Войти
Финансы
«Про бизнес.» 6 апреля 2016 3

Осталось меньше 3 месяцев – налоговая переходит на новый режим контроля за сделками

С 1 июля для белорусских компаний вводится обязательное оформление электронных счетов-фактур по НДС. Это позволит налоговым органам наладить более тщательный контроль за совершаемыми сделками. Часть схем по уклонению от уплаты налогов уйдет в прошлое. Подробности поясняют наши эксперты Ольга Иваненко, учредитель компании «БизнесСтарт», и Елена Сапего, партнер адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры».

Фото с сайта kameraverleih-dortmund.deФото с сайта kameraverleih-dortmund.deФото с сайта kameraverleih-dortmund.de
Фото с сайта kameraverleih-dortmund.de

– Перевод значительного числа компаний на сдачу налоговой отчетности в электронном виде позволил существенно разгрузить отделы камеральных проверок.

Это дало налоговым органам возможность перераспределить ресурсы – в пользу более тщательного предпроверочного анализа работы налогоплательщиков. Наиболее результативными в этой работе стали выездные проверки, о чем говорят громкие дела 2015 года.

Фото с сайта zaptrader.ru

Фото с сайта zaptrader.ru

Данных налоговых деклараций, которые подавались в электронном виде, оказалось недостаточно для выявления «налоговых уклонистов».

Менее чем через три месяца – с 1 июля в Беларуси начнется новый период. Без преувеличения, его можно назвать эрой электронных счетов-фактур и автоматизированного контроля ИМНС.

Что поменяется для компаний?

Вот несколько примеров – что может поменяться:

1. Такие ситуации, как сдача деклараций с занижением налоговой базы либо задвоением налоговых вычетов уйдут в небытие.

Фото с сайта drive2.ru

Фото с сайта drive2.ru

2. К оформлению документов все компании будут подходить более тщательно. Например, не будут «забывать» оформить все совершаемые операции своевременно. Ведь порядок и сроки создания, выставления электронного счета-фактуры жестко регламентированы и тесно связаны с конкретными совершаемыми действиями: отгрузка и/или получение товаров, выполнение работ, оказание услуг и т.д.

Фото с сайта logisticrus.ru

Фото с сайта logisticrus.ru

3. Каждая  сделка будет подлежать промежуточному налоговому контролю. При этом он будет распространяться не только на НДС.

Посредством электронных счетов-фактур налоговые органы будут контролировать, какие цены устанавливаются на товары/работы/услуги во время совершения сделок (так называемое «трансфертное ценообразование»). И, как следствие, в каком размере компания уплачивает налог на прибыль.

Как «работает» система электронных счетов-фактур

Типовая ситуация с сайта Министерства по налогам и сборам, которая будет невозможна с 1 июля 2016:

В Могилевской области, в ходе проведения внеплановой  проверки сельскохозяйственной организации, установлено, что в расчет налога на добавленную стоимость (далее – НДС) не включались ряд пунктов. Например:

  • Стоимость отпущенных горюче-смазочных материалов (сторонним организациям)
  • Стоимость питания сотрудников
  • Стоимость проданных строительных материалов, металлолома
  • Премии, полученные от реализации продукции 

Кроме того, организация принимала к вычету суммы НДС, не имея первичных учетных документов. Допускались случаи двойного отражения сумм НДС в книге покупок и другие нарушения.

По результатам проверки, предотвращен неправомерный возврат (зачет) НДС из бюджета на сумму 1,7 млрд. Дополнительно, к уплате в бюджет начислено 2,7 млрд.

Почему эта ситуация будет невозможна?

Принятие к вычету сумм НДС будет правомерно только на основании подписанного счета-фактуры по НДС. «Задвоить» сумму вычетов/указать вычеты, на которые компания не имеет право – те, которые не подтверждены электронными счетами-фактурами, будет невозможно.

Приведем пример.

Таким образом, обязательная регистрация счетов-фактур позволит как бизнес-партнерам, так и налоговым органам получать оперативную информацию обо всех движениях товаров, работ, услуг, имущественных прав в Беларуси.

«Статус» электронного счета-фактуры

Электронный счет-фактура является обязательным электронным документом.

Скриншот с сайта nalog.gov.by

Скриншот с сайта nalog.gov.by

Но при этом не признается первичным документом. Именно поэтому оформление электронного счета-фактуры не избавляет от необходимости оформления первичного учетного документа. Однако в случае каких-либо несовпадений и разногласий, преимущество будет отдаваться все-таки электронному счету-фактуре. Отметим, что по итогам III квартала 2016 можно ожидать увеличения налоговых поступлений, причем без увеличения налоговых ставок. Это может быть достигнуто за счет прозрачности оборотов между компаниями.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Нюра Кутышенко-Москвина7.04.2016

Мне кажется, что эта ситуация вынудит большую часть средних частных предприятий перевести свой бизнес в Россию, со всеми вытекающими: уплатой налогов и пошлин по месту регистрации. Слишком много сложностей. Руководителю большую часть времени приходится думать не о рабочих моментах, а о том как не накосчить в новых условиях. Есть вероятность получить обратный эффект и сокращение поступлений.

Татьяна6.04.2016

Тоже, пожалуй, подкину дегтя! Соглашусь только с одним - в 3 квартале 2016 в казну поступит гораздо больше налогов - но только по другим причинам - ЭСЧФ не будут вовремя выставлены, подписаны и т. д. И уж никак не по причине уклонения или занижения! А в силу объективных обстоятельств, нюансов, тонкостей и особенностей бухучета отдельных предприятий ... Есть вопросы, на которые пока нет ответов у МНС. Но до июля же еще целых три месяца!.. P.S.а вот с предыдущим комментарием соглашусь вполне.

Yury Losev6.04.2016

Простите, что разрушаю медовый позитив данной статьи! Но очень хочется спросить мнения профессионалов об упущенных вопросах:
1. Почему электронный инвойсне признается в качестве первичного документа? Существование сразу 2-х экономически оправдано? - ответ заранее известен (дополнит бизнес процесс с соответствующей трудоемкостью), но мнение интересно
2. Где обратная связь от АИС "Электронные счета фактуры"? - ее нет, следовательно контролировать акцепт или необходимость внесения исправлений/дополнений должен человек, что делает невозможным полноценную интеграцию с учетными системами и встроенным в них электронным коммерческим документооборотом
3. МНС провела переговоры с поставщиками учетных систем - когда, где? в списке отсутствкет Oracle - а клиенты такие есть. Очень интересно мнение SAP и/или партнеров по данному нововведению.
4. Во всем мире >20 лет существует EDI со своими стандартами (например EDIFACT). В них, в том числе, регламентированы процессы обмена сообщениями об изменении состоянния электронных документов. Недавно в РБ появились EDI провайдеры. Т.е. и сама модель, и техническая составляющая, превосходящая поделку МНС существует, но просто игнорируется!!! По EDIFACT запросто могут декларироваться нерезиденты, если сделка подлежит налогооблажению в РБ. EDI провайдеры запросто могут предоставлять подобное обслуживание для МНС, при этом не будет необходимости в 2-х формах инвойса (первичный документ и по НДС) и содержании дорогостоящей АИС. Провайдеры, я уверен, в подобном подходе очень заинтересованы, т.к. это увеличивает трафик эл документов с некоторыми издержками на обслуживание МНС.
5. Техническая сторона просто "великолепна": windows, IE, Avest (неприменимый для пром серверов) и как следствие очень проблемная дорогостоящая реализауия "пакетной" обработки НДС-инвойса. Вообще, создается впечатление что ИМНС заинтересована в повышении перекрестных продаж 1С - данные тех средства характерны для последней.
5. Кому, кроме ИМНС внедрение инвойса по НДС и АИС "учет инвойсов" выгоден? - не слишком ли большие издержки субъектов хозяйствования ради удобства контроля над ними?

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент