помимо нее, мы уже изготовили:

  • Часы в виде луны «Around the Moonin 60 Minutes»
  • Вазы в виде летающей тарелки «Ufological vase»
  • Стулья «Branch chair»

Пока это небольшие партии, исчисляемые десятками предметов. Стулья и вовсе делаем только под заказ.

Фото из сообщества Fajno Design в Facebook
Фото из сообщества Fajno Design в Facebook

О ценообразовании

Массив дуба, из которого сделаны все предметы — дорогой материал, и себестоимость такого продукта достаточна велика. Не стану раскрывать ее сейчас, мы ищем способ сделать дешевле, не потеряв качества. Но отмечу: когда мы проводили анализ рынка, то поняли, что в сравнении с многими зарубежными компаниями из этой сферы у нас не такая уж высокая маржинальность. Например, мы рассмотрели около 200 настольных светильников из дерева. Их стоимость варьируется от нескольких сотен долларов до более чем двух тысяч.

Белорусских производителей предметов интерьера как прямых конкурентов мы не рассматривали. Да, в Беларуси есть предметные дизайнеры, но у них ручное производство. Они делают арт-объекты — а мы видим себя более массовыми производителями.

Фото из личного архива Fajno Design
Фото из личного архива Fajno Design

Цену можно было бы ставить раза в два-три выше и позиционироваться исключительно как премиум-сегмент. Но хоть наши предметы не могут быть дешевыми, мы хотим, чтобы их могли позволить себе люди с разным уровнем дохода.

Поэтому наценку высокой мы не делали. Лампа стоит $ 190, часы — $ 75, стул — $ 250, вазы — $ 45 с обычным стеклом и $ 55 — с цветным. Напомню, что еще год назад мы рассчитывали уложиться в 700 евро для лампы. А вышло вот так.

Как будут устроены продажи

Наша основная аудитория — девушка/женщина в возрасте от 25 до 38 лет, молодые семьи с уровнем дохода средний и выше среднего.

Мы знаем, что на наш дизайн есть спрос в мире, нужно только построить каналы продаж. На белорусский рынок мы ориентироваться не хотим, нам интереснее работать на экспорт.

Продажи только начались, причем с B2B сегмента. Сейчас мы строим партнерскую e-commerce сеть, где разместят нашу продукцию на продажу. Это белорусские и российские сайты, которые продают различный интерьерный декор, свет и мебель.

Конкретных критериев по выбору площадки у нас нет. Мы смотрим, что продается на площадке, и если видим, что наша продукция может быть интересна — связываемся. Обычно мы сами высылаем условия, по которым предлагаем работать, но помечаем, что готовы общаться.

Вскоре планируем активнее взяться за европейское и американское направление. Когда-то нам уже писали из этих регионов. Например, у нас уже есть партнер, который работает на eBay и Аmazon. Мы уже общались с представителем одной известной сети, магазины которой работают во многих уголках мира. Им очень понравились наши продукты, но это не совсем тот ценовой сегмент, с которым они работают. Думаю, что когда мы запустим более бюджетные продукты, мы сможем с ними сотрудничать.

Фото из сообщества Fajno Design в Facebook
Фото из сообщества Fajno Design в Facebook

Также будем развивать собственные каналы продаж. На этой неделе запускаем свой интернет-магазин, в котором можно будет купить наши товары — из других стран мира.

Первоначально мы планируем работать с ускоренной почтой EMS, но в перспективе рассматриваем организацию небольших складов в разных регионах мира. Начать можно, например, с России и Прибалтики.

О планах

Упражнение на видение будущего компании мы проделали со всей командой. Независимо друг от друга каждый описывал, чем должна стать студия Fajno Design через 5−10 лет. Сошлись на том, что хотим строить большой бренд, который будет известен предметами индустриального дизайна не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами.

Команда Fajno Design. Фото из личного архива
Команда Fajno Design. Фотограф: Ваня Самков

Основные деньги пока все так же приносит дизайн-интерьера и 3D-визуализация, а с производством пока связаны лишь огромные затраты. Но думаю, что ситуация выровняется и впоследствии большая часть доходов будет приходить с реализации. Совсем отказываться от интерьерных заказов не собираемся, будем делать только те, что будут интересны с точки зрения самого проекта.

По нашему бизнес-плану, с января 2017 мы будем наращивать и производство, и продажи — по 20% в месяц.

Следующий челлендж — производство из пластика и формы для литья для изготовления более массовых продуктов. Мы думаем над тем, чтобы полностью отдать это направление на аутсорсинг в Китай. К примеру, из пластика можно изготовить такие лампы-ночники «Sleeping Light»:

Фото из личного архива Fajno Design
Фото из личного архива Fajno Design

Но китайцы не работают с мелкими партиями. В лучшем случае заказ должен быть минимум 1000 единиц.

Под это нужны деньги, и мы либо вложим в это свой заработок с продаж, либо будем искать сторонние инвестиции. Сейчас мы в финале проекта «Мой Бизнес» и очень надеемся на победу — тогда лампы «Sleeping Light» мы запустим в производство уже в начале 2017 года. А к предложениям мы сейчас открыты.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.