Войти
Госрегулирование
«Про бизнес.» 8 сентября 2015

Что бизнесу нужно знать о постановлении Совмина №666 – комментарий юриста

Пока поступает мало официальных разъяснений о том, как бизнесу работать с постановлением Совмина №666. Документ все еще вызывает много вопросов у бизнеса. Директор белорусского офиса международного юридического альянса «COBALT» Дарья Жук прокомментировала основные аспекты постановления.

Фото с сайта singaporemedicine.ru
Фото с сайта singaporemedicine.ru

– 27 августа вступило в силу постановление Совета Министров № 666. Оно уже наделало много шума в СМИ, чем и вызвало страх за будущее своего бизнеса у импортеров. Попытаемся разобраться, что в действительности предусматривает этот документ и так ли он опасен для бизнеса?

Постановлением № 666 введено требование о государственной санитарно-гигиенической экспертизе для каждой партии ввозимой из-за рубежа продукции иностранного производства.

Необходимость гигиенической экспертизы товаров была установлена еще в 2012 законом №340-З от 07 января 2012 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». По сути, она определяет соответствие (несоответствие) товаров – требованиям законодательства в санитарно-эпидемиологической сфере (ст. 1 этого Закона).

Фото с сайта avaerp.com
Фото с сайта avaerp.com

До вступления в силу Постановления №666 гигиеническая регистрация товаров проводилась один раз – при ввозе товара. После чего последующие партии можно было ввозить без прохождения этой процедуры. 

Список товаров, подлежащих государственной санитарно-гигиенической экспертизе, был утвержден еще Постановлением Совмина от 11 июля 2012 года № 635. В него вошли:

  • Пищевые продукты
  • Товары для детей (игры и игрушки, постельное белье, одежда, обувь, учебные пособия, мебель, коляски, сумки)
  • Парфюмерно-косметические средства
  • Средства гигиены полости рта
  • Полимерные, синтетические и иные материалы, предназначенные для применения в строительстве, на транспорте, а также для изготовления мебели и других предметов домашнего обихода
  • Мебель
  • Текстильные швейные и трикотажные материалы, содержащие химические волокна и текстильные вспомогательные вещества
  • Искусственная и синтетическая кожа
  • Текстильные материалы для изготовления одежды и обуви
  • Строительное сырье и материалы
  • Бытовая техника
  • Автомобильные компоненты (лакокрасочная продукция, масла, тормозные жидкости и проч.) и ряд иных товарных позиций

Как работать с Постановлением № 666

Согласно разъяснениям Минздрава, санитарно-гигиеническая экспертиза будет проводиться только в отношении продукции, на которую:

  • Установлены требования гигиенической безопасности
  • Разработаны соответствующие методики их определения

Отметим, что требования Постановления № 666 также не распространяются на товары, которые подлежат государственной регистрации (в ее ходе подтверждается соответствие продукции всем санитарно-гигиеническим нормам). Напомним, что такой регистрации подлежит впервые производимая и впервые ввозимая в Беларусь продукция, представляющая потенциальную опасность для жизни и здоровья населения. В перечень, в частности, включены алкогольная продукция, минеральная вода, органические продукты.

Поскольку Беларусь является членом Евразийского экономического союза, то приоритет должны иметь нормы законодательства, принятого внутри этой международной организации.

В рамках Евразийского экономического союза в настоящее время приняты и действуют Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю). Они утвержденные решением Комиссии Таможенного союза № 299 «О применении санитарных мер в Таможенном союзе».

Фото с сайта blood.co.il
Фото с сайта blood.co.il

В связи с этим, к объектам государственной санитарно-гигиенической экспертизы должны относиться товарные позиции, указанные в 299-м решении (после его принятия в перечень товарных позиций вносились изменения и дополнения – прим. «Про бизнес.»).

В то же время позиция регулирующих органов Беларуси о том, какая продукция подлежит экспертизе, а какая нет, не всегда ясна.

Особенности санитарно-гигиенической экспертизы

Срок проведения санитарно-гигиенической экспертизы (с учетом лабораторных исследований и подготовки необходимых документов) – около 30 календарных дней.

Единой стоимости прохождения экспертизы нет. Она может варьироваться в зависимости от вида товара.

Важно отметить, что экспертиза иностранной продукции проводится до ее выпуска в продажу (т.е. для ее ввоза в Беларусь санитарно-гигиенического заключения не требуется).

По разъяснениям Минздрава, государственная санитарно-гигиеническая экспертиза не проводится в отношении:

  • Товаров, ввозимых для собственных нужд
  • Товаров секонд-хенд
  • Товаров беспошлинной торговли
  • Гуманитарной помощи
  • Выставочных и рекламных образцов продукции, не предназначенных для реализации и использования в Беларуси
  • Товаров с ограниченным сроком годности (до 30 дней).

Отметим, что на продукцию, ввезенную в Беларусь до 27 августа 2015 года, требование наличия санитарно-гигиенического заключения не распространяется.

Думается, что Постановление № 666 является своеобразным барьером для импорта и защищает внутренний рынок, тем самым в какой-то мере снижая инвестиционную привлекательность Беларуси.

Несмотря на последние разъяснения Минздрава, многое все еще остается непонятным. В основном, нуждаются в разъяснениях вопросы, связанные с конкретными товарными номенклатурами: попадают или не попадают они под обязательную экспертизу.

И пока дополнительных пояснений по этому вопросу нет, то лучший вариант действий для бизнеса сейчас – обращаться с запросом по каждой конкретной партии иностранного товара в территориальные центры гигиены и эпидемиологии.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент