Войти
Финансы
«Про бизнес.» 3 марта 2015

Плохие новости для должников и кредиторов – еще впереди

У кого сейчас резко ухудшилась финансовая ситуация. Что надо знать кредиторам, имеющим в залоге имущество. В каком месяце экономику может накрыть волна неплатежей. Своими наблюдениями и прогнозами делится Михаил Андреев, руководитель компании «Белреализация» (продажа и обслуживание проблемных активов).

Фото с сайта klausen1976.wordpress.comФото с сайта klausen1976.wordpress.comФото с сайта klausen1976.wordpress.com
Фото с сайта klausen1976.wordpress.com

– Общаясь с управляющими по банкротству, я понимаю, что в коридорах некоторых из них – очереди желающих уйти в ликвидацию. У бизнеса нарастает проблема обслуживания собственных активов и обязательств. С конца 2014 и по сегодняшний день прибавилось работы у судебных исполнителей, которые взыскивают дебиторскую задолженность, не вовремя выплаченную зарплату, алименты, штрафы и прочие долги.

Вот что, по моим наблюдениям, происходит сегодня с компаниями-должниками и имуществом, которое кредиторы продают за долги.

Должников стало больше на треть

Количество обратившихся за некоторыми нашими услугами (продажа имущества предприятий-должников после начала исполнительного производства и процедуры банкротства) с начала 2015 по сравнению с началом 2014 выросло на 30-35%.

Конкретное число компаний, чьи проблемные активы мы помогаем реализовать, оценить трудно – со мной, к примеру, работает около 50 управляющих по банкротству. Каждый из них может вести несколько организаций.

Вот что я наблюдаю.

1. Иски о взыскании дебиторской задолженности в рамках исполнительного производства, а также невыплат зарплат начали поступать и активно исполняться в отношении государственных организаций. Раньше это было редкостью.

К проблемным сферам относится строительство: крупные тресты, государственные предприятия, где работают по 200-400 человек. Они обвешаны исками об исполнительном производстве, как новогодняя елка украшениями.

2. Проблемы с задолженностью у грузоперевозчиков. Их маржа снижена до минимума, заработок очень низкий. Проблемы начались еще раньше – до этого года. Причины:

  • В позапрошлом году, когда действовали нормы Декрета №6 (юрлица, которые вели бизнес в небольших городах и сельской местности, могли ввозить грузовые автомобили из-за рубежа без уплаты таможенных пошлин. – Прим. «Про бизнес.»), перевозчики нагнали большое количество «нерастаможенных» машин. Конкуренция усилилась.
  • Из-за санкций ЕС в отношении России (и РФ в отношении Евросоюза) объемы перевозок снижены.

Кризис только ухудшил ситуацию. Сейчас перевозчики готовы работать чуть ли не бесплатно, с минимальным заработком. Так как Европа «проседает», сейчас они переключаются на Китай и другие направления.

Фото с сайта rta-avto.com
Фото с сайта rta-avto.com

3. Рост банкротств государственных предприятий.

Статистика прошлых лет: 1,5-2 тысячи заявлений на банкротство в течение года, 95% из них –  от частных компаний. Еще полтора года назад госпредприятия в банкротство попадали крайне редко. Их пытались оздоровить финансовыми вливаниями. В крайнем случае – использовали процедуру санации. Пусть она и мало чем отличается от обычного банкротства.

В этом году в процедуру банкротства может войти большее количество достаточно крупных госпредприятий.

«Дебиторам» может быть выгодно становиться банкротами

К застарелым проблемам, которые затрудняли получение долгов, сегодня дополняются новые.

1. Чаще всего предметом залога при получении банковского кредита/оформлении лизинга, а также активами, за счет которых кредиторы планируют вернуть деньги, выступает наиболее ликвидное имущество. Например, транспортная и строительная техника. Ее якобы легко продать.  Но когда приходят судебные исполнители, ликвидных активов они могут уже не увидеть. Поэтому арестовывается все, что осталось: мобильный телефон, стол директора, сейф... 2. Когда предприятие уходит в ликвидацию, банкротство, останавливается исполнительное производство. Замораживаются проценты, которые начисляются как пеня по задолженности. В этом плане – предприятию выгодны процедуры ликвидации/банкротства. Это как передышка, время для принятия важных решений.

Фото с сайта gryzchik.by
Фото с сайта gryzchik.by

Антикризисный управляющий предприятия, во многих случаях, реализует то, что ранее не успел забрать банк или не успели продать судебные исполнители (в рамках исполнительного производства), что не было передано сотрудникам в счет невыплаченной зарпаты.

3. До сих пор не решена застарелая проблема определения реальной залоговой стоимости. Это актуально в основном для банков, которые работают с проблемными долгами по кредитам, лизингу и особенно по самому высокорисковому его виду – возвратному лизингу.

Все кредиторы переоценивают свои залоги. 3 года назад стоимость автомобиля была $20 000. Проходит время, и некоторые банки продолжают думать, что эта цена не изменилась. На самом деле, авто может потерять в стоимости 40%-50%.

Естественно, банк пытается реализовать имущество должника по первоначальной стоимости залога, он хочет закрыть всю просрочку и пеню. Это практически невозможно.

Еще один пример: устаревшая линия по производству упаковки. Кроме собственника, ее реальную цену не знает никто: есть балансовая стоимость, есть стоимость приобретения и т.д. Может получиться, что сегодня за это оборудование реально выручить 10% от суммы, которая была уплачена 10 лет назад. Но чтобы это установить, нужно быть специалистом в производстве упаковки и нанесения рисунка. Поэтому часто такие активы принимаются в залог без понимания, сколько они будут стоить в случае продажи в счет долга.

Отмечу, что снижение стоимости промышленного оборудования – самое быстрое по времени.

4. По своему опыту скажу, что сроки оборачиваемости (превращения в деньги) проблемных активов раньше составляли в среднем 1 – 2 месяца. Сейчас же спрос заметно упал. Реализовать такое имущество становится все тяжелее. Мало кто понимает, где сейчас находится рынок, где реальная стоимость актива. Например, легковые автомобили. Можно посмотреть, сколько они стоят на популярных сайтах: одна и та же модель оценивается в $10 000 – $16 000. При разбежке в 60% средний ценник получается $13 000.

На практике компании не могут продать машину и за $10 000. Причем в России она может стоить и $7 000.

Рынок интересуют предложения только из разряда – «очень дешево». Сегодня цены на активы надо делить на 1,5-2 от стоимости, указанной в договоре залога. И тогда можно предполагать, что вы быстро найдете покупателя, вернете часть своих денег. Платежеспособный спрос – минимален, в ближайшие месяцы он не вырастет.

Сейчас мало кто думает о развитии. Бизнес работает на выживание. Если приобретают недвижимость, станки или транспорт, то под конкретный проект и с расчетом на быстрый возврат. Я не завидую оценщикам сегодня. Определить реальную рыночную стоимость действительно сложно.

Фото с сайта franchisee.su
Фото с сайта franchisee.su

Рост неплатежей и «дебиторки» – еще впереди

На самом деле – это начало процесса. Весь негатив только начинает появляться на горизонте. Экономика не сразу реагирует на вещи, которые происходили в конце 2014 – январе 2015.

Первый всплеск будет, когда закончится I квартал 2015 и наступит налоговый период. У организаций не будет денег и они начнут обмениваться требованиями в налоговой: «Мне это предприятие должно 100 млн, спишите с него в счет моих налогов». И таких случаев будет много.Причем проблема затоваривания складов и большой дебиторской задолженности накопилась с прошлого года.  Быть может, кто-то и погасил бы свои долги. Но нет возможности. Нет прежнего, как в 2011, оборота денег между компаниями – на рынке происходит мало экспортных сделок. Что самое важное – нет кредитных ресурсов по адекватной стоимости. Сейчас это самый большой дефицит. Если бы были длинные деньги, проблем было бы меньше. И, как я считаю, никуда не делась для нас проблема слишком дешевого российского рубля, который обесценился к доллару на 80%. Мы не «догнали» белорусский рубль до 18 000-20 000 по отношению к доллару. Поэтому по тягачам, тракторам и по ряду других позиций мы по прежнему не конкуренты с производителями из России, а также Китая. По моим оптимистичным прогнозам, затормаживание экономики, проблемы неплатежей и затоваривания складов останутся до конца лета. 

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент