Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,28 USD 3,2757 -0,0052
  • 3,5 EUR 3,4954 +0,0027
  • 3,48 100 RUB 3,4772 +0,0001
  • 10 CNY 4,5146 -0,0084
Личный опыт «Про бизнес» 20 января 2015

Настольные экономические игры как бизнес – опыт компании «Игрика»

Соучредитель компании «Игрика» Константин Журавский рассказал, из чего складывается бизнес по выпуску настольных экономических игр и сколько он планирует продать в кризисный год.

Константин Журавский
Константин Журавский. Фото автора

Компания «Игрика» рождалась дважды, и дважды – в кризисные годы.

Ее созданию предшествовал клуб «Денежный поток». С 2007 года он приглашал людей сыграть в одноименную игру Роберта Кийосаки. Через полгода игра «морально устарела» – ее участники пытались всячески обмануть систему. Взять кредит на кредит, перепродать сделку, переодолжить… Первое, что пришлось поменять – ввести ситуационные карточки, потом заменить карты и поле. В итоге от игры Киойсаки осталась только идея.

Целесообразность рождения компании была очевидна: уже в годы работы клуба было продано 20 комплектов первой игры, сделанных собственными силами и распечатанных на домашнем принтере или в копировальном салоне. Люди готовы были платить за то, что вырезано ножницами. Первоначально в бизнесе принимали участие четыре индивидуальных предпринимателя. 

В 2011 были найдены инвесторы – Александр Кнырович и Алексей Шабловский. В 2012 компания «Игрика» была зарегистрирована и сразу же выпустила вторую игру. В конце 2014 компания реорганизовалась: из ее состава вышли два учредителя.

Конкуренты и рынок потребителей

Основные конкуренты:

  • HobbyWorld, «Мосигра» (Россия).
  • «Белфарпост» (игры «Белаполия», «Думай и богатей»).
  • «Попурри» (выпуск на российский рынок «Денежного потока» Кийосаки).

Настольные игры сегмента, в котором мы работаем, можно разделить на два типа:

1. Экономические. В таких играх, как «Монополия», исход зависит от удачливости и не зависит от решений игроков. Она просто моделируют ситуацию на рынке, создает жесткие правила. Эта игра рождалась в условиях Великой экономической депрессии в Америке и отразила всю жесткость тогдашних событий и условий. Ее задача – разорить всех вокруг, сделать плохо всем соперникам и добиться преимущества на рынке. Монополист должен остаться один.

2. Экономические обучающие игры, к которым относятся и продукты «Игрики». Гибкие, предполагают обмен знаниями и навыками. Например, если опытный предприниматель играет в «Денежный поток» и выгодная сделка достается не ему, то он может предложить партнерство, передать опыт.

Одна из идей для обучения – купить игру и предложить сыграть в нее более опытному человеку. Такие люди не согласятся просто так дать уроки жизни, а в игре с удовольствием поделятся своими мыслями. В наших играх вы не можете влиять на рост капитала другого игрока. Плохо вы можете сделать только себе, если неправильно инвестируете деньги. Но если вы будете партнериться, то достигнете результатов.

В наших играх также нет проигравших. Их основной принцип: 1+1 = 11.

Экономическими играми интересуется финансово активная часть людей. По нашим оценкам, не более 10% от общего населения страны. Это те, кого волнует тема своих финансов.

Мы стараемся растить клиента, проводить его через тренинги. Начинаем с игр Flixa или «Вот так Ситуация!». Потом –  «Денежный Поток». После нескольких игр – приглашаем на семинар по управлению личными финансами. В основном играют мужчины, изредка это руководители. На 100 игроков приходится 5-6 достаточно крупных предпринимателей. Их особенность – собираться и играть отдельно. Женщин на таких тренингах около 20%-30%. Есть очень активные девушки, при этом само слово «игра» они воспринимают отрицательно. Говорят, что это несерьезно. 

Фото автора

Особенности выпуска экономической игры

1. Первый тираж всегда дороже. В его стоимость закладываются разработка игры и ее дизайн.

2. Люди любят большие упаковки. Ранние тиражи Flixa стоили $15, но мы совершили маркетинговую ошибку – отталкивались от удобства пользователя. Выпустили маленькую упаковку. Оказалось, что люди хотят коробку большую и «представительную». Им неважно, насколько она полезна и удобна. Поэтому новая Flixa будет в коробке А5 и ее цена поднимется.

В стандартных играх покупается 70% воздуха, 10% картона и чуть-чуть игры.

3. Лишние элементы и большая коробка увеличивают себестоимость настольной игры.

Фото со страницы компании «Игрика» Вконтакте
Фото со страницы компании «Игрика» Вконтакте

На чем компания планирует зарабатывать

«Бизнес-тренажер Денежный Поток», розничные цены на уровне $60-$70. Переработанная версия оригинального Cashflow Роберта Кийосаки. Помимо более доступной цены, есть и другие отличия:

  • Введены многие возможности из реальной жизни в регионе СНГ – случайные заработки, ваучеры, разгосударствление и национализация, различные кризисы и подъемы экономики.
  • Увеличилось количество карточек.
  • Применяются гибкие правила – можно вести переговоры, продажи, создавать кооперации.
  • Есть возможность строить компанию сетевого маркетинга – расширенные правила МЛМ.

Продажа тренингов по игре «Денежный Поток». Так как игра довольно сложная, мы предлагаем тренинги, проводимые модератором. Обучение на тренера обойдется в $300. Деньги окупаются быстро.

В стандартный пакет тренинга входит сама игра с количеством игроков до 6 человек и работа с личным тренером  – $40 с игрока. Тренер доступно объясняет правила, после игры указывает на упущенные возможности, дает рекомендации.

Укороченный вариант – 2 часа игры за $15-$20.

Корпоративный пакет за $250 предполагает покупку всего стола (до 6 человек) с личным тренером. К примеру, директор компании может выкупить тренинг, и модератор лично с ним сыграет.

Flixa, $25. Карточная настольная игра, моделирующая работу на фондовом рынке, операции с недвижимостью и возможность построения бизнеса. Существует в двух вариантах – настольная и электронная для iPad. Второй вариант оцениваю как хорошо работающий прототип. В ней пока нет искусственного интеллекта, нужны и будут делаться изменения.

«Вот так Ситуация!», $25-$30. Психологическая ролевая игра для компаний от 4 человек. Многие называют ее смесью СТЭМа из КВН и игры Мафия. Отмечу, что проблема Мафии в том, что когда «отстреленный» человек (тот, кого игроки решают исключить из игры) выбывает, ему нечем заняться. Причем в первую очередь «отстреливают» самых активных людей – на всякий случай. В нашей же игре никто из участников на выбывает.

План развития

В конце 2014, как я уже сказал, в компании была проведена реорганизация. Сегодня ее денежный поток на нуле. «Игрика» как будто снова на старте, зато с хорошей репутацией. В связи с этим мы заинтересованы в поиске спонсора.

Всего за период существования компании (с 2012) было продано около 2 000 коробок игр. Но сейчас мы настроены решительно и ставим план продать 4 000 коробок в 2015. В компании появился исполнительный директор, новый специалист по продажам, пиар-менеджер. Хотим расширять штат и дальше:

  • сформировать отдел продаж,
  • найти маркетолога.

Вот какие еще у нас планы по развитию бизнеса:

Сбор денег на тираж по предзаказам.

Уменьшение себестоимости игр. Сейчас она составляет 50% от стоимости в точках продаж.

Стратегия безбюджетного маркетинга Игоря Манна. В основном используются интернет-продвижение, оффлайновые промо-мероприятия: презентации, игротеки, фестивали.

Жесткий план продаж. Сейчас он составляет не менее 10 корпоративных тренингов в месяц на 20-30 человек. По нынешней стратегии компании, сегодня 70% поступлений идет от продажи тренингов и только 30% – от продажи остатков игр на складе.

Поступающие от деятельности средства планируется пустить на расширение ассортимента и выпуск новых тиражей. И через год структура поступлений должна перевернуться – 70% денег должно поступать от оптовой продажи игр.

Выход на другие рынки. Классическое начало – с России и Украины. Позже – планируем выйти на Запад через Литву. Можно рассматривать два способа:

  • продажа прав,
  • участие в выставках, фестивалях, конференциях.

Исключение понятия «скидка». Экономические знания, которые можно получить благодаря нашим играм, не могут быть со скидками. Мы можем подарить игру, но никогда не будем понижать цену.

Расширение ассортимента игры Flixa с одновременным получением патента на идею. Она считается даже не игрой, а «игровым движком», под который можно написать серию игр. Летом 2015 готовится к выпуску «Flixa: Фермер». Ее розничная цена составит $25 в эквиваленте. История появления игры связана с детскими лагерями. Пока Flixa продвигали для старших отрядов, было замечено – ведь есть и дети помладше, им тоже понравится сыграть во что-то новое. Так появилась упрощенная версия, которая принесла неожиданный результат: в нее с удовольствием играют взрослые. В отличие от детей они на самом деле воображают себя собственниками агробизнеса и вдаются в его подробности. Планируется также  выпуск «CosmoFlixa», «Flixa: Спорт»

Во время кризиса люди тратят на развлечения больше денег, чем обычно. А для руководителей наша игра – способ сэкономить на семинарах и обучении сотрудников. Ведь гораздо дешевле купить игру, чем оплатить мастер-класс. Поэтому планы продаж изменились в лучшую сторону. Тиражи увеличатся, начнутся активные продажи корпоративных тренингов.

Фото с сайта igrika.by
Фото с сайта igrika.by

Советы по управлению личными финансами

Почитать книги по управлению личными финансами. Рекомендую Владимира Савенка.

Изучить, что такое инвестирование и найти для себя подходящий способ вложения личных денег.

Ориентироваться на действия банков. Это самые консервативные инвесторы. Если они собирают деньги – я тоже буду собирать. Если банк раздает, то имеет смысл вкладываться.

Держать деньги в разной валюте. Мало кто задумывается, что мировая валюта обесценивается. Инфляция доллара в некоторые годы достигает 10%. Лучшее решение – диверсифицированная валютная корзина. Однако в этом есть смысл, когда у вас есть более-менее ощутимая сумма.

Не прибедняться. У меня вызывает дикое сомнение в «бедности» наших людей, которые могут пойти в бутик и купить блузку за €80-€200. За эти деньги в Марселе можно полностью одеться в брендовые вещи.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.