Войти
Личный опыт
«Про бизнес.» 5 декабря 2014

Как устроен свадебный бизнес – рассказывает распорядитель Алина Балаш

Алина Балаш пришла в свадебный бизнес, будучи HR в ИТ-компании. В интервью «Про бизнес.» она рассказывает о конкуренции на этом рынке, бюджетах белорусских свадеб, особенностях коммуникации с клиентами и о том, что вдохновляет в избранном деле.

Алина Балаш. Фото с сайта diva.byАлина Балаш. Фото с сайта diva.byАлина Балаш. Фото с сайта diva.by
Алина Балаш. Фото с сайта diva.by

– Свадьба – это не только праздник, но и довольно конкурентный бизнес. Почти каждый день я вижу, как открываются новые агентства, сайты и группы ВКонтакте. Очень много молодых и начинающих, которым кажется, что это легко и просто, но так же быстро такие агентства закрываются. Тенденция идет к тому, чтобы присоединяться к большим компаниям и организаторам и вместе с ними расти. 

Есть большие event агентства, которые работают очень давно, но не специализируются только на свадьбах. В основном это корпоративы, выпускные, дни рождения. Чистый бизнес по отработанной схеме. С одним и тем же декором, подрядчиками и так далее – поэтому отдельные распорядители превосходят их в оригинальности и, скажем так, душевности. 

Распорядители приходят в профессию из разных сфер. Я пришла из HR, другие приходят из маркетинга, управления, были тамадами. У меня есть мнение, что невеста – это отражение своего распорядителя. На каждого найдется свой клиент. И я точно знаю, что чем качественнее ты работаешь, тем выше уровень твоих клиенток. Они видят, что ты вкладываешь в свое дело и тянутся к тебе.  

Свадебный сезон начинается с апреля и длится до октября. Хотя для свадебного специалиста сезон не заканчивается никогда – в октябре мы заканчиваем работать на свадьбах, а в ноябре нам уже пишут новые невесты.

Фото из личного архива Алины Балаш
Фото из личного архива Алины Балаш

Белорусские свадьбы становятся более стильными и в то же время более простыми. Это мои личные наблюдения за три года. Если раньше в тренде были тематические свадьбы, например, в стиле Великого Гэтсби, то теперь девушки отдают предпочтение классике. 

Свадебный бюджет растет – пары все чаще хотят красивый декор, а он стоит недешево, устраивают выездную регистрацию. Теперь я удивляюсь, если молодожены едут в ЗАГС – до 90% моих свадеб проходят с выездной регистрацией. Большая часть моих молодоженов хочет фотосессию перед свадьбой – они берегут свои силы и силы своих гостей, не хотят переполнять этот день событиями.  

Минимальный бюджет моих свадеб – около 7 тысяч долларов. Но я знаю, что некоторые делают свадьбы и за 3 тысячи. Это миф, что бюджет зависит от количества гостей. На самом деле, все зависит от того, насколько дорогих подрядчиков вы выберете, какой у вас будет декор, будет ли выездная регистрация. Конечно, немаловажно и место проведения торжества. Моя самая дорогая свадьба стоила несколько десятков тысяч долларов. Молодые праздновали в Robinson club. Но дорогими являются и многие усадьбы, например.

Фото из личного архива Алины Балаш
Фото из личного архива Алины Балаш

Стоимость услуг распорядителя формируется двумя способами – процент с общего бюджета свадьбы и фиксированная величина. Во втором случае итоговая стоимость зависит от сложности свадьбы. Агентства в основном берут процент, я и мои коллеги оцениваем каждую свадьбу индивидуально. Бывает, что свадьба на 20 человек, а меня психологически вымотали донельзя.

В Беларуси распорядитель стоит от 300 долларов, за координацию начинающие могут взять 100. Но это минимальные цены по рынку и они нерентабельны. Такое могут себе позволить новички, которые нарабатывают портфолио. Свои услуги я, например, оцениваю в 500-700 долларов за организацию в зависимости от сложности свадьбы, от 190 – за координацию. Цена также зависит от:

  • количества гостей;
  • количества координаторов;
  • будет ли выездная регистрация.

Свадебному распорядителю необязательно нужен офис. Наши офисы – это кафе, которое расположено там, где удобно обеим сторонам, где невеста чувствует себя уютно. Это и усадьбы, рестораны, где проходят свадьбы. Мы это делаем не для того, чтобы сэкономить – просто работа состоит из встреч, потом – выбора площадки, декора и прочего, и в конце – собственно торжества. 

Фото из личного архива Алины Балаш
Фото из личного архива Алины Балаш

Мои клиенты довольно самодостаточные, около 80% пар оплачивают свадьбу сами. У всех есть высшее образование. Очень много айтишников – я начинала с этой сферы, и они до сих пор меня как-то находят, вероятно, чувствуют во мне родную душу. Мои невесты сидят ВКонтакте и Фейсбук, но в основном ВКонтакте. Некоторые девушки нашли меня через Инстаграм. 

Самое трудное – все проконтролировать и подумать наперед, какие могут быть ошибки. Иногда бывает так: ты работаешь очень давно на одной площадке, с одним подрядчиком, но вдруг оказывается, что ты что-то забыл, не подстраховался. Где-то нельзя раскидывать лепестки или нельзя устраивать фейерверк. Приходится задавать множество вопросов перед торжеством. 

Бывает очень сложно общаться с невестами, женихами, родителями. Сейчас я дошла до такого уровня бизнеса, когда я могу позволить себе отказаться от пары, если чувствую, что мне с ними некомфортно. Например, жених звонит и говорит: «Я не понял, что вы делаете? Вы просто будете кидать мне ссылочки?» Я говорю – «Да, но я не спамлю, это две-три ссылки, которые, на мой взгляд, вам подойдут. Выбор за вами, и я предлагаю вам наиболее подходящее». Но жених это не понял, поэтому я решила, что раз так, они смогут все сделать без меня.  

Я люблю свою работу, потому что мне нравится приобщаться к счастью других людей. Звучит банально, но это правда. Ты делаешь для них что-то, что они запомнят на всю жизнь. Каждый из нас хочет сделать что-то глобальное, великое. Это как книгу написать – можно прочитать через много лет, она все еще будет. Мне очень приятно получать благодарности, особенно если благодарят скептически настроенные родители. Сначала они ворчали, что их дети берут распорядителя. Но потом были рады, что смогли отдохнуть. 

Невесту надо успокаивать. Иногда я чувствую, что она очень волнуется. И надо сказать, что это все мелочи, все будет хорошо. Любая невеста имеет право сомневаться и наша задача – ее поддержать. И надо сказать, что все будет хорошо не только потому, что надо успокоить, а потому что все действительно так будет.  

Фото из личного архива Алины Балаш

Своих первых помощниц я набрала на своей же Школе свадебного координатора. Я решила, что это самое простое – обучить самой, понять, кто хуже и кто лучше 

У меня есть команда, которая помогает в проведении мероприятий, организации, информировании. Помимо координаторов, на меня работают дизайнер, личный помощник, PR-менеджер.  

Координаторы, которые начинают на меня работать, автоматически получают первых клиентов. Я принимаю только прошедших мою Школу – так я могу поручиться за человека, увериться, что он обладает достаточными знаниями. Все координаторы проходят практику на реальных свадьбах. Постепенно самые лучшие остаются у меня работать, некоторые работают на себя и принимают от меня свадьбы.  

Что я могу посоветовать другим начинающим координаторам и распорядителям: 

  • Ищите потенциальных клиентов среди друзей.
  • Создайте свою группу ВКонтакте и бесплатный сайт.
  • Устраивайте конкурсы и розыгрыши ВКонтакте.
  • Используйте контекстную рекламу.
  • Иногда устраивайте рассылки (но не спам!).
  • Формируйте команду подрядчиков, которые будут вас рекомендовать.

Я твердо убеждена, что свадебному распорядителю не нужна реклама. Девушки приходят ко мне по сарафанному радио, по рекомендациям, после моих мероприятий. Иногда девушка прочитает мою статью, потом забудет, потом ей обо мне расскажут – вот это очень эффективно. Я занимаюсь PR, но не рекламой.

Фото из личного архива Алины Балаш

Живое общение более эффективно, и одно мероприятие стоит сотни рекламных контактов. Рекламой нельзя подтвердить качество услуг, а благодаря PR-активности девушки видят меня и мое мнение. 

Мои конкуренты тоже очень активные – устраивают мероприятия, пишут статьи, порой даже книги, развивают свои сайты. Хотя иногда мне кажется, что я одна из самых активных на рынке. Когда я начинаю делать мероприятия, например, чаепития для невест, через некоторое время у конкурентов появляется нечто похожее. И некоторые невесты с моих мероприятий переходят туда. Но это не плохо, это лишь значит, что я иду впереди других. 

В свадебном бизнесе очень хорошо развито сарафанное радио. По нему приходят не только невесты, но и партнеры. Я хочу, чтобы люди узнавали обо мне и хотели со мной работать. Поэтому в планах – делать мероприятия для коллег по свадебному бизнесу. Мы должны узнавать друг друга и сотрудничать, тогда рынок будет развиваться. 

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент