Войти
  • 1,97 USD 1,9739 -0,0007
  • 2,1 EUR 2,0967 -0,0295
  • 3,12 100 RUB 3,1207 +0,0052
Личный опыт
«Про бизнес.» 17 апреля 2015 1

Как белоруска, немец и американец познакомились в Кении и запустили там бизнес – MARAMOJA

Путешествие в Кению закончилось для веб-дизайнера из Минска началом собственного бизнес-проекта. Своей историей работы на африканском рынке и мыслями о том, какие ниши здесь могут представлять интерес для белорусских предпринимателей, делится основатель сервиса MARAMOJA (приложение для заказа такси) Полина Казак.

Фото из личного архива Полины КазакФото из личного архива Полины КазакФото из личного архива Полины Казак
Фото из личного архива Полины Казак

– После окончания БГУ я переехала в Санкт-Петербург, где и работала. Когда у меня перестало получаться совмещать работу и путешествия, я ушла во фриланс. Вместе с этим я решила открыть для себя новое направление путешествий – Африку.

Два года назад я впервые побывала в Кении. Проблемы с транспортом в этой стране  подтолкнули к тому, чтобы создать приложение для заказа такси. На кенийском рынке для этого были все предпосылки.

Выбор бизнеса

Путешествуя по Кении, мы сами столкнулись с проблемами – в стране нет общественного транспорта.

Для передвижения варианта только три: такси (это хоть и дорого, но самый доступный вариант), личное авто и частное маршрутное такси (это очень неудобный вид транспорта: машины старые, а водители ездят очень рискованно. К тому же, в салоне почти не бывает свободных мест).

Фото из личного архива Полины Казак
Фото из личного архива Полины Казак

Если вы заказываете такси через диспетчера, то он присылает вам автомобиль, находящийся максимально далеко от вас, чтобы больше заработать (оплачивать нужно весь путь водителя от момента вызова такси – до доставки вас по нужному адресу). Поэтому такси через диспетчера почти никто не заказывает. У людей есть свои 2-3 проверенных водителя, к которым они обращаются. С незнакомыми клиентами водители стараются не ездить, так как боятся, что под видом клиента к ним сядет преступник. Клиенты не доверяют водителям по той же причине.

Идея автоматизации личных и очень близких взаимоотношений водитель–пассажир показалась нам невероятно актуальной. Для этого мы решили создать мобильное приложение.

Мы запатентовали нашу бизнес-модель и теперь мы единственное в мире socially-powered transport app.

Вот в чем она заключается:

1. В Кении нет рынка такси, но есть своя особая культура, базирующая на доверии, лояльности и личных взаимоотношениях.

2. Люди в Кении хотят ездить только с водителями, которым они могут доверять наверняка. Поэтому с помощью нашего приложения вы можете найти своего любимого водителя или водителя, рекомендованного вашим близким другом, путем нажатия пары кнопок.

Появление MARAMOJА

Сервис, который мы назвали MARAMOJА появился в марте 2013 года, когда я встретила американского партнера Джейсона Эйсена. Его работа была связана с постоянными командировками из США в Африку, так что он стал у нас CEO.

В сентябре 2014 года мы нашли третьего партнера – немца Бастиана Бланкенбурга, который женился на кенийке и переехал сюда. Это опытный программист и доктор наук, он стал CTO.

Я занимаю должность креативного директора.

Скриншот приложения MARAMOJA
Скриншот приложения MARAMOJA

Что до инвестиций, то оценить их общий объем сложно. Сначала мы не работали над сервисом full-time и занимались им в свободное время. Вкладывали туда деньги, которые зарабатывали на других проектах. Потом вкладываться начали родные и друзья. Сейчас мы уже близки к привлечению очень серьезных инвестиций и переходим в стадию активного поиска. Мы открыты к переговорам на эту тему и планируем найти инвестора в течение следующих трех месяцев.

Структура наших затрат была примерно следующая:

  • Разработка приложения. Техническая часть.
  • Документы и визы.
  • Затраты на зарплату персоналу (мы, трое директоров, зарплату все еще не получаем).
  • Затраты на обучение водителей. Не все из них продвинутые пользователи и умеют пользоваться приложениями.

Как зарабатывает MARAMOJA

В нашей системе самая дорогая поездка из одного конца Найроби в другой может обойтись вам примерно в $32.

Если брать такси в городе самостоятельно, то стоимость поездки может составить от $50.

Фото сайта whiteafrican.com
Фото сайта whiteafrican.com

Снизить цену нам удалось за счет того, что водителю не нужно возвращаться в точку, где он обычно ждет клиентов. Через MARAMOJA у него есть возможность взять следующий заказ сразу после предыдущего в том районе, где он сейчас находится.

Мы берем только 10% от каждой поездки, остальные 90% остаются у водителя. Наша главная задача – не урвать как можно больше денег здесь и сейчас, в Кении, а развить бизнес и прийти в другие африканские страны, после чего брать свое за счет масштаба.Рынок такси в Кении велик, однако оценить его объем более или менее точно сложно. Особенно из-за того, что невозможно посчитать тысячи нелегальных водителей. Исходя из тех исследований, что проводили мы, можно предположить, что ежедневно в Найроби такси заказывают 50 тыс. раз.

Еще одна проблема: в Кении многие таксисты не владеют собственным автомобилем. Купить машину – это их большая мечта, однако таксист водит собственный автомобиль бережнее, чем арендованный, что, в свою очередь, уменьшает количество опасных ситуаций на дороге. Поэтому мы нашли партнера, предоставляющего кредиты нашим водителям на льготных условиях. Это позволяет им купить машину намного быстрее, чем при попытках заработать на нее самостоятельно. Соответственно, водители заинтересованы работать лучше.

Сейчас мы планируем запустить два новых направления:

  • Сервис заказа внедорожников для корпоративных клиентов, которым нужно выезжать за город.

  • Заказ мототакси для того, чтобы избавить клиентов от необходимости стоять в пробках. Мототакси в Найроби много и это большой рынок.

Наша практика показала, что Африка – это огромный рынок, развивающийся очень быстро. И этот рынок очень голоден до новых сервисов и современных технологий.

Бизнесмены с багажом знаний и опытом могут легко понять, чего здесь не хватает и найти для себя ниши.

Что нужно учитывать при запуске бизнеса в Кении

Открытие бизнеса в Кении начинается с получения инвесторской визы. Для этого необходимо показать, что вы привели в страну не менее $100 тыс. Деньги должны быть на вашем банковском счете. Все деньги на старте тратить необязательно. Можете просто одолжить нужные $100 тыс. и затем их вернуть.

Найроби. Фото из личного архива Полины Казак
Найроби. Фото из личного архива Полины Казак

Сама инвесторская виза вам обойдется в $2 тыс. на два года с человека. И вас обязательно попросят доплатить еще $1 тыс. за человека для ускорения процессаВ Кении все решают личные знакомства. Если вы знаете правильных людей, то все можно делать быстро. Мой совет: сразу же обрастайте знакомствами. Они позволяют решать вопросы быстрее даже без денег. Мы принципиально решили не давать никаких взяток, поэтому все процедуры занимают много времени. Предсказать время прохождения формальностей в таком темпе невозможно. Ни свое, ни ваше время для кенийцев не является ценностью. Поэтому они многое откладывают на завтра.

Список примерных затрат на открытие бизнеса в Кении:

1. Аренда: рабочее место от $320 за 10 м2. Офис площадью 557м2 – $4500.

2. Подбор свободного имени для компании – $1 за имя.

3. Разработка устава компании – от $50.

4. Регистрация ООО – от $8,5.

Какой бизнес станет успешным в Кении

Экономику страны сейчас двигают:

  • Инвестиции в инфраструктуру
  • Мобильные платежи
  • Сельское хозяйство
  • Розничная торговля

Развитию бизнеса способствует растущий  рынок:

1. Средний класс в Кении растет: в Найроби это 1,5 млн человек (население города – около 3,2 млн человек на 2010 год).

2. Качество мобильной связи и ее проникновение – одно из лучших на континенте. Очень популярны смартфоны.

3. Сами кенийцы позитивно относятся к современным технологиям и активно их используют в повседневной жизни.

Фото из личного архива Полины Казак
Фото из личного архива Полины Казак

Очень быстро растут сферы ИT, финансов и телекоммуникаций. Например, в стране работают такие компании, как Ushahidi, OkHi, Ubuntu.

Есть несколько важных особенностей, которые делают ведение ИT-бизнеса в стране особенно привлекательным:

1. Высокая популярность мобильных платежей. Африканцы почти не пользуются кредитными картами и не носят при себе наличные. Только у 4% населения Кении есть счет в банке. Приход системы мобильных платежей M-PESA полностью перевернул экономику страны. С помощью нее теперь оплачивается все: товары, услуги, счета в ресторанах, стрижка в парикмахерской и т.д. Даже у фермера в самой глухой деревне будет счет в этой системе.

2. Повсеместный мобильный Интернет. Интернетом в Кении пользуется  более 47% населения (более 21 млн человек). 99% интернет-пользователей заходят в сеть через свой телефон. Часть, конечно, пользуется еще планшетами и компьютерами, но мобильный интернет использую почти все.

3. Безумная популярность SMS. Сообщения здесь используются для решения большинства вопросов. SMS-приложения охватывают все сферы жизни в Кении: от платежей до решения бюрократических вопросов.

Запускать, в первую очередь, нужно все, что связано с E-commerce и современными технологиями. Интернет вещей в Кении тоже есть, но он пока представлен слабо.

Фото сайта spaceappschallenge.org
Соревнование разработчиков мобильных приложений в Найроби. Фото сайта spaceappschallenge.org

А еще здесь до сих пор нет ресторана с русской/белорусской/украинской кухней...

Если вы решили работать в Африке, то изучайте местную культуры и менталитет.

У африканцев есть свое представление о мире и свои привычки, культура, поэтому реализовать западный бизнес-план без учета местной специфики не получится. Здесь все будет строиться через личные контакты и общение с местными.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Alina Rudina22.04.2015

На матату - кенийские маршрутки и автобусы - реально страшно смотреть, так они гоняют. Там очень своеобразные представления о езде. Мне в Найроби вызывали такси с уже знакомыми водителями и раз я рискнула словить такси сама, когда нужно было срочно попасть из одной точки города в другую, и всё было нормально, но не уверена, что стала бы испытывать судьбу и дальше, так что подобный сервис там должен быть востребован

Платный контент