Войти
Финансы
«Про бизнес.» 7 июля 2016 3

Нерасторопность + беспечность = штраф с конфискацией. Как предпринимателям избежать распространенного нарушения

Товар без сопроводительных документов – одно из самых частых нарушений, за которые предпринимателей штрафуют, а товар конфисковывают. Причем часто к административной ответственности могут привлечь компании, которые и не собирались нарушать закон. Зачастую они забывают, что каждая операция должна быть подтверждена первичным документом. А документ должен быть составлен в момент или непосредственно после ее совершения. О том, как избежать нарушения, рассказывают наши эксперты: Ольга Иваненко, учредитель компании «БизнесСтарт» и Дмитрий Семашко, адвокат адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры».

Фото с сайта novatotrabajando.blogspot.com
Фото с сайта novatotrabajando.blogspot.com

— По данным Верховного Суда, в 2015 рекордсменом среди административных дел, рассматриваемых экономическими судами, стала ч. 4 ст. 12.17 КоАП, которая предусматривает ответственность за приобретение, хранение, транспортировку и продажу «товара без документов», как ее называют в народе.

2015 год стал пиковым, но и в 2016, если проследить динамику налоговых проверок, статья не теряет «привлекательности» у контролирующих органов.

Один из последних примеров. Налоговая инспекция по Ленинскому району столицы провела внеплановую тематическую оперативную проверку ООО «Ф», осуществляющего хранение в складском помещении 2,1 тонны конфет и сухофруктов. Документов, подтверждающих приобретение (поступление) и хранение товара, не было. По результатам проверки весь товар изъят, ущерб был оценен на 481,6 млн рублей (до деноминации).

Материалы проверки направлены в экономический суд Минска для рассмотрения и принятия решения в соответствии с действующим законодательством.

Распространенная ошибка

Большинство бизнесменов даже не подозревает, чем чреваты нарушения в оформлении и хранении первичных документов. Это одна из самых распространенных ошибок, из-за которых может наступить административное правонарушение по ч. 4 ст. 12.17 КоАП.

Итак разберемся, что, где и когда должно быть оформлено. Правонарушением будет считаться приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, а также реализация товаров:

А) Без сопроводительных документов.

В) Без документов, подтверждающих приобретение товара.

Г) Без документов, подтверждающих поступление товара.

Д) Без документов, подтверждающих отпуск товаров для реализации.

В эту ловушку зачастую попадают интернет-магазины, которые игнорируют обязанность выписывать накладные при доставке товара покупателю.

Фото с сайта m.ebay.co.uk
Фото с сайта m.ebay.co.uk

Е) Если документы не соответствуют действительности документов — т.е. первичные документы признаны недействительными при взаимодействии с лжепредпринимательскими структурами.

Если вы стали контрагентом такой финансовой структуры, будьте готовы не только к доплатам налогов, но также и к административной ответственности. С возможной санкцией конфискации выручки/товара.

Ж) Если реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) происходит в нарушение запрета органов Комитета государственного контроля.

Какие документы и где должны находиться

Во время проверок необходимо предоставить первичные учетные документы, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами (например, товарно-транспортные накладные формы ТТН-1, товарные накладные на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2, международные товарно-транспортные накладные (CMR-накладные).

Универсальный нормативный акт, который говорит, какие документы и в каких случаях нужны — Налоговый кодекс.

Ст. 22 НК (п.п. 1.12 п.1) гласит, что плательщик обязан обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие вот этих документов:

1. В местах хранения товарно-материальных ценностей (например, на складе) — документы, подтверждающие приобретение/поступление товара.

Фото с сайта arenda-ekskavatora.by
Фото с сайта arenda-ekskavatora.by

2. При транспортировке (т.е. в транспортном средстве) — документы, подтверждающие приобретение (поступление) ТМЦ.

Если законодательством предусмотрено, что необходимо оформлять на транспортируемый товар сертификаты соответствия, ветеринарные, фитосанитарные сертификаты или сертификаты происхождения товара, они должны быть у перевозчика на руках во время сопровождения им транспортируемого товара.

3. При реализации (в торговом объекте):

  • Документы, подтверждающие приобретение товара, если он поступает непосредственно в торговый объект. Например, товар растаможился и прибыл сразу на место продажи
  • Документы, подтверждающие отпуск в реализацию, если ТМЦ поступили в место реализации после его оприходования в другом месте. Например, товар поступил на склад, после чего был передан для реализации в магазин

Особо стоит рассмотреть случаи, когда необходимые в той или иной ситуации документы передаются для осуществления учета в бухгалтерию (это не касается ситуации с транспортировкой, когда накладные должны сопровождать груз).

Разъяснения контролирующих органов говорят, что документы, подтверждающие приобретение товаров, их отпуск в реализацию (в частности, товарно-транспортные или товарные накладные) до их передачи в бухгалтерию должны быть в местах хранения/реализации товаров. А после составления и передачи товарного отчета, должны храниться в бухгалтерии компании.

Вроде бы все просто. Но «попадаться» на указанные правонарушения предприниматели не перестают. И зачастую из-за технических моментов, к которым с особой педантичностью относятся контролирующие органы.

Как проходят проверки — несколько технических моментов

Зачастую каждая проверка проходит по одному и тому же сценарию. Если мы говорим о розничной торговле, это контрольная закупка. Невыбитый чек — требование о предоставлении документов на товар.

Фото с сайта Lenta.ru
Фото с сайта Lenta.ru

Для других видов деятельности схема может быть длиннее либо короче. Но суть от этого не меняется.

По итогу проверки субъект получает требование о предоставлении документов. С указанием срока на их предоставление.

Например, если при проведении проверок были затребованы накладные (оригиналы или заверенные должным образом копии), то они должны быть представлены должностному лицу налогового органа в установленный в требовании срок.

Вне зависимости от того, что говорится проверяемому во время проверки, нужно внимательно читать требование.

Зачастую в ходе проведения проверки проверяющие не знают, какое нарушение может быть допущено субъектом. Поэтому просят документы, которые подтверждают и приобретение товара, и поступление товара, и отпуск в реализацию.

В интересах проверяемого, предоставить все эти документы как можно быстрее (в тех случаях, когда они должны быть в объекте — незамедлительно). А если документы по каким-то причинам не должны находиться на объекте, проверяющие должны предоставить разумный срок для их предоставления.

Особое внимание стоит уделить «приемке» документов проверяющими. Желательно, чтобы она была оформлена актом изъятия документов. Чтобы в последствии не пришлось доказывать, что давались все документы, но за ненадобностью часть из них была возвращена. Или, по рассеянности, не была донесена.

Одновременно у участников проверки берутся объяснения по поводу наличия либо отсутствия документов. Это ключевой момент, к которому нужно относиться со всей серьезностью. Если перефразировать: что написано пером, того в судебном заседании не вырубишь топором. Ведь с точки зрения стратегии и тактики ведения дела в суде, исключить (поменять факты) в первоначальных пояснениях практически невозможно.

Последствия ошибок могут стоить вам не только штрафа, но и конфискации товара либо выручки за реализованный товар. Надежды на благополучный исход проверки испаряются тогда, когда проверяемый субъект узнает, что дело будет передано в суд, а товар может быть конфискован. При этом, в случае нарушения, прописываемая в законодательстве альтернатива «штраф с конфискацией товара или без» не должна вводить субъекта в заблуждение. Для неприменения конфискации нужны основания. Отметим, что выручка за реализованный товар может быть взята за 3 последних года деятельности предприятия.

Таким образом, забывчивость, нерасторопность либо беспечность при работе с первичными документами — одна из главных причин, за которые можно попасть под действие ч. 4 ст. 12.17 КоАП.

Поэтому прежде чем отлаживать бизнес-процессы, нужно посмотреть, верно ли в вашей компании устроен документооборот.

Ольга Иваненко

Учредитель, консультант по налогам бухгалтерской компании «БизнесСтарт», учредитель «Бинесстарт-инвест».

Стаж управления — более 10 лет.

Опыт консультирования более 7 лет: налоговый, бухгалтерский, управленческий консалтинг для предприятий малого и среднего бизнеса.

Дмитрий Семашко

Адвокат адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнёры» адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры».

Практикует с 2006 года. Специализируется на защите интересов клиентов в судах и административных органах. Сферы: урегулирование споров, административное право, международная торговля и таможенное право, строительство и недвижимость.

Опыт ведения дел в арбитражных судах России и международном арбитраже.

Автор публикаций, посвященных изменениям законодательства, в том числе Памятки ПРООН и МНС для налоговых консультантов «К вам пришла налоговая проверка».

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Elena Levina11.07.2016

Да, компания с многолетним опытом. Это http://rosco.su/

Anatoly Kalygin8.07.2016

Подскажите своего партнера, наверняка квалифицированные специалисты?

Elena Levina7.07.2016

С тех пор как мы перешли на бухгалтерский аутсорсинг, мы больше не знаем проблем со штрафами.

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент