Войти
Госрегулирование
«Про бизнес.» 15 июля 2015

Как бизнесу не стать жертвой борьбы с лже-предпринимательскими структурами

Сейчас в Беларуси готовится проект указа, который напрямую затрагивает компании, сотрудничающие с лжепредпринимательскими структурами. Документ содержит жесткие санкции за такое сотрудничество. О чем руководителям и собственникам компаний нужно знать сейчас, чтобы не получить в будущем неожиданное письмо из ДФР, рассказывает наш эксперт, учредитель бухгалтерской компании «БизнесСтарт» Ольга Иваненко.

Фото с сайта www.postimees.eeФото с сайта www.postimees.eeФото с сайта www.postimees.ee
Фото с сайта www.postimees.ee

– Многие собственники и руководители белорусских компаний даже не подозревают, какими серьезными рисками чревата оптимизация налоговых платежей. Один из таких рисков – признание компании лжепредпринимательской структурой. Законодательство в этой сфере в последнее время ужесточается, и, судя по всему, тренд на ужесточение продолжится.

Известная всем схема: компания применяет общий порядок налогообложения и для оптимизации налогов по определенному виду деятельности открывает еще одну фирму, которая оказывает ей услуги и платит налоги по льготной ставке. Однако налоговые органы пристально следят за деятельностью таких компаний и могут признать их лжепредпринимательскими структурами.

Таким образом, хорошие на первый взгляд финансовые расчеты могут превратиться для руководителя в хождение по мукам. Это и посещение госорганов, одно упоминание о которых неприятно, и попадание компании в реестр лжепредпринимательских структур. Все это вряд ли добавит здоровья собственнику и хорошо повлияет на репутацию бизнеса.

Напомню, что реестр лжепредпринимательских структур ведется с 2013 года на сайте Министерства по налогам и сборам. В 2014 году в него были внесены более 2,3 тыс. минских организаций и индивидуальных предпринимателей.

В 2015 году может расшириться сфера применения уголовной ответственности за лжепредпринимательство. Ранее мы обсуждали проект изменений в Административный и Уголовный кодексы.

Фото с сайта biznes-prost.ru
Фото с сайта biznes-prost.ru

Сегодня готовится еще один документ, напрямую затрагивающий компании, которые сотрудничают с лжепредпринимательскими структурами – это проект указа «О мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налогов». Его важным нововведением являются жесткие санкции в отношении организаций, которые сотрудничали с лжепредпринимательскими структурами.

В частности, таким организациям предписывается сдать уточненные декларации и доплатить налоги после получения официального предписания от Департамента финансовых расследований (ДФР).

Пример:

Организация «А» применяет общий порядок налогообложения. В2014 году получила выручку в размере 10 млрд белорусских рублей. За 2014 год ею были уплачены следующие налоги: НДС в размере 670 млн белорусских рублей и налог на прибыль в размере 240 млн белорусских рублей.

В 2015 году организация «А» получила предписание от ДФР по факту лжепредпринимательской деятельности организации «Б», с которой организация «А» работала по контракту. В предписании содержалось требование уточнить размер контрактов и оплатить налоги с оборотов между организацией «А» и организацией «Б».

В 2014 году организация «Б» поставила организации «А» продукцию в размере 3 млрд белорусских рублей. Следовательно, организации «А» придется доплатить следующие налоги: 500 млн НДС, налог на прибыль в размере (3 млрд – 500 млн)*18%=450 млн.

Если данная сумма не будет уплачена в 30-дневный срок, орган финрасследований будет иметь право приостановить операции по счетам компании или ИП и назначить внеплановую проверку, а также направить документы в Министерство по налогам и сборам для включения компании в список организаций с повышенным риском совершения правонарушений.

Проект указа устанавливает, что предписания и заключения ДФР могут быть обжалованы в течение 10 дней со дня получения. При этом устанавливается, что подача жалобы не приостанавливает выполнения предписаний и заключений Департамента финансовых расследований. То есть налоги все равно нужно доплачивать, а в МНС будет направлена информация.

Самое неприятное заключается в том, что проект указа не предусматривает исковую давность. То есть даже через много лет, после успешного прохождения всех проверок, компания может быть оштрафована за сотрудничество с лжепредпринимательской структурой. Это значит, что нужно быть чрезвычайно осторожными в выборе партнеров, фиксировании операций и сохранении информации о них. Компании будут вынуждены хранить все первичные учетные документы и предметы сделок с контрагентами. Учитывая, что многие материальные ценности по прошествии времени подлежат списанию, доказать чистоту операций компаниям во многих случаях будет сложно.

Это означает, что уже сейчас нужно строить свою работу с учетом возможных изменений законодательства и крайне осторожно подходить к выбору контрагентов.

Еще одна рекомендация: поверьте своих контрагентов за весь период деятельности на наличие в действующем реестре. Посчитайте сумму налогов к доплате, если такой контрагент обнаружен, будьте готовы к тому, что получите «письмо счастье» от ДФР. У вас есть три варианта:

  • доплатить налоги
  • оспаривать в суде
  • закрыть компанию с плохой историей

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент