Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,28 USD 3,2757 -0,0052
  • 3,5 EUR 3,4954 +0,0027
  • 3,48 100 RUB 3,4772 +0,0001
  • 10 CNY 4,5146 -0,0084
Финансы «Про бизнес» 22 октября 2015

Как реалистично оценить бизнес до его открытия. 5 советов Ольги Иваненко

Почему бизнес-плану не всегда можно доверять. Что надо учитывать в расчетах, начиная свой проект. Рекомендациями делится наш эксперт Ольга Иваненко, учредитель бухгалтерской компании «БизнесСтарт».

Фото с сайта chopard.ruФото с сайта chopard.ruФото с сайта chopard.ru
Фото с сайта chopard.ru

– Разумеется, при открытии бизнеса крайне важно провести качественное финансовое планирование. И браться за новое дело, только если есть уверенность, что вложенные средства не пропадут, а со временем помогут заработать.

Можно, конечно, послушать совет Ричарда Брэнсона и действовать по принципу «к черту все, берись и делай». Но в случае провала Брэнсон вряд ли вернет вам деньги и время, потраченные на реализацию утопичной идеи.

Фото с сайта uarp.org
Фото с сайта uarp.org

Предлагаю несколько советов, которые помогут оценить бизнес еще до того, как вы успели вложить в него средства.

1. Помните, что хороший бизнес-план – еще не залог успеха

На самом деле я не против бизнес-планов. Но, как правило, бизнес-план – это финансовые расчеты. Если вы обращаетесь к экспертам, они проводятся на основе сведений, предоставленных заказчиком.

Среди них:

  • Объем рынка
  • Информация о продукте
  • Постоянные затраты (аренда, зарплата и т.д)
  • Переменные затраты (транспорт, реклама и т.д.)
  • Маржинальность 

Дело в том, что эффективность бизнес-плана заметно снижается, когда в сборе данных участвуют только заинтересованные лица. 

Экспертная финансовая оценка бизнес-идеи – несомненно, полезная вещь. Но она сможет снизить ваши риски до 20%, не более.

Пример: Производственная компания решила запустить линию по производству укупорочной крышки для бутылки. В части финансовых расчетов идея была очень привлекательна: у компании имелось универсальное оборудование, и для выпуска нового продукта нужно было докупить только оснастку стоимостью $60 000. Для предприятия это было приемлемо.

Однако при внимательном изучении рынка оказалось, что есть факторы, которые делают реализацию идеи невыполнимой. В частности, выяснилось, что по техническим критериям новый продукт подходит только 3 из 20 планируемых покупателей.

Фото с сайта lenprodmash.ru
Фото с сайта lenprodmash.ru

В связи с этим я рекомендую для оценки эффективности бизнес-идеи обратиться к специалисту, который не пребывает в эйфории и сможет объективно рассмотреть не только финансовую информацию. Его задача – ответить на простые вопросы:

  • Насколько жизнеспособна идея?
  • Насколько ваш продукт будет пользоваться спросом сегодня? Чем вы будете отличаться от конкурентов?

Каждая бизнес-идея, каждый случай индивидуален. И нужно рассматривать их предельно внимательно.

2. Ориентируйтесь на среднюю цену по отрасли

Фото с сайта webcity.su
Фото с сайта webcity.su

Для оценки эффективности проекта ни в коем случае не стоит ориентироваться на ценовой максимум и ценовой минимум, который будет установлен для продукта или услуги.

Выходить на рынок и пытаться демпинговать – рискованно. Можно проесть оборотные средства, вкладывая деньги в то, чтобы закрепиться на рынке. А потом так и не выйти на нормальную цену.

Ориентироваться на ценовой максимум не менее рискованно: на рынке уже работают компании, которые продают тот же самый продукт дешевле, чем вы намерены это делать. А значит, клиенты ориентированы на более низкую цену.

Таким образом, наилучшая цена для оценки – средняя по рынку.

3. Реалистично оценивайте свою долю рынка

Фото с сайта edimdoma.ru
Фото с сайта edimdoma.ru

Мне приходилось сталкиваться со стартапами, которые оценивают свои возможности исходя из всей емкости рынка. 

На самом деле очень важно представлять – каким будет именно ваш кусок пирога. Здесь тоже нужно избегать крайностей и адекватно оценивать свои возможности.

На этом этапе очень важно обратить внимание на такой показатель, как точка безубыточности. Рекомендую ответить на 2 вопроса:

  • Какая доля имеющегося рынка позволит вам полностью покрывать свои расходы?
  • В какой срок вы сможете достичь точку безубыточности?

4. При расчете объема инвестиций помните о подушке безопасности

Здесь можно вспомнить историю о том, что при планировании ремонта в квартире предполагаемую сумму затрат нужно умножить на три – это и будут примерные расходы. В бизнесе было бы хорошо применить те же правила. Однако многое зависит от того, чьи деньги вы намерены использовать.

Фото с сайта aluminios-osorio.com
Фото с сайта aluminios-osorio.com

Если у вас достаточно средств, чтобы трижды покрыть планируемый уровень вложений, это огромный плюс: вы финансово независимы и можете обеспечить стабильный рост за счет собственных источников. Но довольно часто приходится обращаться за финансированием к инвесторам. А у них можно попросить только суммы, обоснованные бизнес-планом.

Как правило, на формирование подушки безопасности можно привлечь не более 20% от всего объема привлекаемых инвестиций.

5. Непрерывный денежный поток – обязательное условие 

Любой бизнес может столкнуться с непредвиденными ситуациями. Скажем, клиент не может заплатить в срок и просит отсрочки платежа как раз в тот момент, когда компании нужно срочно произвести расходы. Поэтому планировать свою деятельность нужно так, чтобы на любом этапе работы сальдо было положительным.

Фото с сайта velvet.by
Фото с сайта velvet.by

Учитывать нужно и возможные проблемы у контрагентов, и ситуацию в экономике. Конечно, все возможные инфляции и девальвации просчитать заранее вряд ли удастся. 

Но в первоначальных оценках ориентироваться нужно на самый пессимистичный из возможных сценариев.

Перед стартом проекта обязательно убедитесь, что бизнес будет обеспечен деньгами практически при любых внешних обстоятельствах.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.