Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,28 USD 3,2757 -0,0052
  • 3,5 EUR 3,4954 +0,0027
  • 3,48 100 RUB 3,4772 +0,0001
  • 10 CNY 4,5146 -0,0084
Личный опыт «Про бизнес» 25 сентября 2014

6 бизнес-опытов Сергея Левина с его собственными комментариями

Сергею Левину удается реализовывать амбициозные проекты в совершенно различных отраслях: торговля потребительскими товарами, производство пива и соков, инвестиционно-банковская деятельность, выпуск товаров бытовой химии и косметических средств. «Про бизнес.» изучил интервью бизнесмена, чтобы лучше понять его путь и подходы, которых он придерживается в бизнесе.

Фото с сайта businessflex.by

1. О первых шагах в бизнесе

«1993-94 годы – прекрасное, хотя и жесткое время. Не только страна искала свое место в мире, но и люди заново искали себя в жизни. Все вокруг уже казались «великими бизнесменами», а мы с друзьями только начинали. Денег не было, точно помню, как иногда мы делили пачку сигарет на троих. Зато нам удалось получить какой-то безумно большой кредит в белорусском банке. Мы не знали, куда его деть, но взяли. Пытались купить МАЗы, трактора, телевизоры, но все это уже было занято. Единственное, что нам удалось найти, были пианино «Беларусь» борисовского завода, три вагона. Друзья пустили нас к себе в офис, и там, в курилке, где мы все тусовались, нам просто по-человечески давали денег на оплату процентов банку… Эти люди, с которыми мы тогда делили сигареты (а сегодня они, может, и сигаретную фабрику купить могут), нам очень помогли. Я иногда встречаюсь с ними, и это очень радостно».

«Я встретил товарища, с которым мы учились в Петербурге, а его друг был секретарем комсомольской организации в гостинице «Международной», у компании «Марс» там был офис… В результате мы стали официальными дистрибьюторами компании. Покупали шоколадки, растамаживали, сертифицировали, занимались представлением в магазинах, доставкой, много брали на себя волонтерской работы по развитию брэнда и так далее... Организация бизнеса, видение, стремления, риски – мы, как губка, впитывали знания от компании «Марс». На мой взгляд, одной из лучших в мире. Затем оборот у нас стал сотни тысяч долларов в месяц, на фирме работало 40–50 человек… Но мы не знали, что будет дальше. Продаем мы сегодня эти шоколадки, и что? Мы спекулянты или мы серьезные бизнесмены?».

2. О вере в «Сябар» и командной работе

«В 2001–2002 году я решил, что нужно строить свое производство. Правда, в мою идею с пивзаводом никто не верил, это было нереально. Но у нас получилось! Я привлек инвестора, друзей, которые занимались пивоварением в России. Мы, проведя переговоры с правительством, приобрели пивоваренный завод в Бобруйске за большие деньги и вложили еще в 10 раз больше. Тогда мой бизнес перешел на другой уровень. Пивзавод «Сябар» – это был красивый, смелый проект. Я бы сказал, самый яркий проект того десятилетия. Потом появились такие, как мы, и каждый делал что-то в своей сфере. Согласитесь, жизнь в Беларуси значительно изменилась за последние десять лет. Кто-то открыл ресторан, кто-то работал в больнице, кто-то занимается общественной работой».

«Когда-то я сидел на Сейшелах, смотрел на закат, на Индийский океан… И подумал — «Сябар». Тогда не было Интернета, и я не знал, как связаться с Беларусью, и мне говорили «у нас и страны такой в справочниках нет». Когда мне нужно было узнать, как дела в бизнесе, я звонил маме в Америку, она звонила в Минск».

«Стиль руководства у меня суровый. Важно создать команду, но я становлюсь ее лидером, и беру на себя всю ответственность, задаю темп, тон, ставлю задачи. В «Сябре» работала команда белорусов, единомышленников, но я был лидером. У всех бывают спады и подъемы, я себе такого позволить не мог. Эти годы пролетели, как один день, я работал практически без выходных. И если мне был кто-то нужен, я не думал, выходной день сегодня, утро или вечер. Мы не «пережимали», но, поймите, все жили результатом, всем нравился проект. Мы старались и материально вознаграждать людей, чтобы им хотелось идти на работу. Но тогда многие вещи делались интуитивно».

3. Об амбициях «Старой крепости»

«Если, покупая «Дедново», мы не ставили перед собой задач стать монополистами на пивном рынке страны, то в случае с консервным заводом такие задачи имеют место. Мы собираемся организовать реальный импортозамещающий проект. Соки будут выпускаться в стеклянной, картонной и пэт-таре. Работа будет организована как на местном, так и на привозном сырье.

Социальная значимость такого проекта не подлежит сомнению: белорусы потребляют гораздо меньше соков, чем это необходимо для нормального сбалансированного питания. А потом, согласитесь, жителям нашей страны, имеющим весьма скромные доходы, накладно покупать импортные соки с двойной, а то и с тройной ценовой накруткой».

4. О Renaissance Capital в Беларуси и инвестициях

«Мы достаточно много работаем: мы – первый в стране инвестиционный банк, который начал делать аналитическую отчетность по Беларуси. Это серьезная работа; мы пока выпустили только первый отчет за прошлый год, и он пользуется спросом у международных инвесторов. Аналитическая отчетность – это первое, что необходимо инвестору, прежде чем прийти на какой-то рынок».

«Я могу предположить, что у местных инвесторов недостаточно денег, но они спокойно могут привлечь капиталы, и подобных случаев в Беларуси достаточно много. С другой стороны, я могу назвать не менее десятка белорусских компаний, у которых финансовые технологии, маркетинговые технологии, управление персоналом развиты не хуже, чем у западных компаний. То есть мы видим, что перетекают не только деньги, но и технологии из страны в страну, и люди ими овладевают все больше и больше. Поэтому я считаю, что белорусский частный бизнес способен инвестировать ресурсы в развитие отечественной экономики».

5. О брендировании продукции «Сонца»

«Когда мы вели переговоры по «Сябру», то это был функционирующий завод. Когда приобрели – он уже не работал. Для «Старой крепости» мы, можно сказать, приобрели площадку, которую лишь с большой натяжкой можно назвать работающим предприятием. Я думаю, это один из факторов, почему наши проекты так легко проходили. В Осиповичах мы покупаем просто здание, огромный производственный комплекс».

«Это будет особый продукт. Все делается в Беларуси, и все – высочайшего качества. На упаковке, в рекламе все будет только по-белорусски, чтобы подчеркнуть, что это – белорусский продукт и мы уверены в его качестве».

6. О проекте «Лен», который так и не состоялся

«Мы решили внимательнее приглядеться к тому, что не получается у государства в сельском хозяйстве. Если быть честным, то следует признать, что государству упорно не удаются проекты в льняной отрасли и производстве плодоовощной продукции... Мы проанализировали работу 46 белорусских льнозаводов, выяснилось, что большинство из них абсолютно неэффективны. Поняв, что скорее всего у государства еще долго не получится вывести эту отрасль из кризиса, мы решили попробовать взяться за этот проект».

«Если говорить о бизнесе, то признаюсь честно: все проекты, которыми я занимался и занимаюсь в Беларуси, успешны. Но во всех них я обречен быть максимум номер один в Беларуси. С ними я точно не могу никогда стать номером один в Европе или мире. А вот со льном я с первых дней могу стать номером один в Беларуси, через короткое время – номером один в Европе и еще через достаточно понятное для меня время – номером один в мире. Конечно, для бизнесмена это приятные амбиции. Это проект, которым можно заниматься всю жизнь и который можно оставить детям. Поэтому мы в него влюбились».

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.