Войти
  • 1,97 USD 1,9739 -0,0007
  • 2,1 EUR 2,0967 -0,0295
  • 3,12 100 RUB 3,1207 +0,0052
Финансы
«Про бизнес.» 7 мая 2015 1

Где бизнесу искать финансирование сегодня. Пример краудфандинговой площадки Улей

Продолжаем серию материалов о привлечении инвестиций в кризис. Директор по развитию ulej.by Эдуард Бабарико рассказал, как запустить на этой краудфандинговой площадке кампанию по привлечению средств и какие проекты можно финансировать через нее.

Фото с сайта bolshoisport.ru
Фото с сайта bolshoisport.ru

– На белорусском рынке начали появляться краудфандинговые платформы. Это значит, у бизнеса появилась еще одна возможность получить финансирование под собственные проекты. 

Эдуард Бабарико

Директор по развитию ulej.by


Принцип работы краудфандинга прост: автор предлагает идею проекта и определяет размер нужной на ее реализацию суммы, а также срок, на протяжении которого будет идти сбор средств.

После запуска кампании люди, заинтересованные в проекте, начинают жертвовать деньги на его реализацию. Делают они это на безвозмездной основе.

Финансирование проходит по принципу «все или ничего»: если автор собирает нужную сумму в указанный срок, то он ее получает. Если нет, то деньги возвращаются спонсорам.

Сейчас на площадке, запущенной в конце апреля 2015 года, финансирование ищут более 20 проектов. Можно выделить несколько интересных:

  •  Создание летательного аппарата с установленными солнечными панелями и ветрогенераторами для получения электроэнергии. Запрашиваемая сумма – 39,7 млн белорусских рублей.
  • Скриншот страницы проекта по созданию летатльного аппарата на ulej.by
    Скриншот страницы проекта по созданию летатльного аппарата на ulej.by
  • Создание линии дизайнерской мебели из пней, найденных в Минске. Запрашиваемая сумма финансирования – 30 млн белорусских рублей.
  • Организация тайм-кофейни в Бресте. Что-то среднее между антикафе и обычной кофейней. Запрашиваемая сумма - 11,4 млн белорусских рублей.

Какие проекты можно финансировать через краудфандинг

На площадке можно разместить проект практически любой тематики. Существует несколько правил, которым он должен соответствовать:

1. Должен быть нацелен на широкий круг аудитории. Например, это может быть создание кафе, автомойки или разработка полезного мобильного приложения.

2. Проект должны быть прозрачным. Авторы не должны вводить в заблуждение спонсоров или искажать информацию о своих планах.

3. Это не должно быть инвестиционное предложение. Проекты не должны предлагать финансовые выгоды, долю в бизнесе или возврат перечисленных средств.

Презентуемый проект обязан иметь следующие признаки:

  • Заявлена конечная цель его создания
  • Определена необходимая для реализации денежная сумма
  • Информация о ходе сбора денег находится в свободном доступе
  • Ограничены временные рамки сбора денег
  • Наличие прототипа или эскизов (для авторов, создающих новый продукт)

Кто может запустить краудфандинговый проект

Проект пока что может создать только физическое лицо, соответствующее следующим требованиям:

  • Гражданство – Республика Беларусь
  • Возраст – старше 18 лет
  • Наличие документа, удостоверяющего личность, и адреса регистрации
  • Наличие действующего счета в любом белорусском банке

Через несколько месяцев будет запущена поддержка и юридических лиц: как для создания проектов, так и для спонсорства. Правда, для этого нужно урегулировать некоторые юридические вопросы. Например, нужно найти верный механизм перечисления большого количества мелких платежей от физлиц – в пользу юрлица.

Фото с сайта vk.com
Фото с сайта vk.com

Тем не менее, уже сейчас ничто не мешает человеку, собравшему финансирование как физлицо, получить деньги и зачислить их на счет юрлица.

Как запустить кампанию

Запустить проект несложно. Алгоритм действий простой:

1. Автор создает на сайте проект, оформляет его и отправляет на модерацию.

2. После одобрения автор подписывает с сервисом договор на размещение проекта на сайте, а также договор с ОАО «Белгазпромбанк» на аккумулирование средств. Собранные деньги будут поступать на временный счет проекта.

Площадка продолжает принимать деньги до объявленной автором даты даже в том случае, если необходимая сумма собрана раньше.

Сколько стоит запуск краудфандинг-кампании

Создание кампании на сайте является бесплатным. Однако сам сервис, банк и платежная система берут свои комиссии от всей собранной суммы. В общей сложности получается 12%. Комиссия взимается только с успешно профинансированных проектов.

Деньги, собранные в Улье, автор получает на основе договора дарения. Если сумма превышает 43 660 000 белорусских рублей, то ему придется заплатить подоходный налог – 13%.

Фото с сайта minsknews.by
Фото с сайта minsknews.by

Все платежи осуществляются посредством банковских карт.

В будущем планируется расширить список платежных инструментов за счет электронных валют и других инструментов.

Краудфандинг в Беларуси набирает обороты. Уже функционирует площадка «Талакошт». В ближайшее время могут быть запущены еще несколько подобных проектов.

Также у белорусских компаний есть возможность пробовать собрать деньги на международных платформах. Об успешном опыте белорусского разработчика компьютерных игр Weappy Studio на платформе Kickstarter мы писали раньше.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Александр7.05.2015

Краудфандинг это замечательно, но будет ли он популярен в Беларуси? Будут ли белорусы расставаться с кровно заработанными рублями в разгар кризиса ради "чужой идеи"? Ведь должна быть определённая культура для развития краудфандинга, а у нас до сих пор абсолютное большинство качает фильмы, книги и музыку бесплатно. Потому что по логике многих зачем платить за то, что можно взять просто так, ничего не заплатив. Поэтому возможно проще будет попытаться получить государственную субсидию как будущему ИП под своё небольшое дело, написав маленький бизнес-план. Улею, конечно же удачи, но 12% это всё-таки многовато.

Платный контент