Войти
Личный опыт
«Про бизнес.» 22 июня 2015

Как и чем зарабатывает сейчас частный полиграфический бизнес – опыт типографии АКР

Сколько стоит запуск небольшой типографии. Как формируется цена на рекламную печатную продукции. Что происходит сегодня на рынке полиграфических услуг и как он меняется. Рассказывает Алексей Ивановский, коммерческий директор типографии АКР.

Алексей Ивановский. Фото Анастасии Бондарович
Алексей Ивановский. Фото Анастасии Бондарович

– Как и многие типографии, АКР открылась как рекламное агентство. Отсюда и название – Агентство Креативных Решений. Занимались мы тогда в основном выставками. Цветной лазерный принтер, который иногда мы задействовали в работе, скорее был дополнением к основной деятельности.

Потом, естественно, возникло понимание, что выставки вещь сезонная, а кушать хочется всегда. Так в 2008 году наша компания заработала как типография.

Специфика бизнеса

Есть две большие проблемы нашего производственного бизнеса – размер инвестиций и высокая стоимость специалистов на рынке.

1. Качество продукции зависит от квалификации печатника, а хорошие специалисты стоят дорого – более $700 зарплаты в эквиваленте. Офсет очень чувствителен к нюансам, внештатные ситуации случаются всегда – специалист должен быть к ним готов.

Фото с сайта kba-print.ru
Фото с сайта kba-print.ru

2. Больших вложений в первую очередь требует сам процесс производства. Это очень ресурсоемкий бизнес. Хорошее оборудование стоит десятки тысяч долларов. И даже лизинговые схемы покупки очень рискованны из-за высоких процентных ставок.

Составлять какие-либо бизнес-планы в нынешних условиях очень наивно. Прогнозировать рынок, когда постоянно и быстро меняются условия игры, практически невозможно. Все риски полиграфического бизнеса связаны с состоянием экономики. Если деловая активность падает, то одни из первых, кто это чувствует – рекламщики и полиграфисты. Бизнес начинает экономить сначала на рекламе, потом на персонале… Потом  приходит осознание, что без рекламного бюджета продаж вообще нет, и компании снова вбрасывают деньги в рекламу. Но на этот раз уже печатают не 50 тысяч флаеров, а сначала 5 тысяч, потом 10, затем 15.

Сегментация услуг

Сегментация печатных услуг конкретной типографии зависит от ее оборудования и квалификации персонала. Азы экономики говорят, что компании, которые фокусируются на отдельных товарных группах, получают большую прибыль. Но в нашем бизнесе это не всегда так.

  • Если у типографии узкая сфера услуг, в условиях спада производства, а также из-за переориентации многих рекламных кампаний в Интернет это может «убить» бизнес.
    Здесь важно проявлять гибкость и быстро перестраиваться в изменяющихся условиях.
  • Это сезонный рынок. Например, в начале года пользовалась спросом листовая продукция (листовки, флаеры, буклеты). Сейчас в портфеле много каталогов.
  • Сам по себе полиграфический бизнес – производство ограниченных индивидуальных партий. «Чужие» листовки и визитки никому не нужны.
  • Широкую линейку услуг и продуктов иметь не всегда выгодно. При этом, в полиграфическом бизнесе есть, например, визитки. Цена на них сверхдемпинговая. Эта позиция нужна скорее для рекламы. Все печатают их, понимая, что сегодня клиент заказал визитки, а через полгода может прийти за каталогами.
Фото с сайта astra2.ru
Фото с сайта astra2.ru

Балластом являются услуги, которые отнимают больше всего ресурсов на условно 1 заработанный рубль. Но вместе с тем, нужно понимать, что сейчас не время, когда можно «перебирать харчами». Если «неудобная» для работы товарная позиция приносит доход, то к черту неудобства! Разобрать по составляющим можно все – найти причину неудобства и устранить ее. Наша типография занимается тем, что востребовано на рынке. Мы сами производим продукцию и можем гибко подходить к запросам клиентам. Важнее не то, что мы можем делать – а то, в какие сроки и за какой бюджет. Одно из наших УТП – оперативная офсетная полиграфия. Например, офсетную листовую продукцию (листовки, буклеты, лифлеты) тиражами до 10 000 экземпляров мы можем делать за сутки. Часто это важно, особенно если рекламная активность у клиента уже запущена. Причем мы специально не сильно поднимаем цену за оперативность исполнения заказа.

Что сейчас происходит на рынке

Я бы описал сегмент оперативной полиграфии по всему рынку таким образом:

  • Малые тиражи – до 2-3 тыс. экз.
  • Средние – до 10 тыс.
  • Крупные – свыше 10 тыс.
  • Производство упаковки

В Минске около двух десятков крупных компаний. По понятным причинам называть их не буду.

Себя к крупным типографиям мы не относим. По количеству персонала мы – малый бизнес. Но мы берем заказы и на малые тиражи, и на продукцию до 20 000 экз., и на оперативную печать. Наше оборудование позволяет оказывать услуги, которые можно охарактеризовать как «оперативный офсет».

У крупных компаний – свои головные боли. Сейчас 100 000 экземпляров мало кто печатает. Получается, что даже большие типографии, где работает много сотрудников, начинают сдвигаться в малый сегмент (к малым тиражам). А там совсем другие условия. Более того, многим крупным заказчикам становится выгоднее печатать в России. Цена примерно та же, но договориться легче. Кроме того, в РФ типографиям гораздо проще оснаститься технически (за счет более низких процентов по кредитам и лизингу).

Полиграфический рынок нашей страны достаточно узок. И сейчас наблюдается еще одна тенденция – производители продукции активно выжимают с рынка посредников (они не имеют собственного оборудования, занимаются поиском заказов, а потом их размещением в типографиях).

И если ранее крупным типографиям выгоднее было работать с посредниками-рекламщиками, то теперь все стараются иметь дело с заказчиком напрямую. Работать с посредником опасно как для типографии, так и для клиента.

Фото с сайта vashposrednik.com
Фото с сайта vashposrednik.com

Вспомним испорченный телефон. Типография рискует неверно интерпретировать пожелания клиента, а клиент не может контролировать процесс вплоть до производства. Естественно, посредник не пригласит клиента на приладку (настройку печатной машины) перед тиражом.

Еще одно наблюдение: чем индивидуальнее и сложнее заказ, тем меньше на рынке конкурентов. Например, в листовой печати конкуренция очень плотная. Но если же речь идет о сложном продукте (эксклюзивный каталог, блокнот, ежедневник) – многие типографии за него не хотят браться. Это связано с тем, что чем крупнее организация, тем важнее для нее стабильный денежный поток, а не высокая норма прибыли с одного заказа. И здесь есть шанс для начинающих типографий.

Персонал

Количество сотрудников в нашей типографии зависит от сезона и экономической ситуации в стране. В зависимости от количества заказов, в хорошее время мы берем больше печатников и заново формируем отдел продаж. Для «ручной» работы полезно иметь список людей – тех же студентов, которых можно позвать на подработку. Сейчас же нам хватает 10 человек:

  • Директор
  • Коммерческий директор
  • 3 печатника
  • 3-4 человека в постпечатный отдел

Бухгалтерия на аутсорсе.

В первую очередь, небольшой штат связан с высоким уровнем автоматизации основного оборудования. На нашей офсетной машине комфортно справляется 1 печатник. Тогда как во многих типографиях нужен 1 печатник и 1-2 помощника. Формы для офсетной печати делает сама печатная машина, поэтому мы не нуждаемся в еще одном участке с дорогим оборудованием для формы и еще 2 людьми в штате.

Таким образом, на участке офсетной печати мы вместо 5-7 человек нанимаем 1-2 (в зависимости от сменности). Кроме того, активно используем кооперацию с другими компаниями.

От дизайнеров мы отказались. Это одна из самых сложных тем в полиграфическом бизнесе. Очень многие приходят с курсов веб-дизайна и абсолютно ничего не понимают в полиграфии. К тому же, у дизайнеров присутствуют недостатки творческих людей. Мне не нужен сотрудник, который встает в 12 утра. Допечатная подготовка очень отличается от обычного дизайна. Если в другой ситуации фотошоп подходит (например, в веб-дизайне и обработке фотографий), то здесь категорически нет.

Если мы получаем такое изображение от заказчиков, то переводим его в растровое, работаем в формате tiff.

Фото с сайта art-optimus.com.ua
Фото с сайта art-optimus.com.ua

Допечатную подготовку я делаю сам.

После декабря 2014 произошло массовое перераспределение кадров. Некоторые думали, что перейдут на новое место с повышением, а перешли чуть ли не на меньшую сумму. Все крупные типографии резко сократили штат, некоторые вообще закрылись. К нам стали массово обращаться соискатели. Они находили даже объявления полугодовой давности. Так что у нас уже есть выбор квалифицированных кадров для найма к осеннему сезону.

Привлечение и удержание клиентов

Естественно, в домохозяйствах визитки и каталоги не нужны. Поэтому типография всегда обслуживает либо бизнес, либо государственные учреждения.

У типографий с заказчиками сложные отношения. Одни не могут соблюсти сроки сдачи макета. И нам, в свою очередь, становится сложно успеть выполнить заказ. Если мы говорим, что «постараемся выполнить срочный заказ в срок», то заказчики воспринимают это как обязательство. И когда случается просрочка +2 часа вместо +5 дней (если бы заказ был не срочным), возникает конфликт.

Но бывают заказы, когда понимаешь: будем делать ночью, но сделаем. И заказчики это ценят. А если людям очень важно, чтобы все было сделано в срок как минимум (не говоря уже о том, чтобы это было качественно), то работать с ними комфортнее всего. Они соблюдают срок по оплате, выполняют требования к макетам, и ты понимаешь, что ради таких заказчиков можно взять и успеть. Хотя сделать это очень трудно.

Поиск новых клиентов ведется такими способами:

1. Контекстная реклама и поисковое продвижение. Забирает большую часть рекламных бюджетов.

Отмечу также особенность рекламных сообщений, которые составляют типографии. Большинство из них предлагает набор распространенных услуг и индивидуальный подход к клиентам. И на чем именно акцентировать внимание в рекламе – непонятно. В итоге, у некоторых получаются общие фразы вроде «оперативная печать, выгодные цены».

Но если писать «приходите, всем скидка 10%» – клиенты придут. Но скидку придется давать даже на высокомаржинальные заказы.

2. Партнерские мероприятия. Здесь нужно понимать, что в таких кампаниях существует отложенный эффект. Продвижение – скорее работа на бренд и перспективу, нежели на сиюминутные продажи. Бывали случаи, когда люди приходили через год или более.

Кроме того, участие в качестве партнера делового мероприятия работает как последний аргумент – если чаши между твоей компанией и конкурентом уравновешены. Потенциальные заказчики могут посмотреть на статус типографии и мероприятия, которое она поддерживала. Репутация в полиграфическом бизнесе очень важна.

Фото с сайта acs.asksoft.net
Фото с сайта acs.asksoft.net

У организаторов каждого мероприятия есть собственное видение, на каких условиях предлагать партнерство. Но общий принцип такой: разработан пакет участника (его предлагает организатор) и перечень продукции и услуг, которые могут произвести/оказать типографии (флаеры, плакаты и проч.). И в зависимости от объема работ, который может выполнить типография, «уравновешивается» и статус партнерства.

Иногда есть продукты, которые неудобны большинству типографий, и они от них отказываются. К ним относятся продукция с переменными данными (например, именные бейджи) или с большой долей ручной работы (продукция, под которую не «заточен» конвейер/которая требует перенастройки машины либо ручного труда – например, треугольный календарь машина изготовить не может). И у небольших типографий есть шанс стать партнером статусного мероприятия на более выгодных условиях.

3. Рекомендации, личные связи. На цены, естественно, люди смотрят. Но если предлагать среднерыночную – дальше начинают играть неценовые факторы.

Ценообразование

Полиграфический бизнес – это производственный бизнес. Соответственно, он сопряжен с материалоемкостью (бумага, расходные материалы, энергия) и высокими затратами на аренду и штат сотрудников.

Ценообразование в полиграфии сильно зависит от сегмента. В оперативной полиграфии доходность выше, в длинных контрактах она минимальна.

Структура конечной цены в полиграфических компаниях в Минске

Данные в таблице не претендуют на точность, а скорее отражают структуру рынка. И пусть не смущает снижение добавленной стоимости  у крупных типографий. В абсолютных цифрах (рублях) суммы, естественно, будут расти слева направо – генерация дохода происходит за счет контрактов большей стоимости.

В регионах дороже материалы, но дешевле аренда и персонал.

После резкой перестройки рынка в декабре прошлого года мы сейчас выходим в ноль и выжидаем, чтобы пережить кризисные времена. Но при этом развернуть прежние объемы производства мы можем очень быстро. Точка безубыточности в современных условиях – это не результат, а процесс. На нее нужно выходить каждый месяц (в течение месяца).

Многие компании сейчас поставили на то, чтобы сохранить производство и персонал. Речь идет не о заработке, а выживании. Поэтому важнее не норма рентабельности, а стабильный денежный поток. Лучше работать в ноль, чем по месяцу с перерывами.

Ведь, помимо аренды, есть лизинговые платежи, люди стоят денег – нельзя специалистов растерять. Если они посидят недели две без работы (в отпуске, отгуле и прочее), то найдут сначала подработку. А потом и вовсе уйдут. Здесь есть хорошая аналогия с Алисой в Зазеркалье: чтобы оставаться на месте, надо быстро бежать. Именно для этого мы и берем длинные заказы. Это позволяет проще планировать загрузку производства и минимизировать простои, несмотря на низкую доходность.

Что нужно для открытия типографии

1. Чтобы «почувствовать» этот бизнес, для открытия небольшой типографии достаточно $2000-3000. Такая «типография» будет просто оказывать посреднические услуги (поиск заказов и размещение их в других типографиях). Суммы хватит на:

  • Зарплату одного или двух учредителей
  • Аренду помещения – подойдет даже место в коворкинге
  • Транспортные расходы, чтобы набрать заказы

2. Если полиграфический бизнес понравится, можно открыть цифровой печатный салон. Такой компании дополнительно потребуются $15 000-20 000:

  • Машина начального уровня (на б/у рынке ее можно найти за $1000)
  • Офис
  • Найм печатника и сотрудника на послепечатные работы (резка, сшивка, склейки и прочее)

3. И наконец, для запуска офсетного производства нужно более $100 000.

Фото с сайта dedaldesign.ru
Фото с сайта dedaldesign.ru

Наша типография росла именно так: сначала у нас был цветной принтер, а большие заказы мы отдавали другим компаниям. Потом мы заметили, что доля больших заказов увеличивается и надо что-то делать. Стало обидно отдавать большую часть заработка другой компании. И мы запустили офсетное производство.

Требования к помещению

Исходя из сегмента, предъявляются следующие требования:

  • Размер помещения зависит от назначения. Чаще помещений несколько. Например, в печатном цехе тон задают машины и требования к их размещению (расстояния от стен и технические проходы), а также нормы противопожарной и электробезопасности. У переплетного цеха – свои требования. Кроме того, схема размещения оборудования должна учитывать и удобство перемещения материалов и полуфабрикатов (на поддонах и тележках). Т.е. проходы должны быть достаточно широкими.
  • Тип здания (офисное либо промышленное). Если в помещении работают люди, то его возможности резко сокращаются. Многие типографии по этой причине вынуждены искать промышленные здания. Но, к примеру, мы не смогли снять помещение на велозаводе, потому что перекрытия не выдерживали вес печатной машины.
  • Расположение (предпочтительнее, конечно, в центре).
  • Технические характеристики. Не во всяком здании можно получить требуемые энергоресурсы. У одной печатной машины мощность 7 кВт.

Помещение чаще берут в аренду. Это как с квартирой – конечно, всегда хорошо купить свою, но с точки зрения некоторых видов  бизнеса, в т.ч. полиграфического, это неправильные инвестиции.

Фронт-офис (для клиентов) тоже нужен далеко не всегда. Если типография работает в основном на розничном рынке, ей, конечно, понадобится презентабельный офис. Клиенту важно прийти в хорошо обставленный кабинет, где ему уделят достаточное количество времени, чтобы оговорить все детали заказа.

Мы сейчас работаем в основном с крупными заказчиками и рекламными агентствами, и этой категории клиентов важнее иное: качество, сроки, цена.

Наличие фронт-офиса автоматически увеличивает стоимость продукции, а нашему клиенту важно сохранить эти деньги.

Советы тем, кто задумывается об открытии типографии

Фото с сайта huss.com.ua
Фото с сайта huss.com.ua

1. Неплохо бы поработать в крупной типографии – как в производстве, так и в продажах, чтобы почувствовать рынок «руками».

Самая крупная ошибка новичков – приход в полиграфический бизнес без опыта работы. Это стоит серьезных денег и репутации. Если сначала покупается оборудование, то потом может выясниться, что либо рынок в этом сегменте плотный, либо оборудование не то. Либо не все так сладко в реальности, как на бумаге.

2. Найти свою нишу.Молодым компаниям я бы посоветовал обратить внимание на послепечатные услуги (отделка, сшивка, сборка продукции).Многим крупным типографиям такие работы выполнять неудобно, и они с удовольствием отдадут часть работ на сторону. А для начинающей компании иметь 2-3 стабильных заказчика и встроиться в их производственный цикл – залог стабильности.

3. Иметь свое уникальное предложение. Даже если у всех все то же самое, что и у вас – нужно вкладываться в сервис или в соблюдение сроков. В конце концов, опытный клиент работает не с тем, у кого дешевле, а с кем ему удобно и комфортно.

4. Определить путь развития бизнеса хотя бы в общих чертах (согласно сегменту рынка, например). Это позволит вдумчиво подходить к вопросу покупки оборудования и найма специалистов – с прицелом на будущее.

Перспективы же лежат в диверсификации рынка. Мы все больше начинаем работать с российскими компаниями-заказчиками. К счастью, изготовление продукции в нашей компании все еще дешевле, чем в РФ. Даже с учетом логистики.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент