Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,28 USD 3,2757 -0,0052
  • 3,5 EUR 3,4954 +0,0027
  • 3,48 100 RUB 3,4772 +0,0001
  • 10 CNY 4,5146 -0,0084
Финансы «Про бизнес» 2 июня 2015

Эти 5 вещей нужно знать компаниям, которые задумались о переходе на МСФО

О том, что ждет белорусские компании, решившие перейти на МСФО и как правильно это делать, рассказывает аудитор ООО «Бейкер Тилли Бел» Юрий Кисель.

Фото с сайта wallpapersnewhd.comФото с сайта wallpapersnewhd.comФото с сайта wallpapersnewhd.com
Фото с сайта wallpapersnewhd.com

– В кризис многие белорусские компании столкнулись с проблемой поиска ресурсов. И когда речь заходит о поиске финансирования за рубежом, почти всегда у бизнеса просят предоставить финансовую отчетность по МСФО (международные стандарты финансовой отчетности).

МСФО – набор документов, регламентирующих правила составления финансовой отчетности. Это инструмент, которым пользуются все заинтересованные лица (собственники, кредиторы, инвесторы) для получения объективной информации о финансовом состоянии компании и принятия экономических решений.

1. Что это дает бизнесу

Составление отчетов по МСФО дает:

1. Для  собственников – возможность более наглядно и полно (с учетом множества факторов) оценивать результаты работы. Взвешивать показатели прибыли, рентабельности, эффективности, платежеспособности с учетом влияния на них гиперинфляции, рисков ликвидности, изменения валютных курсов и прочих факторов. Все это должно быть отражено в отчете. Он, в свою очередь, способствует принятию верных управленческих решений.

2. Для кредиторов и инвесторов – получение информации о финансовом состоянии компаний, основанную на признаваемых ими стандартах. Это позволяет привлекать новые кредитные ресурсы и прочие инвестиции.

Фото с сайта napratica.org.br
Фото с сайта napratica.org.br

Основное отличие и преимущество МСФО перед национальными стандартами содержится уже в слове «международные». Эти нормы общеприняты, а стандарты – унифицированы и дают возможность бизнесу из любой страны быть «понятным» без дополнительных пояснений.

Важнейшим принципом МСФО является принцип превалирования сущности над формой. То есть в отчетах все операции отражаются в соответствии с их экономическим и финансовым содержанием. А не так, чтобы соблюсти правильность юридической формы, принятой в той или иной стране. Дополнительную уверенность в достоверности отчетов по МСФО дает требование соблюдать такие принципы как понятность, уместность, надежность, нейтральность, осмотрительность, полнота, сопоставимость данных.

2. Как МСФО внедряется в Беларуси

Многие частные компании внедряют МСФО самостоятельно. Например, чтобы получить финансирование зарубежных институтов – Всемирного банка, Международной финансовой корпорации, Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). По данным ЕБРР, с 2008 года в Беларуси реализовано 70 инвестпроектов с участием этого банка. Одним из условий для компаний было представление отчетности, составленной в соответствии с МСФО. 

Ключевые показатели эффективности (KPI) также рассчитывались на основе данных этой отчетности.

Фото с сайта sputnik.by
Фото с сайта sputnik.by

Отмечу, что по закону «О бухгалтерском учете и отчетности» (№ 57-З от 12.07.2013)  с 2016 года составлять отчетность по МСФО будут обязаны общественно-значимые организации:

  • ОАО, которые являются учредителями унитарных предприятий и (или) основными хозяйственными обществами по отношению к дочерним хозяйственным обществам
  • Банковские и небанковские кредитно-финансовые организации
  • Страховые организации

Годовая отчетность, составленная в соответствии с МСФО, вместе с аудиторским заключением по этой отчетности, должна быть представлена в Минфин (банками – в Нацбанк) не позднее 30 июня года, следующего за отчетным. Также она должна быть размещена на сайте компании не позднее 31 июля года, следующего за отчетным.

3. Какие пути внедрения МСФО существуют

Чтобы внедрить МСФО в белорусской компании, нужно:

  • Начинать вести учет по международным стандартам, параллельно с отчетностью по стандартам национальным
  • Либо производить трансформацию отчетности, составленной по белорусским стандартам

Как показывает практика, второй вариант является более предпочтительным и менее затратным по времени и деньгам.

Стоимость и сроки трансформации зависят от множества индивидуальных факторов и средние цифры здесь не будут показательны. На них влияют:

  • Порядок применения МСФО (первое или последующее)
  • Масштабы деятельности компании
  • Количество сотрудников
  • Количество видов деятельности
  • Количество и «возраст» объектов/основных активов и т.д.

Независимо от выбранного пути внедрения, в компании возникнут организационные и финансовые изменения, которые повлекут за собой создание новых информационных систем, потоков, дополнительные финансовые и временные затраты.

Фото с сайта shfm.rane.ru
Фото с сайта shfm.rane.ru

Отмечу: чем крупнее компания и чем сложнее ее структура, тем выше будут издержки на составление отчетности. Особенно в первые годы применения новых стандартов. Дело в том, что в начале использования МСФО еще не до конца налажена система сбора информации, коммуникации, у сотрудников не накоплено достаточно опыта.

4. Как происходит трансформация отчетности

Как правило, трансформация национальной отчетности в МСФО проводится компаниями самостоятельно. Для этого дополнительно нанимаются специалисты, либо привлекаются консультанты и аудиторы.

Скорее всего, к услугам аудиторов придется прибегнуть все равно. В большинстве случаев кредитор попросит в дополнение к составленной по МСФО отчетности еще и аудиторское заключение, подтверждающее полноту и правильность документов и сведений.

Процесс проведения трансформации отчетности в большинстве случаев состоит из следующих этапов

1. Принятие решения о составе рабочей группы, ответственной за трансформацию. По сути, это определение людей, ответственных за переход на МСФО.

2. Формирование учетной политики по МСФО. Принципы и правила, по которым будет составляться отчетность, не должны противоречить стандартам МСФО.

3. Установление порядка трансформации форм отчетности. Выбор метода трансформации.

4. Определение источников информации для трансформации отчетности. Сбор внутренних отчетов и определение их источников.

5. Подготовка информации для трансформации. Приведение собранных данных к единому виду.

Фото с сайта publicbroadcasting.net
Фото с сайта publicbroadcasting.net

6. Выбор используемых видов корректировок отчетности и порядок их проведения.

7. Предварительное утверждение форм отчетности.

8. Составление трансформационной таблицы (корректировочных таблиц).

9. Осуществление корректировок. Проведение работ.

10. Составление непосредственно отчетности (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях в капитале, отчет о движении денежных средств).

11. Составление примечаний (раскрытий) к отчетности. Формы отчетности и пояснительная записка к ним.

5. Что изменится для сотрудников компании

Нужно быть готовым, что внедрение МСФО ляжет на плечи персонала. Они будут обязаны собирать дополнительную информацию, которую раньше не собирали.

Фото с сайта citydog.by
Фото с сайта citydog.by

Например:

  • О неиспользованных днях отпуска каждого сотрудника на отчетную дату
  • О дебиторской и кредиторской задолженности – с расшифровкой по контрагентам, срокам возникновения и срокам погашения
  • О возможных и существующих судебных разбирательствах и о вероятности их исхода
  • О кредитах и займах: рыночные ставки на дату получения кредита, информация о залогах и будущие денежные потоки по каждому кредиту или займу
  • О справедливой стоимости активов и обязательств. Компания обязана оценивать их по стоимости, которая была бы получена при продаже

Применение МСФО – эффективный инструмент для интеграции белорусского бизнеса в мировые экономические отношения. Он делает работу белорусских компаний прозрачнее, повышает качество управления и открывает для белорусских компаний международные рынки капитала.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.