Войти
Финансы
«Про бизнес.» 27 апреля 2015

Как принимать решение о дальнейшей судьбе бизнеса: пошаговая инструкция

Максим Додолев, директор компании «Юника Финанс», рассказывает, как правильно оценивать финансовое состояние компании в кризис и принимать решение о продолжении, перепрофилировании либо закрытии бизнеса.

Фото с сайта avtome.ru
Фото с сайта avtome.ru

– Многие собственники задумались о дальнейшей судьбе компаний или ее отдельных направлений. Нестабильное положение  усугубляется высокой стоимостью заемных ресурсов – ежемесячно они вымывают львиную долю оборотного капитала. Резервы истощены, а стоимость принятия решения – есть ли смысл продолжать работать – очень высокая. Возможностей «поплавать» и подумать еще 1-2 месяца нет.
Промедление каждый лишний месяц – это еще и лишние затраты, равные, по нашим оценкам, примерно 3% годовых на сумму заемного капитала.На основе нашей практики, перечислю подробный порядок действий – как оценивать финансовое положение компании, при помощи каких методов принимать решение о продолжении бизнеса либо его перепрофилировании, продаже или ликвидации.

Как не нужно принимать решения

По нашим наблюдениям, очень много белорусских компаний принимают решение о судьбе бизнеса чуть ли не интуитивно. Составляются данные последней бухгалтерской отчетности, затем собирается коллектив из собственников и руководства и происходит обмен мнениями. Причем у коммерческого подразделения – одно представление, что происходит в компании. У главбуха – другая картина, у собственника третья.Разрозненность информации, невозможность оценить риски, нехватка компетенций, недальновидность. Реальной общей картины того, что происходит с предприятием, ни у кого нет.

В этой ситуации полагаться исключительно на данные бухгалтерской отчетности собственник не должен по ряду причин:

  • Информация носит отложенный характер. Если речь идет о поквартальных данных, их собирают 20-го числа месяца, следующего после отчетного.
    А если компания находится еще и посередине отчетного периода, принять правильное решение достаточно сложно.
  • Балансовая стоимость активов и обязательств отличается от рыночной. Не учтены отложенные налоговые активы и обязательства, возможные штрафы и выплаты.
  • Бухгалтерский учет может содержать некорректные или неполные сведения по фактам деятельности компании.
    Фото с сайтам refcon.org
    Фото с сайтам refcon.org

Поэтому необходимо провести аудит финансового состояния компании. Из нашей практики мы заметили, что собственники нуждаются в прозрачности вот этих данных:

  • Текущее финансовое состояние: реальные активы и обязательства.
  • Правильность ведения бухгалтерского учета и полнота сведений в отчетности.
  • Раскрытие информации по текущим обязательствам перед поставщиками, подрядчиками и кредиторами, задолженность перед аффилированными структурами.
  • Хищения, злоупотреблений со стороны менеджмента.
  • Стоимость дополнительных расходов при реструктуризации бизнеса, возможные риски.

Иными словами, оценивать работу компании в этом случае нужно методами управленческого учета. Расскажу, как это сделать.

Как использовать управленческий учет

В-первую очередь, важно сформировать управленческую отчетность на 1-е число текущего месяца:

  • Баланс.
  • Отчет о прибылях и убытках.

При этом определяется рыночная стоимость активов и обязательств. То есть в управленческой отчетности мы приводим рыночную стоимость имущества. Это позволяет понять, можно ли будет быстро его реализовать.

1. Определение рыночной стоимости основных средств

Имущество приобретается разными способами, включая лизинг. И при возврате активов из лизинга их балансовая стоимость по бухгалтерским документам составляет как правило 0 рублей. Но по факту реальная (рыночная) цена того же автопарка, который приобретался в лизинг, выше.

Фото с сайта av-ex.ru
Фото с сайта av-ex.ru

Бывают и обратные ситуации. Например, текущая (рыночная) стоимость дорогостоящего автомобиля, который приобретался 2 года назад, значительно ниже, чем его балансовая стоимость.

По некоторым видам имущества (транспорт, техника и оборудование) рынка сегодня практически не существует. Цена на торговых площадках офлайн и онлайн формируется на основе предложения. Но при этом ничего не продается. Поэтому эксперты, которые занимаются перепродажей имущества, применяют «дисконт быстрой продажи». Он составляет 30%-40% от средней цены аналогичного имущества на пространствах ТС. В это случае можно рассчитывать, что объект продастся быстро.

Размер дисконта необходимо соотносить с возможными рисками. Если, например, компания срочно не реализует актив для погашения текущих обязательств – у нее появятся штрафные санкции по кредиту (просроченная задолженность). Сейчас многие банки выставляют, как минимум, двойную процентную ставку штрафа, не считая еще и пеню, и проценты по основному долгу. И получается, что сегодня не всегда приемлемо ожидать более высокой цены продажи. Штрафные санкции могут «съесть» этот возможный уровень наценки.

2. Дебиторская задолженность

Есть срок исковой давности, после которого невыплаченная дебиторская задолженность списывается бухгалтерией и отражается в учете. Это предусмотрено законодательством. 

Но в реальности во время интервью с бухгалтерией, коммерческим отделом наши эксперты видят, что на предприятиях учитывается «дебиторка», которая по исковой давности не наступила к списанию. Но при этом, часть этих средств не надо отражать в управленческой отчетности, если понятно, что деньги эти компания себе не вернет.

Фото с сайта torgsam.ru
Фото с сайта torgsam.ru

Это поможет получить реальную картину по «дебиторке».

Также ее необходимо группировать по категориям контрагентам (наиболее и наименее крепкие и т.п.), по срочности (просроченная или текущая), по вероятности получения. Об этом уже говорилось ранее.

3. Переоценить псевдовалютные договора

Специфика белорусского бизнеса такова, что многие договора субподряда (займа, поставки) – псевдовалютные. То есть в бухгалтерском учете балансовая задолженность по ним числится в белорусских рублях. Но погашаться она должна в пересчете к курсу валют на день оплаты. 

Бухгалтерский учет это не отражает. Поэтому сумму в договорах необходимо пересчитать – по актуальному на сегодня курсу.

Стресс-тестирование

Дальше я рекомендую провести стресс-тестирование финансового состояния компании

Оно проходит после получения данных управленческой отчетности и помогает определить реальную картину. На ее основе делается прогноз – какое решение о судьбе бизнеса принять.

1. Оценка чистых активов.

Это первое, что необходимо сделать. Чтобы определить чистые активы, надо из рыночной стоимости активов вычесть обязательства.

В нашей практике был случай, когда на балансе предприятия находилось незавершенное строительство, обремененное инвестиционным договором. По его условиям, имущество находилось в безвозмездном пользовании до момента его полной достройки и создания необходимого количества рабочих мест на объекте после окончания строительства. То есть компания затратила приличные деньги на строительство. Но реально, не доведя стройку до конца, объект нельзя было продать.

Фото с сайта us-fsin.ru
Фото с сайта us-fsin.ru

И оценивая чистые активы, в этом случае надо учитывать 2 фактора:

  • Если объект будет доведен до состояния готовности, сумму необходимых затрат надо добавлять и в активы, и в пассивы.
  • Если этот объект рискует стать долгостроем, в стоимость активов мы его не добавляем.

В составе пассивов часто числятся займы, которые компания сделала у собственников. Это происходит, когда спонсируется начальный этап развития компании. При определении чистой задолженности перед внешними контрагентами – задолженность для целей собственника может не учитываться

В итоге стоимость чистых активов может быть положительная либо отрицательная. 

Если она положительная, можно определить доли участников (когда форма собственности предполагает несколько учредителей). И подсчитать рыночную стоимость этих частей. В случае принятия решение о продаже компании, это поможет рассчитать, какую долю предложить каждому из партнеров, и сколько она стоит.

Если стоимость чистых активов отрицательная – это говорит о неплатежеспособности. Один из возможных моментов выхода из бизнеса – банкротство.

2. Составление краткосрочного и долгосрочного прогноза по прибылям и убыткам, движению денежных средств

Краткосрочный прогноз делается практически мгновенный, до конца месяца. Долгосрочный – на 12 месяцев вперед.

Фото с сайта rhcentral.com.br
Фото с сайта rhcentral.com.br

Компания собирает входящие потоки выручки из всех источников, анализирует предыдущие периоды. В качестве исходящих потоков учитывается вся структура затрат и обязательств, которые необходимо погасить по графику платежей.

Затем, с учетом ожиданий и реальности, делается 3 прогноза: оптимистичный, базовый, пессимистичный.

3. Переоценка кредитных обязательств

При тяжелом финансовом состоянии компания ежеквартально подает свою отчетность в банк. И банк, анализируя данные, начинает более внимательно присматриваться к заемщику. Проводится дополнительный сбор документов, производится переоценка залога.

Из практики заимствований мы видим, что обеспечением по обязательствам компании могут быть залоги третьих лиц: аффилированных структур, собственников. Даже бывает, залоги сотрудников, работающих в компании.

Сегодня, когда стоимость активов существенно уменьшилась, банк может попросить:

  • либо дополнительное обеспечение.
  • либо досрочно погасить часть (та, что не обеспечена залогом) кредита.

Если у компании возникает просрочка по возврату кредита по действующим договорам, банк может фактически в любой момент предъявить к взысканию всю сумму кредита. Это сегодня мало кто учитывает.

Фото с сайта bankstory.ru
Фото с сайта bankstory.ru

К примеру, собственники и топ-менеджеры могут рассчитывать, что на сегодняшний момент их просрочка составляет 2 месяца, и это не слишком большой срок. Но если банк увидит в этом существенное ухудшение финансового состояния, то может предъявить к возврату всю сумму. Начислить на нее пеню, штрафы за просрочку и др. дополнительные проценты.

Возникает риск еще большей потери ликвидности. И надо понимать, есть ли у компании возможности погасить эти обязательства.

Какое решение принимать?

По результатам стресс-тестирования собственник может оценить:

  • Реальную стоимость бизнеса.
  • Объем дополнительного капитала, который необходимо привлечь для поддержания компании.
  • Определить порядок погашения текущих обязательств (персонал, государственные налоговые органы, кредиторы, требования которых обеспечены залогом, прочие).
  • Понять, стоит ли продолжать бизнес. Если ситуация тяжелая и показывает, что компания неспособна погашать обязательства – наверное, не стоит ждать и лучше воспользоваться процедурой ликвидации.
  • Оценить, возможна ли ликвидация компании без процедуры банкротства и т.д.

Иными словами, после проведения стресс-теста, принимается одно из управленческих решений.

1. Переориентация (перепрофилирование) бизнеса.
2. Закрытие отдельных производств.
3. Банкротство и ликвидация.

Например, недавно, после такого стресс-теста было принято решение о закрытии одного из направлений бизнеса заказчика, которое было операционно нерентабельным.

Фото с сайта mebelvozka.in.ua
Фото с сайта mebelvozka.in.ua

Для принятия решения мы ответили на вопросы:

  • Какие затраты связаны с закрытием производства и какова сумма его активов?
  • Какие кредиты обеспечены имуществом, которое используется в работе этого направления бизнеса?
  • Достаточно ли имущества для погашения обязательств по кредитам?
  • Какой размер выплат при сокращении штата?

Дополнительные обязательства при оптимизации штата:

Вариант 1. Увольнение по соглашению сторон. Выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск.

Вариант 2. Увольнение по инициативе нанимателя в связи сокращением или ликвидацией. Выплачивается выходное пособие в размере 3-х месячного среднего заработка (подоходным налогом и отчислениями в ФСЗН не облагается).

О предстоящем сокращении необходимо уведомить работника за 2 месяца. Если увольнять персонал без предупреждения раньше этого срока – выплачивается компенсация в размере 2-х месячного среднего заработка (облагается подоходным налогом и отчислениями в ФСЗН).

Вариант 3. Уведомление об изменении существенных условий труда за неделю. Если работник не соглашается, то контракт расторгается, и ему выплачивается пособие в размере 2-х недельного среднего заработка (подоходным налогом и отчислениями в ФСЗН не облагается).

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент