Войти
Финансы
«Про бизнес.» 20 января 2015

3 источника денег внутри компании, которые часто не используются

Многие белорусские руководители и собственники бизнеса сегодня озабочены вопросом, где взять деньги для работы компании. Сергей Морозов, финансовый консультант, тренер компании BusinessTools, предлагает, прежде всего, обратить внимание на управление тремя элементами: дебиторской задолженностью, складскими запасами и денежными потоками.

Фото с сайта bubsw.comФото с сайта bubsw.comФото с сайта bubsw.com
Фото с сайта bubsw.com

Управление дебиторской задолженностью

Дебиторская задолженность есть практически у всех компаний. Но система управления по ней – только у каждой 5-й компании. А ведь это практически деньги в чистом виде, на белорусском рынке – еще и деньги, подверженные курсовым разницам и валютным рискам.

В условиях повторяющихся кризисов компании необходимо построить систему управления дебиторской задолженностью в рамках системы финансового управления. Отвечать за это должен финансовый директор, которому стоит перейти из позиции «распределитель денежных средств» в позицию «управляющий генерацией денежных потоков».

Что должна включать в себя система?

  • Регламент контроля – кто и на каком этапе отвечает за каждый элемент «дебиторки».
  • Анализ старения и оборачиваемости дебиторской задолженности по клиентам и в целом по компании.
  • Система оценки клиентов для предоставления им товаров/услуг в кредит.
  • Система инкассации задолженности – кто и на каком этапе контролирует ситуацию с погашением дебиторской задолженности.
  • Стратегия развития компании в целом – какую политику продаж мы ведем?
  • Систему учета погашенной «дебиторки», с учетом ее реальной стоимости, соотнесения с соответствующими расходами для понимания сформированного реального значения прибыли в компании.

Практика показывает, что внедренная система позволяет ускорить оборачиваемость дебиторской задолженности на 3-25 дней, уменьшить просрочку на 4%-17% и снизить необходимость в кредитах на $100 000-$1 500 000.

Создание такой системы сотрудники компании могут проделать либо самостоятельно, либо с привлечением консультанта. В моей практике не было еще ни одного проекта, где бы эта система не дала бы отличного результата, многократно перекрывая инвестиции в проект.

Система управления складскими запасами

В Беларуси сложно наладить систему управления запасами по методу «точно в срок» по ряду причин. Поэтому многие отечественные компании – кладезь средств, замороженных в запасы.

Система управления складскими запасами позволяет инвестировать в то, что реально продается. Ее основные компоненты – это анализ маржинальности товаров, их оборачиваемости, анализ необходимых инвестиций в запасы с учетом условий, которые предоставляют поставщики, расчет стоимости денег.

Фото с сайта naviny.by
Фото с сайта naviny.by

Чтобы этим процессом управлять, финансовому директору нужно работать на следующих фронтах:

1. Оборачиваемость запасов и незавершенной продукции. Здесь вы получите информацию, сколько времени держите ваши деньги на складе, и во что это обходится.

2. Размер складских запасов и расчет страхового запаса. Здесь тратим по минимуму и получаем нужное вовремя.

3. Управление системой закупок. Здесь важны данные, сколько и когда покупаем, сколько инвестируем в логистику.

4. Система классификации, управления и ответственности за неликвиды. Здесь можем вернуть уже забытые и исключенные из оборота средства компании.

Результаты внедрения подобных систем на практике выглядели так:

  • выявления неликвидов и возврат денег из них– от $50 до $2 2 000 000.
  • ускорение оборачиваемости запасов от 6 до 45 дней,
  • уменьшение необходимых складских площадей на 250 кв. метров и снижение затрат на управление складским хозяйством на $7 тыс. в месяц.

Управление денежными потоками в компании

Этот элемент обычно является одним из приоритетов в начале деятельности компании, но не доводится «до ума» в комплексе. Управление оборотным капиталом часто целиком отдается на откуп коммерческому отделу, а финансовый директор занимает позицию наблюдателя за процессом и фиксатора итоговых результатов. Это приводит к тому, что денег в компании не хватает, нужно привлекать дорогое внешнее финансирование. В компании возникают кассовые разрывы и неплатежи.

Комплексная система включает такие компоненты в управлении денежными средствами предприятия, как:

  • Платежный календарь – планы по приходам и расходам денежных средств.
  • Планирование приходов денег – плотная работа с коммерческим отделом по информационному обмену данными о приходах денег от клиентов.
  • Отсутствие кассовых разрывов – балансировка платежей и времени получения денег для них.
  • Разумное финансирование – понимание того, какая часть бизнеса финансируется из собственных оборотных денег, а что финансируют кредиторы.
  • Финансовый цикл компании – кто его финансирует, сколько надо денег для работы, и сколько в наши потребности в финансировании привносит каждый элемент финансового цикла.

Дебиторка, складские запасы и оборотный капитал – это основные, большие «карманы», где лежат ваши деньги. Есть еще множество «карманов» поменьше, но они также важны.

Например:

  • Система расчета себестоимости и разнесения накладных расходов.
  • Управление маржинальной прибылью.
  • Управление безубыточностью.
  • Управление стоимостью денег внутри компании.
  • Планирование затрат и система контроля по их анализу.
  • Анализ финансовых коэффициентов и корректировка стратегии на основании этих данных.
  • Повышение финансовой грамотности менеджеров при принятии управленческих решений.

Перечисление источников повышения эффективности бизнеса может занять много места. Но даже если внедрите все перечисленное здесь – этого, уверен, хватит, чтобы сделать компанию непотопляемой даже на падающем рынке.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент