Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,24 USD 3,2385 -0,0036
  • 3,47 EUR 3,474 +0,01
  • 3,5 100 RUB 3,503 +0,0062
  • 10 CNY 4,4416 -0,0094
Финансы «Про бизнес» 12 февраля 2016

Как продавать по нерыночным ценам и избежать проверок – что изменилось в трансфертном ценообразовании в 2016

С 2016 года ужесточился контроль за трансфертным ценообразованием – сделками, по которым цены устанавливаются ниже или выше рыночных. Что нужно знать бизнесу о работе в новых условиях, рассказывает директор и учредитель компании «БелАудитАльянс» Елена Жугер.

Фото: TACC

Фото: TACC

– В Беларуси есть разные схемы построения бизнеса. Стандартным стало построение сети дочерних компаний с тем же видом деятельности, но с льготными условиями – например, с применением УСН в малых городах, созданием компаний-резидентов СЭЗ и ПВТ, использованием такой формы как ИП.

Учредителями и руководителями таких бизнесов становятся жены, дети, братья и сестры, другие родственники и иные подконтрольные лица. В таких случаях компании продают друг другу товар или услугу по более выгодной цене либо другой цене, отличной от рыночной. Это позволяет перераспределять общую прибыль и платить по ней налоги по более низким ставкам или совсем не платить.

Фото с сайта lady.mail.ru

Фото с сайта lady.mail.ru

Вновь введенные нормы Налогового кодекса в области трансфертного ценообразования при здоровом желании платить меньше налогов обязывают налогоплательщиков действовать в рамках установленных правил. Желание «пойти в обход» или не соблюдать нормы (авось не найдут) могут быть чреваты серьезными финансовыми потерями для бизнеса.

Приведу примеры.

Пример 1. Есть 2 компании

  • Компания А применяет общую систему налогообложения
  • Компания В применяет упрощенную систему налогообложения

Учредители компании А – двое мужчин. Учредители компании В – их жены. Компания А импортирует товар и продает его с минимальной наценкой ниже рыночной цены (отклонение от рыночной более 20%) – компании В. За это компания А получает минимальную выручку. По итогам отчетного периода у нее могут быть убытки. В этом случае налог на прибыль платиться не будет. 

Фото с сайта profoffice.ru

Фото с сайта profoffice.ru

Компания В продает товар по рыночным ценам и платит 5% с оборота.

Таким образом, компания А платит минимально налоги на добавленную стоимость и на прибыль (иногда не платит вообще). Компания В, используя упрощенную систему налогообложения, минимально платит налог с выручки. В свете нового подхода к трансфертному ценообразованию, во время расчетов налогов, прибыль компании А должна быть увеличена на сумму выручки, как если бы этот товар был реализован по рыночным ценам. Соответственно, будет увеличена и налог на прибыль.

Скриншот видеоролика с YouTube

Скриншот видеоролика с YouTube

Пример 2. Гражданин А является учредителем ЗАО «Т» с долей 45% и членом наблюдательного совета этой компании.

Одновременно, он является учредителем и директором ООО «П». ЗАО «Т» закупает у ООО «П» материалы для изготовления продукции по ценам, отличным от рыночной стоимости +20%, то есть дороже. У ОАО «Т» происходит минимизация налога на прибыль за счет завышенных расходов на материалы.

В 2016 такие расходы, в случае налоговой проверки, могут быть исключены из состава расходов, и будет доначислен налог на прибыль.

Элементарная попытка сэкономить ведет к значительным потерям и проблемам. Как вы понимаете, таких ситуаций может быть множество. Все они – примеры трансфертного ценообразования (общая часть Налогового кодекса ст. 20). 

Простыми словами – что такое трансфертное ценообразование

Трансфертное ценообразование – это реализация взаимозависимыми лицами различных услуг или товаров, которая осуществляется по ценам, отличным от рыночных цен.

Используя трансфертное ценообразование, организации минимизируют налоги. Делать это надо так, чтобы не нарушать требования законодательства и не повлечь дополнительные финансовые потери и штрафные санкции от налоговой инспекции.Трансфертное ценообразование пришло к нам в 2012.

В период с 2012 по 2014 год под контролем находились лишь сделки по реализации недвижимого имущества и по реализации товаров иностранным компаниями/физлицам в рамках внешнеторговой деятельности. С 2015 года перечень контролируемых сделок был расширен – добавился контроль за выполненные работы и оказанные услуги в рамках внешнеэкономической деятельности.

Фото с сайта magmens.com

Фото с сайта magmens.com

С 2016 года трансфертное ценообразование охватывает практически все сферы деятельности – как внешнеэкономические, так и на внутреннем рынке. Налоговые органы будут обращать внимание не только на реализацию товаров, работ, услуг, но и – на сделки, связанные с продажей имущества и имущественных прав.

Под контроль попадают и сделки с взаимозависимыми лицами.   

Взаимозависимые лица – кто это такие

Это понятие – новация для Налогового кодекса в 2016. Взаимосвязанные лица – это компании  или физлица, отношения между которыми оказывает непосредственное влияние на условия или экономические результаты их работы/деятельности представляемых ими лиц.  

Если говорить проще, то это отношения:

1. Между лицами, являющимися учредителями (участниками) одной организации.

2. Когда одно лицо выступает учредителем (участником) другой организации, если доля его прямого/косвенного участия – не менее 20%.

3. Когда одно лицо подчиняется другому по должности либо одно  лицо находится (непосредственно или косвенно) под контролем другого лица.

Фото с сайта caak.mn

Фото с сайта caak.mn

4. Между организациями, если одно лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях, и доля такого участия в каждой из этих организаций составляет не менее 20 процентов.

5. Когда физические лица состоят в браке, близком родстве, являются усыновителями и усыновленными и др. подобные случаи.

6. Между вверителем, доверительным управляющим и выгодоприобретателем. Также – между доверительным управляющим и организациями, которыми он управляет.

7. Между организациями, в составе совета директоров (наблюдательного совета и пр.) которых более 50% процентов – одних и тех же физических лиц. При этом доля их участия в организациях не менее 20%.

Понятие «взаимозависимые лица» присутствует только в налоговом законодательстве и только для налоговых правоотношений.

Типичные ситуации, при которых возникает трансфертное ценообразование:

Если вы не являетесь учредителем компании, но даете указания директору о совершении сделок.

Если вы продаете свое имущество лизинговой компании, а потом берете его в аренду по цене, отличной от рыночной +/- 20%.

Фото с сайта gikstroy.com

Фото с сайта gikstroy.com

Если вы импортер, а ваш поставщик поставляет вам товар по ценам, отличным от цен на рынке.

Если одна компания холдинга поставляет другой компании холдинга сырье по ценам, ниже рыночных.

К кому ревизоры придут в первую очередь

С 2016 года всем без исключения компаниям и предпринимателям надо:

1. Подавать сведения о взаимозависимых лицах и сделках с ними.

2. Предоставлять сведения о крупных сделках в МНС и представлять по ним данные, обосновывающие цену сделки.

3. Формировать пакет документов по экономическому обоснованию цены по сделкам с взаимозависимыми лицами.

3 типа сделок, которые подлежат контролю

Сделки с недвижимостью (продажа или покупка), в том числе через жилищные облигации, долевое строительство.

Внешнеторговые сделки – если сумма цен покупки или продажи продукции (услуг) за один налоговый период с одним с одним лицом превысит 1 млрд белорусских рублей. Косвенные налоги не учитываются.

С учетом этого условий, под контроль попадают:

1. Сделки с взаимозависимыми лицами

2. Сделки с лицом, которое находится в оффшорной зоне

3. Сделки со взаимозависимым лицом или резидентом оффшорной зоны, которая совершается через совокупность других сделок с участием посредника. При этом такой посредник (третье лицо) не является взаимозависимым, не выполняет в сделке никаких дополнительных функций, и не участвует в ней активами.

4. Сделки, сумма цен которых за один налоговый период превышает 10 млрд белорусских рублей, и они касаются:

  • Покупки/продажи продукции из перечня стратегических товаров, определяемых правительством (этот перечень сейчас не разработан).
  • Покупки/продажи товаров (работ, услуг) организациями, включенными в перечень крупных плательщиков.

3. Сделки, совершенные в нашей стране, если их сумма за один налоговый период с одним лицом превышает 1 млрд. При этом лицо:

  • Взаимозависимое, является налоговым резидентом Беларуси и  использует особые режимы налогообложения
  • Либо зарегистрировано в ПВТ или СЭЗ

Либо не исчисляет и не уплачивает налог (освобождено от налога) на прибыль в периоде, когда была совершена сделка

Фото с сайта mirnovosti.ru

Фото с сайта mirnovosti.ru

На ком лежит ответственность за трансфертное ценообразование?

Есть стереотип, что в организации за все, что связано с ценообразованием и с расчетом налогов отвечает  главный бухгалтер. На самом деле, ответственность за организацию работы по трансфертному ценообразованию несет директор.

Исполнителями являются специалисты, которые непосредственно осуществляют покупку и продажу товаров, работ, услуг. Главный бухгалтер лишь собирает информацию, подает отчетность по ней, учитывает ее при расчете налога на прибыль. Информация  по трансфертному ценообразованию будет предоставляться в налоговые органы через отметки в электронных счет-фактурах, которые вводятся в действие с 01 июля 2016.

Если налоговым органам «понравится» ваша сделка, они имеют право затребовать всю документацию, подтверждающую экономическую обоснованность примененной плательщиком цены.

Порядок контроля трансфертного ценообразования налоговыми органами пока не понятен, практика будет нарабатываться.

Чтобы не стать «объектами для тренировки», рекомендуем уже сейчас начать работу по организации документального обоснования совершаемых сделок. Первое, что надо сделать – составить список взаимозависимых лиц.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.