Войти
Финансы
«Про бизнес.» 23 июня 2015

Как выводить компанию на IPO. Часть 3

Ирина Глебович, юрист управляющей компании «Зубр Капитал», продолжает рассказывать об этапах, которые проходит компания во время подготовки к IPO. Сегодня речь о стадии post-IPO.

Фото с сайта businesswire.comФото с сайта businesswire.comФото с сайта businesswire.com
Фото с сайта businesswire.com

– В первой части статьи речь шла о том, как компании правильно готовиться к IPO. Во второй части – о факторах, которые влияют на выбор биржи и о стране «прописки» бизнеса. 

Сегодня поговорим, как проходит процесс IPO и как компаниям работать после того, как выход на биржу состоялся.

Процесс IPO

Технически процесс IPO состоит из следующих этапов:

1. Выбор банков-организаторов и заключение андеррайтингового соглашения.

2. Анализ компании и оценка бизнеса – для установления начального диапазона цены акций.

3. Осуществление корпоративных процедур и подготовка юридических документов (инвестиционный меморандум, проспект эмиссии).

4. Маркетинг размещения, который включает в себя:

  • Предварительный этап («investor education»). Проводятся пробные встречи с инвесторами, «прощупывается» потенциальный интерес к продаваемой компании.
  • Проведение активной рекламной кампании. Инвестиционные банки организуют выездные презентации бизнеса для крупных инвесторов («roadshow»).

На этом этапе у менеджмента появляется возможность представить компанию на  финансовом рынке в лучшем свете.

5. Затем происходит установление цены на акции («book-building»). Сначала выпускается предварительный проспект, в котором обозначена минимальная цена («floor price»), а также диапазон, в рамках которого она может варьироваться. Андеррайтеры собирают у инвесторов предварительные заявки на акции. После того как «книга» закрыта, банкиры анализируют спрос и определяют цену, по которой акции будут торговаться. Обычно цена, установленная в ходе букбилдинга, не превышает 20% от «floor price».

Фото с сайта blick.ch
Фото с сайта blick.ch

6. Распределение акций среди инвесторов («allocation») и официальный листинг эмитента на фондовом рынке.

7. Завершающий этап («aftermarket») – начало обращения акций на фондовом рынке, проведение анализа заключенных сделок в процессе размещения. Критериями успешного IPO является появление ликвидного рынка акций и резкий рост цены на них на вторичных торгах.

8. Одновременно наступает неприятное время «stand still», когда текущие акционеры не могут продавать свои акции. Обычно он длится 6-12 месяцев.

Временные затраты непосредственно на весь процесс IPO:

  • На американских площадках –12-24 месяца
  • На европейских, типа Euronext (работает в Амстердаме, Брюсселе, Лондоне, Лиссабоне, Париже) или WSE  (Варшава) – длится 6-12 месяцев.

В целом срок проведения IPO зависит от особенностей компании и внешних обстоятельств.

Жизнь в ритме post-IPO

Выход компании на фондовый рынок сравним с долгожданным спектаклем. Но после громкой премьеры шоу надо продолжать. Работать из сезона в сезон, поддерживая интерес зрителя к себе.

Интенсивная работа менеджмента. Для предприятия наступает время выполнять обещания, данные инвесторам. Перед  ним стоит непростая задача – правильно организовать работу всех служб публичной компании. С одной стороны, жизнь компании должна быть сфокусирована на исполнении заявленного бизнес-плана. С другой, любые падения в операционной деятельности негативно скажутся на котировках. От менеджмента всегда будет требоваться показывать высокие краткосрочные показатели, не отрываясь от исполнения долгосрочной стратегии.

Фото с сайта cotes.ru
Фото с сайта cotes.ru

Отношения с инвесторами.

Чтобы поддерживать интерес общественности к компании, много ресурсов нужно вкладывать в отношения с потенциальными инвесторами и текущими акционерами. Взаимодействие обеспечивается через пресс-релизы, публикацию сведений, благоприятно или неблагоприятно влияющих на работу компании и проч.

Пример. В 2013 году секретарь российской Госдумы допустила опечатку в законопроекте об ограничении дистанционного распространения кредитных карт – пропустила союз «или». Из-за этого капитализация «ТКС Банк» на Лондонской фондовой бирже за несколько часов рухнула почти вдвое. В течение 2 минут Олег Тиньков потерял около $1 млрд. Банк не смог опровергнуть новости, т.к. был связан «обязательствами молчания» – в течение нескольких недель после IPO биржа устанавливает «quiet period». В это время эмитент не может комментировать события, связанные с размещением акций.

Соблюдение регуляторных требований

Кроме ответственности перед инвесторами, публичная компания должна соблюдать жесткие регуляторные требования биржи и законодателя. Любая публичная компания, помимо периодической финансовой отчетности, должна предоставлять любую информацию о событиях, которые могут отразиться на ее деятельности (совершение крупных сделок, изменение дивидендной политики, смена менеджмента).

Фото с сайта gazeta.ru
Фото с сайта gazeta.ru

Сложные формы документов требуют вовлечения дополнительных специалистов, ответственных за выполнение регуляторных требований.

Компания должна быть готова привлечь финансистов для формирования финансовой отчетности в сжатые сроки (помесячно, поквартально и т.п.) на уровне, который требуются для инвесторов и регулятора.

Расходы на поддержание крупной компании в режиме post-IPO в Нью-Йорке или Лондоне составляют в среднем $1,5–2 млн. На более мелких торговых площадках затраты могут быть существенно ниже. Средства идут на:

  • Финансовое планирование
  • Внутренний аудит
  • Юридическую поддержку
  • Техническое оснащение
  • HR-программы
  • Связи с инвесторами

Дополнительные расходы пойдут на вознаграждения независимым директорам, членам всяческих комитетов.

В целом деятельность компании, работа менеджмента и привлеченных экспертов будет завязана на том, чтобы сохранить и увеличить капитализацию бизнеса.

IPO – это не просто механизмам привлечения заемного капитала. Это показатель финансовой и управленческой зрелости компании, индикатор стабильной бизнес-модели и жизнеспособности ее стратегии. Белорусский бизнес пока молод, он был сформирован в отрыве от общемировых практик предпринимательства. Для того, чтобы увидеть тикеты наших эмитентов на ведущих фондовых рынках, потребуются огромные усилия со стороны частных компаний и уверенных команд топ-менеджмента. А чтобы переломить существующие стереотипы иностранных инвесторов о национальном бизнес-климате, важны действия государства.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент