Войти
Личный опыт
«Про бизнес.» 16 декабря 2014

Юрий Гурский: Кризис – это время, когда выигрывают быстрые и параноидальные люди

Своим мнением о том, какая стратегия приносит успех в кризис, ИТ-предприниматель Юрий Гурский поделился во время встречи с бизнесменом Александром Центером. Организатором мероприятия выступил портал «Про бизнес.».

"Встреча Про бизнес.» Фото Вадим Замировский, TUT.by
«Встреча Про бизнес.» Фото Вадим Замировский, TUT.by

Портал «Про бизнес.» открывает серию встреч белорусских бизнесменов. Участниками первой «Встречи Про бизнес.», которая состоялась 15 декабря в офисе TUT.BY, стали председатель правления группы компаний «А-100» Александр Центер и ИТ-предприниматель Юрий Гурский (проекты MAPS.ME, Sport.com, Viaden mobile).

Александр и Юрий говорили про развитие белорусского бизнеса и сегментов, в которых они работают, делились мнениями о девальвации в России и возможных последствиях для Беларуси, обменивались опытом делегирования полномочий. Послушать бизнесменов и задать им свои вопросы пришли более 100 наших читателей.

Вот основные мысли, которыми с аудиторией поделился Юрий Гурский.

О рисках работы только на одном рынке

Российский опыт показывает, что концентрация на одном рынке создает большие риски. Я как работник Mail.Ru Group, фактически монополиста российского Интернета, могу сказать: посмотрите на наши акции (их стоимость понижается в условиях ослабления курса российского рубля, – прим. «Про бизнес.»).

График котировок акций Mail.Ru Group на Лондонской фондовой бирже, январь-декабрь 2014, $

Скриншот с сайта corp.mail.ru
Скриншот с сайта corp.mail.ru

И это у компании, которая зарабатывает сотни миллионов долларов чистой прибыли, не имеет ни одного проекта маржинальностью ниже 52% и т. д. Она сосредоточилась на одном рынке, и это создало проблему даже ей – публичной компании, которой управляют лучшие специалисты. Для любого бизнеса, который менее крут, концентрация на одном рынке тем более создает риски.

Об отличии нынешнего кризиса от кризиса-2008

Этот кризис лучше, чем в 2008 году. Тогда можно было сбежать только на Луну – он был везде.

Сегодняшний кризис на ИТ-рынок не повлияет. Он пока только в России, немного захватил Бразилию. В США и Германии наоборот рынок развивается.

Продуктовые ИТ-компании никак не связаны с российским рынком. В рамках портфелей аутсорсеров он составляет небольшую часть. Для них перераспределить ресурсы на западный рынок – задача технически несложная, быстрая.

Какое-то количество заказов «отвалится», какие-то рублевые зарплаты придется пересматривать в долларовом выражении, сокращать людей. Но в целом ничего плохого не будет.

В 2008 году я жил в России. И когда все живо начали сокращать людей, я спрашивал: «Все так плохо?». Мне отвечали: «Нет, давно накопилось, просто сейчас атмосфера для этого хорошая». Поэтому если есть лишние люди, проекты в компании, кризис – еще и хороший момент, когда можно без серьезных кармических потерь решить проблемы одним скопом.

Если компания лучшая на рынке, кризис создает возможность забрать лучших сотрудников, клиентов у более слабых конкурентов.

Любой кризис рождает возможности для мелкого бизнеса. Когда будут падать динозавры, будет хорошее время от них «откусывать».

В целом кризис это время, когда выигрывают быстрые и параноидальные люди. Те, которые способны создать напряжение значительно более сильное, чем среда. И если бизнес не относится к этому типу, то кризис для него ничего, кроме плохого, не принесет.

О слияниях, поглощениях и обстоятельствах в белорусских ИТ-компаниях

Самое важное в сделках M&A в ИТ – вовремя продать компанию. Слишком рано – слишком дешево, слишком поздно – продать уже тяжело.

Очень важно, чтобы все показатели работы компании были на хорошем тренде роста. Если ИТ-бизнес генерирует много кэша и не растет, то он будет стоить дешевле, чем компания, которая кэша генерирует меньше, но имеет очень хороший график роста. Любая сделка в ИТ на 30% состоит из продажи активов, на 70%  – из продажи мечты.

Умение создать мечту является хорошим качеством ИТ-предпринимателя. Умение ее продать – следующим хорошим качеством.

Любая продажа – вопрос стечения случаев и событий. Не буду приводит пример компании, которая считалась очень неплохой на ИТ-рынке еще буквально на днях. Позавчера Apple закрыл доступ к ее продуктам.   

После сделки Apalon с американской IAC, после того, как Mail.Ru Group купила проект MAPS.ME, белорусские компании станет продавать легче. Такие бизнесы в Беларуси есть. Могу привести в пример Vizor Interactive. Если они продолжат развиваться так, как сейчас, то будут стоить сотни миллионов долларов.

Поэтому, я думаю, что exit-сделки на белорусском рынке будут. Одну из них я сам планирую весной следующего года. Она от российской ситуации не зависит и в принципе, наверное, состоится. Будем надеяться, что все будет неплохо.

Об особенностях сделок в ИТ и стоимости MAPS.ME

По моему опыту, у каждого человека есть некий денежный порог, превысив который у него начинает сносить голову. Если человек после продажи ИТ-компании получил в 1 000 раз больше своего максимума, это плохо влияет на его ментальные конструкции. Поэтому  сделки в ИТ структурируются немножко по-другому, чем в более стабильных бизнесах. Они предусматривают 3 момента:

  • Что делать, чтобы сотрудники, получив деньги, не «сошли с ума». Как правило, это происходит.
  • Как сделать, чтобы, получив деньги, они не перестали работать и проект развивался.
  • Как сделать так, чтобы, когда они все же сойдут с ума и перестанут работать, грамотно передали дела тем, кто будет работать после них.

По условиям контракта, если я раскрою информацию о сумме сделки Mail.Ru Group и MAPS.ME, то буду вынужден вернуть деньги обратно. Но могу сказать, что оценки, которые назывались экспертами, справедливы, с учетом условий сделки. Согласно им, сумма сформировалась из нескольких частей: часть была выплачена сразу, были деньги, которые «завязывались» на новую бизнес-модель, вливались непосредственно в проект и т. д.

Если сравнивать со сделкой по продаже Viaden Media, продажа проекта MAPS.ME лучше по объективному отношению между cash flow, между количеством людей и финансовому «выхлопу».

Экран приложения maps.me
Экран приложения maps.me

О внедрении ИТ-решений на белорусских предприятиях

В Беларуси мы не дошли до стадии рынка, когда нужно глобально думать про «навороты». У нас элементарно на половине заправочных станций не работают терминалы безналичной оплаты. 

У нас нет конкуренции ни на рынке труда, ни на рынке потребительских товаров, ни на финансовом рынке. Это создает низкое напряжение системы, в которой обычные компании, которые просто нормально делают свое дело, резко выстреливают. Мы находимся на стадии, когда надо просто нормально работать. Это бы сделать в большинстве секторов – дотянуть до среднего европейского уровня, не говоря про элитный, который наблюдается в странах с очень высокой конкурентной экономикой. И уже на следующей стадии, когда конкуренция станет жестче,  можно говорить о внедрении ИТ-решений. 

О бизнесах с большим потенциалом

Сельским хозяйством я бы занялся с удовольствием. Но, по-крайней мере, не в Беларуси. В этой сфере нет бизнеса – как  бизнеса. Вместо этого работает некая постсоветская система взаимоотношений, связей. Если ты работаешь в ней, то тебе выделят хорошей земли и на хороших условиях. А потом так же могут забрать.

Пока мне не очень нравятся бизнесы, которые основаны больше на личных отношениях с кем-то, чем на собственных способностях и успехах. А в принципе сельское хозяйство – очень хороший бизнес. Точно так же, как и медицина. Если бы кто-то открыл в Беларуси платный роддом уровня «5 звезд» на небольшое количество мест, это был бы гарантированно крутой бизнес на многое количество лет. Люди готовы платить – пока у нас этого нет, они едут в Израиль, Вильнюс, летают в США. 

Робототехника – также  очень интересный сегмент. То же производство мультиварки. Интересен космос. Но пока это не с нашими деньгами.

"Встреча Про бизнес.» Фото Вадим Замировский, TUT.by
«Встреча Про бизнес.» Фото Вадим Замировский, TUT.by

Об амбициях первого лица в компании

Я верю, что каждая компания – некое проявление ее первого лица. Для меня делегирование его функций будет значить, что это уже не моя компания. 

В то же время у Адизеса есть такое понятие, как ловушка основателя. Когда первое лицо уверено в своей незаменимости, бизнес перестает развиваться и ложится на бок. Я был бы счастлив, если бы кто-нибудь смог снять с меня мои обязанности. Но есть серьезная проблема – те люди, которые реально могут это сделать, как правило, уже сами собственники в ИТ. 

Поэтому если бы я не хотел, чтобы бизнес был моим, не хотел, чтобы он был проявлением моих талантов, способностей и жизненных устремлений, я бы уступил. Если бы амбиции сохранялись, я бы бизнес не отдал.

Александр Центер: ближайший месяц даст ответы на многие вопросы

Полная видеоверсия «Встречи Про бизнес.» 

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Платный контент