Войти
Личный опыт
«Про бизнес.» 18 декабря 2014

Бизнес-2015. Богдан Коровец: в кризис возможно и взлететь, главное – не думать о деньгах

Продолжаем серию публикаций о том, как собственники и топ-менеджеры белорусских компаний планируют действовать в будущем году. Прогнозами развития рынка e-commerce в 2015 и корпоративными планами поделился Богдан Коровец, руководитель интернет-компании Astronim*.

Богдан Коровец. Фото из личного архива

– Ключевой тренд в 2015 – перенос в Сеть реальных бизнес-процессов и, наконец, полноценных финансовых потоков транзакций. Как представитель интернет-компании Астроним* (один из крупнейших белорусских разработчиков веб-сайтов) я буду раскрывать этот тренд в нескольких пунктах: и с точки зрения общего развития рынка, и через призму действий моей компании в конце 2014 – начале 2015.

Тренды начала 2015

Трансграничность. Интернет-торговля товарами широкого потребления станет трансграничной в 2015 году и для Беларуси окончательно. «Если раньше заказать товары из США, Китая и Европы в Беларусь было довольно сложно, то сейчас шопиться по всему миру — уже не проблема». Под таким лозунгом стартовал онлайн-гипермаркет страны под названием GetBox.by как первый и пока единственный интернет-сервис подобного рода в Беларуси. 

В соседних странах размытие границ и приход интернет-магазинов из Китая и других стран уже произошло.

  • В России самый популярный интернет-магазин не Ozon.ru, как думают многие. С аудиторией в 9 млн россиян он почти вдвое меньше русскоязычного сервиса AliExpress.com, предлагающего напрямую различные товары от китайских производителей уже для 16+ млн граждан РФ. Причем самый большой сегмент – покупатели из городов с количеством населения до 100 000. Им негде больше покупать дешево!
  • «Укрпочта» обещает ввести прямую доставку из китайских интернет-магазинов за неделю.

Пример Украины, я уверен, будет в нашей стране заразителен. Наш клиент «Белпочта» (belpost.by) готовит сейчас большой собственный проект мультитоварного интернет-магазина.

Вы скажете, что пока на некоторых е-площадках не дотягивает сервис? Развитие карточно-кредитных систем банков и упрощение электронных оплат подстегнет процесс его совершенствования. 

Сети – в Сеть. В связи с недавними случаями по закрытию магазинов сетей «Электросила», «5 элемент»,  «Гиппо» прогнозирую активность классического ритейла на выход, а точнее, на построение бизнеса в Интернете.

И нужно понимать, что это будет не только создание сайтов как интернет-магазина. Ритейлерам надо будет выделять отдельные склады, налаживать систему доставки, логистики, осуществлять полную веб-интеграцию с текущими учетно-товарными системами. И настройка внутренних бизнес-процессов здесь первична! Мы это прочувствовали, запуская на минскую интернет-сцену систему доставки с товарной линейкой продуктового онлайн-гипермаркета «Евроопт».  Считаю, что это стало самым ярким и эталонным e-сommerce стартом для розничного ритейла в этом году. 

Скриншот с сайта e-dostavka.by
Скриншот с сайта e-dostavka.by

Помните, что магазин (а интернет-магазин особенно!) проверяется не товаром, а сервисом. Это касается и допродажного сервиса на сайте, и послепродажного сервиса по доставке и обслуживанию клиента. Ключевое – клиент, а не товар!

Деньги. К увеличению объема «интернет-денег» как тренду способствуют и белорусские банковские структуры, и айтишники, которые работают в этой сфере. К работе в этом сегменте уже подключились крупные банки. Приход западного WebPay, успешная работа российского ASSIST и активность государственного ЕРИП (сайт Rasсhet.by) в 2014 году – первые ласточки. Дальше пойдут косяками аисты:

  • Уже в  начале 2015 планируется ввод в эксплуатацию новых удобных систем интернет-эквайринга. Они не просто выведут на новый уровень использование платежных систем, но и позволят нашим интернет-бизнесменам гораздо проще выходить на внешние рынки, без лишней головной боли, связанной с обменом валют и бумажными процедурами.
  • С нетерпением ждем упрощения и административной процедуры подключения эквайринга на сайт.  Я бы советовал Нацбанку, коммерческим банкам сделать эту процедуру в формате «одно окно за два часа», по аналогии с рассмотрением кредитной заявки. А не от 10 до 20 дней, которые уходят на подписание/согласование документов о подключении.

Тэги 2015 в компании и на рынке

Специализация. Только остро-заточенная специализация позволит выжить. Разбрасываться по всем направлениям сейчас ни у одного производителя услуг не будет возможности. А у потребителя этих услуг сейчас будет меньше финансовых возможностей и совсем не будет времени для «попробовать».

В нашей компании  мы уже скоцентировались на создании и сопровождении сложных технологичных сайтов e-сommerce: 

  • Комплексная веб-интеграция бизнес-процессов и 1С.
  • Создание продуктов только с адаптивными технологиями под все виды браузеров и мобильных устройств.
  • Индивидуальный яркий дизайн.
  • Мы давно не занимаемся промо-сайтами, меньше работает с корпоративными ресурсами и лэндингами.
  • На основе опыта последней ударной пятилетки мы полгода разрабатывали и запустили осенью программу по комплексной интеграции интернет-проектов e-сommerce в существующий бизнес белорусских предприятий.

Как бы это ни прозвучало парадоксально, в финансовый кризис нельзя экономить на маркетинге. Для крупных сетей и предприятий расходы на него – это всегда лишь проценты от оборотов, а по сути спасательный круг для утопающих, чтобы вырваться из замкнутого круга ценовой войны.

  • Нужно наращивать количество и эффективность маркетинговых акций по удержанию и получению новых клиентов.
  • Увеличивать оборот, продавая все сразу и за любые деньги, эффективно стратегически наращивать клиентский портфель. Даже за счет некоторого тактического провала. Я верю, что он будет недолгим, в несколько месяцев.
  • За счет падения рынка можно привлечь покупателей и увеличить его долю.

Опять же, эффективными способами для получения клиентов «здесь и сейчас» является Интернет. Контекстная реклама – больше, SEO-оптимизация – меньше, в любом из этих случаев грамотная обработка посетителя на сайте и конвертация его в клиента уже силами веб-разработчиков — все это эффективно.

Фото с сайта astronim.by

Кадры. Волна увольнений и резюме в почтовый ящик уже захлестнула страну и нас. Первыми под откос пошли консультанты, рекламисты, всё, что касается обслуживания премиум-сегмента. В общем все, кто напрямую не может приносить деньги.

Казалось бы, что дефицит любых специалистов с опытом в кризис чувствуется меньше... Но! Вижу я, что хороших сотрудников среди них мало. У большинства опыта либо нет совсем, либо есть, но не самого адекватного запросам времени профиля. Учить? И учить их уже некогда, ведь людей обучаешь за свой счет, платишь им зарплату, недополучаешь прибыль за меньшую эффективность. А потом сотрудник уходит. Любой. Куда уходит? До кризиса было так: в Россию, в Украину, в оффшор или Wargaming. Рынок ИТ на подъеме и снимет все сливки с этого «черного пира» кадрового рынка. И слава богу, что в Беларуси у людей еще есть этот выбор!

Наша кадровая цель сейчас — не гнаться за количеством, а усиливать качество!

Бюджетирование. Свое бюджетирование мы ведем давно, наша CRM-система объединяет и клиентов, и проекты, и финансы, но никогда мы все равно не укладывались в запланированные цифры. Держать  руку на пульсе и развиваться в ИТ – это дорогое удовольствие и постоянное реинвестирование. А сейчас и подавно ни о каком годовом или даже полугодовом бюджетировании речь не может идти.

Для клиентов сегодня мы предлагаем не просто банальные рассрочки платежей – это не панацея в условиях падающего рубля. Суть нашего финансового предложения в том, чтобы разделять риски с клиентом. И поэтому мы, например, выставляем сейчас договоры, в которых делим пополам разницу в текущем выставленном курсе и на день оплаты выполненных работ. Это более честно и реально для всех в условиях непонятной ситуации.

3 шага Астроним* в 2015

Офис Астроним*. Фото с сайта realt.by
Офис Астроним*. Фото с сайта realt.by

Консолидация.  В 2015 мы заявляем об альянсе с партнерами. С этой компанией мы не пересекаемся в бизнесе, но взаимно дополняем друг друга компетенциями. Таким образом, рассчитываем в разы уменьшить затраты по некоторым позициям и развить более узкосегментированные профильные направления. 

Оптимизация. Называйте «массовые увольнения» как хотите, но это суровая реальность, которая пришла на белорусский рынок. Количество свободных офисных помещений, которые предлагаются в аренду подскочило в разы только за декабрь. И это не следствие бурного роста бизнес-центров в Минске.

Для кого-то кризис станет возможностью подчистить карму и провести санацию предприятия одним махом. Война все спишет! И мы уже списали авансом. Выживают сильнейшие, остаются только качественные, хоть и дорогие сотрудники.

Диверсификация. Узко или ново? Кризис это не только тотальное уменьшение клиентского рынка, когда команда есть, а заказов нет, но и возможность заняться собой и развитием собственных продуктов. В Беларуси вообще уже сформировалась целая плеяда ИТ-компаний, которые выросли из почасового обслуживания в более интересные формы работы. Выступление Юрия Гурского на «Встрече Про бизнес.» тому развернутое подтверждение. Всегда после схода волны остаются те, кто крайне четко спозиционировался и добился в этом высот, или на поверхность выносит новые для рынка продукты. Вот что планируем сделать мы:

  • Ничего нового, наверное, не скажу о том, что в кризис наиболее успешно выживает сервис. Именно поэтому мы создаем альянс, о котором говорил выше, наш огромный клиентский портфель и менеджерский опыт больших проектов комплексной веб-интеграции – с отработанной годами партнерства службой технической поддержки. Это позволит завершить полный цикл обслуживания проектов веб-интеграции.
  • Весь 2014 год мы занимались еще и созданием абсолютно уникального в масштабе не только СНГ, но и мира, инновационного массового продукта в сегменте B2C на рынке строительства и дизайна, но уже с оффлайн-партнерами. Запуск начнем сразу после Нового года, каким бы он ни был.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент