Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,28 USD 3,2757 -0,0052
  • 3,5 EUR 3,4954 +0,0027
  • 3,48 100 RUB 3,4772 +0,0001
  • 10 CNY 4,5146 -0,0084
Личный опыт «Про бизнес» 13 января 2015

Владелец агроусадьбы «В Прилесье» рассказал о расходах и доходах своего бизнеса

Свою агроусадьбу предприниматель Сергей Рукшта открыл в 2006. Сегодня на участке под Минском три дома, заканчивается строительство четвертого – в Червенском районе. В интервью «Про бизнес.» Сергей рассказал, из чего складывается агроэкотуризм, и сколько можно в этой сфере заработать.

Сергей Рукшта. Фото автораСергей Рукшта. Фото автораСергей Рукшта. Фото автора
Сергей Рукшта. Фото автора

– У моего отца был дом, который в 2001 году начали растягивать местные. Я решил перенести его под Минск, и в 2002 году купил участок за тысячу долларов. В то же время начал строить на нем гостевой дом.

Свое дело открыл в 2006, сразу после выхода президентского указа №372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь». Тогда агроусадьбы только появлялись, поэтому клиентов сразу стало много.

Жить я стал в бывшем доме отца. Оформился как физическое лицо (по законодательству, если в усадьбе менее 10 комнат, то ИП оформлять не нужно было) и с заработанных денег продолжил строительство. Сейчас в агроусадьбе «В Прилесье»:

  • три гостевых дома (10 спален, всего 32 спальных места);
  • сауна и баня;
  • собственный музей.

Клиенты

Ко мне приезжают молодые люди лет 30-ти, средний класс. Их можно разделить на несколько категорий.

Жители Беларуси – большая часть гостей. Их основная цель приезда – «погудеть». У меня в бане стоит бойлер, но некоторые считают, что это боксерская груша. Если приезжает молодежь, я их воспитываю. Говорю: «Вы живете в Европе и давайте вести себя как европейцы. Не надо окурки бросать, мешать другим».

Реже – просто приезжают отдохнуть на природу. Недавно приехала компания в баню и на шашлыки. За три часа отдохнули и поехали обратно. Гости из нашей страны далеко от Минска ездить не хотят. Поэтому мое месторасположение им очень подходит.

Гости из России. В основном из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, были из Сочи, Мурманска. Обычно это семьи, приличные компании. Они не такие шумные, как клиенты из нашей страны.

Если люди поехали путешествовать, то и отдых у них другого уровня. Они не поедут так далеко, чтобы просто сидеть и употреблять алкоголь. Все спрашивают, как ехать на Брест. Большинство хочет в Брестскую крепость, в замки в Мире и Несвиже, в Дудутки. Мало кто знает про Линию Сталина. Но когда я говорю, что там можно пострелять, то сразу соглашаются туда съездить.

Каждый год россияне приезжают и за потребительскими товарами. Правда, в этом году таких гостей было гораздо меньше.

Фото с сайта holiday.by
Фото с сайта holiday.by

Туристы из других стран. Они приезжают просто пожить, как в гостиницу, а не только для культурного досуга. Например, у меня останавливались американские волонтеры, которые приезжали с гуманитарной помощью. Были голландцы, которые приезжали на свадьбу. На время чемпионата мира по хоккею в мае 2014 принимали фанатов из Латвии.

Персонал

На меня работают семья и соседи:

  • Жена помогает встречать гостей и ведет переписку на сайтах – я компьютером не пользуюсь. Дочь отвечает за англоязычных туристов. Когда подрастет сын (ему почти 16), оформим на него участок в деревне Клинок, где я сейчас строю дом.
  • Усадьбу обслуживают две горничные и два управляющих. Из них управляющий Константин появился недавно. Он лесник. С ним мы планируем разработать экскурсии по лесу.
Управляющий Константин Коротки и Сергей Рукшта
Управляющий Константин Коротки и Сергей Рукшта

Услуги и цены

У нас есть 2 цены – в будний и выходной дни. В новогоднюю ночь поднимаем цену в 2-4 раза. Но в этом году ставили цену выходного дня – людей было мало. Одна группа белорусов не приехала.

В период чемпионата по хоккею цену мы тоже не задирали – брали как за выходной день. Вот наши цены:

  • Усадьба на 12 спальных мест – $250 в выходной/$150 в будний.
  • Усадьба на 8 спальных мест – $150 в выходной/$100 в будний.

При размещении 20+ человек мы берем доплату. При этом мы не можем проконтролировать, сколько на самом деле будет гостей. Все – на доверии.

Также мы оказываем дополнительные услуги:

  • Сауна – $15 в час. В одном их домов есть собственная сауна, 2 часа ее использования входят в стоимость проживания.
  • Питание – $5 за завтрак или ужин с человека, $10 за обед.

Готовим мы сами. Можем сделать большинство национальных блюд. Одна их наших горничных – повар высшего разряда, обслуживает все заказы.

Мы разводим кроликов, кур, фазанов, перепелок – предлагаем их мясо. Если гости попросят, то, конечно, готовим их. За кролика прошу от $50, за фазана – $20. Покупают у нас и яйца птиц. Но в основном, постояльцы видят живых кроликов и им становится их жалко.

Фото с сайта holiday.by
Фото с сайта holiday.by

Было время, привозили самогон. Но бывший управляющий увлекся этим напитком, стал злоупотреблять им с гостями. Пришлось его уволить, а с самогоном завязать.

Мы с супругой обучаемся национальным традициям, обрядам, ездим на семинары. Надеемся привлечь нашу молодежь. Но пока это особенно интересно иностранцам. У нас есть национальные костюмы, можем провести Масленицу, например. Часть мероприятий бесплатна:

  • Экскурсия по усадьбе. Я собрал коллекцию рыболовных и охотничьих принадлежностей – старую лодку, снасти, шкуры и чучела животных.
  • Санки, лыжи, сноуборд.
  • Трансфер. Если люди просят отвезти в Минск, на Линию Сталина, в другие туристические места, то я не отказываю. Беру деньги только за бензин.
  • Заказ автобусов и экскурсий. У нас нет договоренностей с турфирмами и экскурсоводами, я просто даю телефоны, если это нужно.

Я зарабатываю свои деньги, турфирмы – свои. У клиентов появляется уважение к тому, что хозяин на них не заработал. К примеру, заказал недавно автобус россиянам – он стоит 300 000 рублей. Я мог бы сказать, что 350 000. Но зачем мне эти «три копейки»? И люди знают – Сергей честно назначил цену. Многие отмечают это и ценят.

Затраты

Стоимость земли. Участок около моей усадьбы на 15 соток стоит $40 000. Свой я купил, как уже говорил, в 2002 году за $1 000. А в Червенском районе несколько лет назад 20 соток обошлись в $6 000.

Строительство дома. Поставить «коробку» 10х12 = $30 000.

Ремонт = $30 000 долларов.

Для своих домов я использую только белорусские материалы и товары. Я делаю это не только из патриотизма, но и из-за качества: и бытовая техника, и мебель в нашей стране хорошие. Сейчас только телевизор российский.

Фото автора
Фото автора

Благоустройство территории – незначительные затраты, за исключением тротуарной плитки и забора.

Реклама: $1 000-1 200 в год.

В 2006 я начал с размещения объявлений в газетах и на сайтах. Давал рекламу в «Из рук в руки», на relax.by. Теперь у нас много постоянных клиентов. Многие приходят по рекомендациям и отзывам.

Информация об усадьбе появилась и на российском сайте. Много иностранцев приходит из booking.com.

Новые ресурсы поначалу размещают информацию о нас сами и бесплатно. Потом звонят с коммерческим предложение. Но если сайт маленький, то мы отказываем. Вот, что получается в итоге:

  • Реклама на полгода на relax.by = $300.
  • Сервис booking.com берет 15% от общей суммы заказа с сайта.
  • Установка дорожного знака = $400.
  • Размещение плаката на въезде в деревню = меньше $1 в месяц.
  • Сайт = $30 в год за хостинг.

Конкуренты и иностранный опыт

Сейчас в Беларуси более 1 800 агроусадеб, у каждой своя ниша. Рядом со мной открылась усадьба, где с человека берут $35. Хозяин ориентируется на состоятельных людей. Но если все будут выбирать богатых туристов, то кто будет заниматься молодежью?

Время от времени нас приглашают в зарубежные агроусадьбы, чтобы обменяться опытом. Белорусскому турбизнесу на селе меньше 10 лет, а в Европе этим делом занимаются несколько столетий. В Польше, к примеру, 20 000 агроусадеб, и в каждой есть своя специфика. Мы были в итальянском родовом замке, ему 400 лет. Там есть конюшни, в одной части которых содержатся лошади жителей Милана, а другая – переделана под номера для их хозяев. Те приезжают на выходные, платят €50 за ночлег + €70 за питание на сутки. Видели мы за границей и усадьбу с виноградником, в которой установлены скворечники – за виноградником «ухаживают» птички, никаких химических удобрений.

Где в Беларуси выгоднее заниматься агроэкотуризмом

В год за три гостевых дома я получаю примерно $30 000 выручки. Сезон у нас не заканчивается, но больше посетителей все же зимой. На рынке услуг агроэкотуризма в нашей стране я наблюдаю:

  • В усадьбах около озер расписано все лето, в основном едут россияне.
  • Если усадьба в деревне и рядом нет воды, то бизнес загнется. В деревню дорого везти материалы.
  • В «городскую» усадьбу деньги приходят быстрее.

Новая усадьба, которую я строю, находится в деревне Клинок Червенского района, это 45 км от Минска. И люди уже ленятся туда ехать. Но это не значит, что усадьба вдалеке от города невыгодна – просто туда приходят другие клиенты. Мы будем рассчитывать на длительное размещение – от трех суток.

Загруженность или возраст усадьбы можно проверить по вагонке в бане – у нас она уже потемнела, значит часто пользуются. А если вагонка еще светлая, значит усадьба или молодая, или гостей у нее немного.

Помощь государства

Я состою в общественном объединении «Отдых в деревне». Государству интересна сфера моего бизнеса, бывший вице-премьер Анатолий Тозик интересовался моим мнением, что можно сделать для агротуризма. Вот что я могу выделить:

  • Кредит субъектам агроэкотуризма – 5% годовых.
  • Государственная реклама агротуризма, на мой взгляд, просто напоминает о нем. Не все знают, что это такое. Билборд или реклама на радио подсказывают, что мы существуем. Но гораздо важнее привлекать людей из-за рубежа, и над этим должны работать две стороны.
  • Визовый вопрос. Хотелось бы привлечь тех туристов, которые уже объехали весь мир, а о Беларуси ничего не знают. К примеру, у нас были латыши, которым в визе дважды отказали без объяснимых причин. И это должно решать правительство, а не владельцы агроусадеб.
  • Пенсия. Правительство пока не решило, как мы, владельцы агроусадеб, будем ее получать.

Планы на 2015

Фото автора
Фото автора

1. Как я уже говорил, открытие усадьбы в д.Клинок. Для размещения такого предложения очень подходит booking.com. Если все пойдет хорошо, то сайт может приводить до 70% клиентов.

Деревня находится на территории рыбхоза Волма, здесь смогут останавливаться рыбаки. Это выгодно и для меня – никакого алкоголя, люди приедут рыбачить.

2. Разработка туристического маршрута совместно с другими владельцами агроусадеб. В него войдет моя усадьба с музеями, Смиловичская валяльная фабрика, рыбхоз Волма, в усадьбе «На Прудах» мы сделаем музей «Дом рыбака». Рядом находится усадьба с хозяином-кузнецом, он сможет показать кузницу. Другим хозяевам – музыкантам, пчеловодам тоже будет что предложить гостям.

3. Сотрудничество с туроператорами. Через нас проезжает много автобусов. Туристов из них можно «перехватывать», организовывать питание и/или ночлег. Для этого нужно связываться с российскими и нашими туроператорами, чтобы они работали над этим. Сейчас российские туристы едут до Бреста, но ведь это долго.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.