Войти
  • 1,97 USD 1,9739 -0,0007
  • 2,1 EUR 2,0967 -0,0295
  • 3,12 100 RUB 3,1207 +0,0052
Личный опыт
«Про бизнес.» 17 марта 2015 1

На чем зарабатывает вертолетный клуб – рассказывает руководитель «Авиа-100»

Как организован такой бизнес, как авиаклуб, из чего складываются его доходы и расходы, порталу «Про бизнес.» рассказал летный директор «Авиа-100» Дмитрий Матковский.

Дмитрий Матковский, летный директор «Авиа-100». Фото автораДмитрий Матковский, летный директор «Авиа-100». Фото автораДмитрий Матковский, летный директор «Авиа-100». Фото автора
Дмитрий Матковский, летный директор «Авиа-100». Фото автора

– Вертолетный клуб «Авиа-100» (ОДО «Антель») появился в 2014 благодаря группе компаний «А-100». Решение о его создании приходило постепенно. Все началось с того, что председатель правления «А-100» Александр Центер научился летать на вертолете – это была его мечта. Постепенно вокруг него сформировался клуб единомышленников.

Началась деятельность клуба с получения сертификата на осуществление коммерческих перевозок. Для нашего бизнеса он – как лицензия.  Мы получили сертификат в марте 2014 и спустя год будем продлевать.

В начале работы мы столкнулись с проблемой дефицита профессионалов. Одного готовили с нуля. Отправляли учиться – до нас он управлял МИ-8, мы же летаем на вертолетах Robinson R44. 

Также нужно было обеспечить команде профессионалов достойную оплату. В компании «Авиа-100» 4 пилота. Из них двое – инструкторы-экзаменаторы. Зарплата пилота состоит из оклада и летного времени. Оклад составляет 7-10 млн, час полета стоит $30-$80. На один вертолет выходит не менее 50 часов летного времени в месяц.

Компания «А-100» нас поддержала – предоставила кредит.  В итоге на самоокупаемость мы вышли примерно за год.

На чем зарабатывает клуб

Обучение. Аэроклуб не только совершает полеты, но и обучает пилотов. На этот момент прошли обучение 14 человек, из них самостоятельно вылетели и получили пилотские удостоверения уже 6.

Сейчас мы хотим приобрести еще и самолет – стоимость обучения на нем ниже. Если на вертолете стоимость за час обучения около $650, то на легком самолете – около $120-$150.

Техобслуживание. Для выполнения этих  работ мы прошли сертификацию по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов. Нашими клиентами являются владельцы вертолетов Robinson R44.

Полеты. Белорусы предпочитают короткие полеты, россияне и приезжие из Западной Европы – полеты вокруг Минска. Полетать на вертолете могут даже дети – есть только ограничения по росту. Не менее 110 см – чтобы можно было застегнуть ремень. Мы не перевозим людей в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и людей весом более 160 кг.

Фото предоставлено «Авиа-100»
Фото предоставлено «Авиа-100»

Каждый клиент подписывает бланк о состоянии своего здоровья – что он здоров, не болен эпилепсией, не собирается совершать самоубийство, а также проходит инструктаж по технике безопасности.

Мы не охотимся с вертолета. Это принципиальная позиция. Но отвезти людей можем куда угодно. Полеты у нас совершаются по следующим заказам:

1. Vip. Есть люди, которые могут себе позволить перелет на вертолете до пункта назначения. Они летают не только ради скорости, но и ради удовольствия. Популярны vip-перевозки на Голубые и Браславские озера, меловые карьеры.

Самые популярные маршруты – в сторону Бреста (Беловежская пуща) и Витебска. Самые интересные – в сторону Припяти, Полесья. Туда прилетают рыбачить и охотиться. Кажется, будто в этой местности тысячу лет никто не бывал.

2. Госзаказы. Мы участвуем в тендерах на осмотр нефте- и газопроводов, заключили договор с РНПЦ «Кардиология», для которых перевозим донорские органы. Вместе с нами с этим медицинским центром сотрудничает и авиация МЧС. Но они летают на крупных вертолетах – МИ-8. Эти машины не могут приземлиться во дворе больницы, и поэтому садятся в поле или на аэродроме. Это увеличивает время доставки органов. Это критично при проведении операций по трансплантации: после того, как орган, предназначенный для пересадки, изымут, есть только 4 часа. Значит, доставить его нужно как можно скорее. Поэтому мы летаем только по Беларуси. До самой отдаленной точки – Бреста – вертолет долетает менее чем за полтора часа.

Также летаем с сотрудниками лесничеств и ведем подсчет зверей. Работаем с кино-видео компаниями.

3. Обзорные полеты. Их мы проводим по выходным и во время праздничных мероприятиях в городе. Эти полеты популярны. Люди хотят испытать новые ощущения. На официальном языке это называется «популяризация малой авиации».

4. Заказ на праздники. Наш вертолет можно заказывать на свадьбу, День рождения или иное торжество. Мы даже помогаем в организации – предоставляем небольшие приятные бонусы (цветы, шампанское), закупили флаги (например, «Поздравляем!»).

Продвижение

Фото с сайта aviapresent.ru
Фото с сайта aviapresent.ru

Мы начали с работы с прессой – заявили о себе, рассказали, кто мы. Только когда о нас узнали, стали себя рекламировать. Заключили договоренности с крупными отелями, например, там распространяются наши буклеты.

Но самая лучшая реклама – это сам вертолет. Когда он прилетает, всем уже интересно и хочется самим попробовать. Были статьи в журналах, которые распространялись в поездах. Но как показала практика, Интернет актуальнее. Иностранцы узнают о нас через сайт.

Также мы:

  • Сотрудничаем с сервисами подарков (компании, которые продают подарочные сертифакты).
  • Устанавливаем билборды в городе.
  • Рассылаем информационные письма.
  • Сотрудничаем с туристическими объектами  – Силичи, Линия Сталина, музей Строчицы, Дудудки, Гольф-клуб, замковый комплекс Мир. Мы заключили договоры и можем работать с вертолетных площадок на их территории.

Расходы

Основные траты при открытии вертолетного клуба – это, конечно, покупка вертолета. Для открытия бизнеса достаточно одного, но его стоимость гораздо выше небольшого самолета. Если небольшой самолет стоит около $30 000 – $40 000, то вертолет обойдется в $420 000 – $660 000.

Фото предоставлено «Авиа-100»
Фото предоставлено «Авиа-100»

В нашем клубе уже три вертолета модели Robinson R44. Это самый распространенный вертолет в мире, считается самым безопасным и экономичным по расходу топлива. Существует две его модификации, они отличаются типом двигателя и грузоподъемностью.

Ежемесячные расходы распределяются так:

  • зарплата персоналу – 30%;
  • содержание вертолетов – 20%;
  • топливо – 20%;
  • аренда офиса – 10%;
  • Реклама и прочие  расходы – 20%.

Стоимость услуг и рентабельность

Час полета стоит для клиента 6,5 млн рублей.

Если мы совершаем обзорные 7-минутные полеты, то берем с каждого человека 350 000. В вертолет помещается 3 пассажира.

Летом компания совершает в месяц 5-6 крупных (от 3 часов) полетов.

Зимой часто летать не получается – погодные условия мешают. У такого легкого вертолета, как наш, есть ограничения по погодным условия. Нет системы антиобледенения, он не может летать в туман и снег. Также не летаем в темное время суток, а день зимой короткий.

Фото предоставлено «Авиа-100»
Фото предоставлено «Авиа-100»

Себестоимость полета зависит от сезона. Менее выгодны – в зимнее время. Необходимо долго прогревать машину, ее сложнее обслуживать – нужно выводить штат в полном составе, чтобы просто подготовить вертолет к полету.

Наиболее рентабельная услуга авиаклуба – обзорные полеты для населения. А в перспективе на первый план должны выйти услуги по обучению и продаже авиационной техники. С этого года мы стали дилером американского производителя вертолетов.

Рентабельность услуг компании в среднем составляет 12%:

  • Полеты – 15%.
  • Обучение – 10%.
  • Техобслуживание – 10%.

Конкуренция

Можно сказать, что сейчас у нас нет конкурентов на рынке. Ранее с нами конкурировал Robinson club, у них был единственный вертолет. Но в 2014 году мы купили их летное подразделение и стали крупнейшей вертолетной компанией в Беларуси.

Есть компании, которые предоставляют такие же  услуги, но на другую аудиторию.

  • Исторический комплекс Панскі маёнтак (Сула). Вертолет они используют для внутренних нужд, для своих туристов.
  • Компания «АИСТ» (aerotaxi.by). Компания ориентирована на зарубежные перевозки и владеет небольшими самолетами.

Нас отличает техника и специализация: самолет очень ограничен площадками, он не может приземлиться просто в городе.

Как я уже говорил, в дальнейшем и мы планируем закупать самолеты. Но не для перевозок, а для учебы.

Фото предоставлено «Авиа-100»
Фото предоставлено «Авиа-100»

Сложности бизнеса

Самое сложное в этом бизнесе – мы очень зависим от погоды. В первую очередь думаем о безопасности, а во вторую – о коммерции. Лучше отменим полет, чем будут опасения о безопасности его выполнения.Снег пошел – мы сидим и ждем. Не теряем заказы, а переносим их.Вторая сложность – жалобы горожан. Всегда найдется тот, кому мешает шум вертолета. Хотя над домами на малой высоте мы не летаем. Например, на нас поступила жалоба, когда мы совершали обзорные полеты на территории «Экспобела». Один из самых крупных белорусских Интернет-порталов написал об этом. Однако в комментариях к материалу были и хорошие отзывы. Люди спрашивали: «А где оказывается эта услуга? А сколько она стоит?». 

Но неприятный осадок остался, к тому же это сильно помешало сотрудничеству с «Экспобелом».

Фото предоставлено «Авиа-100»
Фото предоставлено «Авиа-100»

Отмечу, что согласование полета проводится на основе разрешительного принципа использования воздушного пространства.

  • Мы прорабатываем и согласовываем каждый маршрут. Под Минском полеты ограничены, над Минском – закрыты конкретные зоны (Дрозды, Дворец Республики).
  • Приближаться к запретной зоне ближе чем на 2,5 километра нельзя. На согласование маршрута над городом уходит до недели.
  • В воздушном пространстве может вводиться и запретный режим. Это происходит по разным причинам: например, где-то перемещается правительственный самолет или проходят учения.
  • Запретный режим действует и на согласованные маршруты.

Для сравнения – в Москве пилоту достаточно просто сообщить воздушным властям о полете.

Планы на 2015

1. Мы получили новую лицензию на техническое обслуживание воздушных судов. Теперь сможем обслуживать и вертолеты из-за рубежа. Например, из Смоленска. Им выгоднее работать с нами, чем с Москвой. Стоимость наших услуг на 20% ниже, чем в РФ.

2. Расширение на регионы. Спада клиентов в этом году мы не ожидаем, а наоборот – расширяемся. В этом году  начали оказывать услуги в регионах, работали с Жодино, связались с администрацией города и вместе провели мероприятие на Рождество 7 января. Привозили Деда мороза, Снегурочку на театрализованное представление, катали людей. Будем сотрудничать и дальше, планируем совместные мероприятия на весь год.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Дмитрий Филимончик18.03.2015

Интересный материал...Добавить бы еще небольшой блок об обеспечении безопасности полетов, например - контроле качества горюче-смазочных материалов.

Платный контент