Курсы НБРБ
USD19 712+93
EUR22 037+126
RUB298,8-1,86
UAH784,17+2,54
PLN5 004,63+28,47
KZT58,75-0,1
CNY3 004,42+13,33
Процентные ставки
СР22%-2
Ставка межбанка16,7%+0,6
Сырье
Нефть (Brent)49,72+0,04%
Золото1 202,67-0,03%

Индикаторы предоставлены от 30 мая 2016

Личный опыт

Бизнес-2015. Богдан Коровец: в кризис возможно и взлететь, главное – не думать о деньгах

«Про бизнес.», 18 декабря 2014
Продолжаем серию публикаций о том, как собственники и топ-менеджеры белорусских компаний планируют действовать в будущем году. Прогнозами развития рынка e-commerce в 2015 и корпоративными планами поделился Богдан Коровец, руководитель интернет-компании Astronim*.
Продолжаем серию публикаций о том, как собственники и топ-менеджеры белорусских компаний планируют действовать в будущем году. Прогнозами развития рынка e-commerce в 2015 и корпоративными планами поделился Богдан Коровец, руководитель интернет-компании Astronim*.
Богдан Коровец. Фото из личного архива

– Ключевой тренд в 2015 – перенос в Сеть реальных бизнес-процессов и, наконец, полноценных финансовых потоков транзакций. Как представитель интернет-компании Астроним* (один из крупнейших белорусских разработчиков веб-сайтов) я буду раскрывать этот тренд в нескольких пунктах: и с точки зрения общего развития рынка, и через призму действий моей компании в конце 2014 – начале 2015.

Тренды начала 2015

Трансграничность. Интернет-торговля товарами широкого потребления станет трансграничной в 2015 году и для Беларуси окончательно. «Если раньше заказать товары из США, Китая и Европы в Беларусь было довольно сложно, то сейчас шопиться по всему миру — уже не проблема». Под таким лозунгом стартовал онлайн-гипермаркет страны под названием GetBox.by как первый и пока единственный интернет-сервис подобного рода в Беларуси. 

В соседних странах размытие границ и приход интернет-магазинов из Китая и других стран уже произошло.

Пример Украины, я уверен, будет в нашей стране заразителен. Наш клиент «Белпочта» (belpost.by) готовит сейчас большой собственный проект мультитоварного интернет-магазина.

Вы скажете, что пока на некоторых е-площадках не дотягивает сервис? Развитие карточно-кредитных систем банков и упрощение электронных оплат подстегнет процесс его совершенствования. 

Сети – в Сеть. В связи с недавними случаями по закрытию магазинов сетей «Электросила», «5 элемент»,  «Гиппо» прогнозирую активность классического ритейла на выход, а точнее, на построение бизнеса в Интернете.

И нужно понимать, что это будет не только создание сайтов как интернет-магазина. Ритейлерам надо будет выделять отдельные склады, налаживать систему доставки, логистики, осуществлять полную веб-интеграцию с текущими учетно-товарными системами. И настройка внутренних бизнес-процессов здесь первична! Мы это прочувствовали, запуская на минскую интернет-сцену систему доставки с товарной линейкой продуктового онлайн-гипермаркета «Евроопт».  Считаю, что это стало самым ярким и эталонным e-сommerce стартом для розничного ритейла в этом году. 

Скриншот с сайта e-dostavka.by
Скриншот с сайта e-dostavka.by

Помните, что магазин (а интернет-магазин особенно!) проверяется не товаром, а сервисом. Это касается и допродажного сервиса на сайте, и послепродажного сервиса по доставке и обслуживанию клиента. Ключевое – клиент, а не товар!

Деньги. К увеличению объема «интернет-денег» как тренду способствуют и белорусские банковские структуры, и айтишники, которые работают в этой сфере. К работе в этом сегменте уже подключились крупные банки. Приход западного WebPay, успешная работа российского ASSIST и активность государственного ЕРИП (сайт Rasсhet.by) в 2014 году – первые ласточки. Дальше пойдут косяками аисты:

Тэги 2015 в компании и на рынке

Специализация. Только остро-заточенная специализация позволит выжить. Разбрасываться по всем направлениям сейчас ни у одного производителя услуг не будет возможности. А у потребителя этих услуг сейчас будет меньше финансовых возможностей и совсем не будет времени для «попробовать».

В нашей компании  мы уже скоцентировались на создании и сопровождении сложных технологичных сайтов e-сommerce: 

Как бы это ни прозвучало парадоксально, в финансовый кризис нельзя экономить на маркетинге. Для крупных сетей и предприятий расходы на него – это всегда лишь проценты от оборотов, а по сути спасательный круг для утопающих, чтобы вырваться из замкнутого круга ценовой войны.

Опять же, эффективными способами для получения клиентов «здесь и сейчас» является Интернет. Контекстная реклама – больше, SEO-оптимизация – меньше, в любом из этих случаев грамотная обработка посетителя на сайте и конвертация его в клиента уже силами веб-разработчиков — все это эффективно.

Фото с сайта astronim.by

Кадры. Волна увольнений и резюме в почтовый ящик уже захлестнула страну и нас. Первыми под откос пошли консультанты, рекламисты, всё, что касается обслуживания премиум-сегмента. В общем все, кто напрямую не может приносить деньги.

Казалось бы, что дефицит любых специалистов с опытом в кризис чувствуется меньше... Но! Вижу я, что хороших сотрудников среди них мало. У большинства опыта либо нет совсем, либо есть, но не самого адекватного запросам времени профиля. Учить? И учить их уже некогда, ведь людей обучаешь за свой счет, платишь им зарплату, недополучаешь прибыль за меньшую эффективность. А потом сотрудник уходит. Любой. Куда уходит? До кризиса было так: в Россию, в Украину, в оффшор или Wargaming. Рынок ИТ на подъеме и снимет все сливки с этого «черного пира» кадрового рынка. И слава богу, что в Беларуси у людей еще есть этот выбор!

Наша кадровая цель сейчас — не гнаться за количеством, а усиливать качество!

Бюджетирование. Свое бюджетирование мы ведем давно, наша CRM-система объединяет и клиентов, и проекты, и финансы, но никогда мы все равно не укладывались в запланированные цифры. Держать  руку на пульсе и развиваться в ИТ – это дорогое удовольствие и постоянное реинвестирование. А сейчас и подавно ни о каком годовом или даже полугодовом бюджетировании речь не может идти.

Для клиентов сегодня мы предлагаем не просто банальные рассрочки платежей – это не панацея в условиях падающего рубля. Суть нашего финансового предложения в том, чтобы разделять риски с клиентом. И поэтому мы, например, выставляем сейчас договоры, в которых делим пополам разницу в текущем выставленном курсе и на день оплаты выполненных работ. Это более честно и реально для всех в условиях непонятной ситуации.

3 шага Астроним* в 2015

Офис Астроним*. Фото с сайта realt.by
Офис Астроним*. Фото с сайта realt.by

Консолидация.  В 2015 мы заявляем об альянсе с партнерами. С этой компанией мы не пересекаемся в бизнесе, но взаимно дополняем друг друга компетенциями. Таким образом, рассчитываем в разы уменьшить затраты по некоторым позициям и развить более узкосегментированные профильные направления. 

Оптимизация. Называйте «массовые увольнения» как хотите, но это суровая реальность, которая пришла на белорусский рынок. Количество свободных офисных помещений, которые предлагаются в аренду подскочило в разы только за декабрь. И это не следствие бурного роста бизнес-центров в Минске.

Для кого-то кризис станет возможностью подчистить карму и провести санацию предприятия одним махом. Война все спишет! И мы уже списали авансом. Выживают сильнейшие, остаются только качественные, хоть и дорогие сотрудники.

Диверсификация. Узко или ново? Кризис это не только тотальное уменьшение клиентского рынка, когда команда есть, а заказов нет, но и возможность заняться собой и развитием собственных продуктов. В Беларуси вообще уже сформировалась целая плеяда ИТ-компаний, которые выросли из почасового обслуживания в более интересные формы работы. Выступление Юрия Гурского на «Встрече Про бизнес.» тому развернутое подтверждение. Всегда после схода волны остаются те, кто крайне четко спозиционировался и добился в этом высот, или на поверхность выносит новые для рынка продукты. Вот что планируем сделать мы:

Подписаться на материалы «Про бизнес.»
Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий