Войти
Госрегулирование
«Про бизнес.» 9 февраля 2016

Топ-5 налоговых нарушений в 2015

Наши эксперты Ольга Иваненко, учредитель компании «БизнесСтарт» и Дмитрий Семашко, адвокат адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры» составили список распространенных налоговых правонарушений, которые совершались в прошлом году. Перечень составлялся на основе опыта и наблюдений экспертов, а также примеров из открытых источников в Сети.

Фото с сайта ribalych.ruФото с сайта ribalych.ruФото с сайта ribalych.ru
Фото с сайта ribalych.ru

1 место

В «лидерах» – нарушения правил торговли и оказания услуг.

Среди них одно из самых распространенных – отсутствие сопроводительных документов, либо их недействительность (ч. 4 ст. 12.17 КоАП). Количество таких дел по различным регионам Беларуси увеличилось по сравнению с 2014 годом от 40% до 150%.

Статья многоликая и разносторонняя. Она предусматривает ответственность за приобретение, хранение, транспортировку, использование в производстве и реализацию товаров без документов, подтверждающих их поступление либо приобретение.

Это правонарушение весьма существенно сказывается на деятельности привлекаемых компаний – вплоть до их ухода в банкротство. Причины: достаточно жесткие санкции статьи, позволяющие (если вина установлена) конфисковывать товар и выручку, полученную от их продажи (выполнения работ, оказания услуг).

Пример. Налоговая инспекция по Ленинскому району Минска, совместно с правоохранительными органами установили, что ИП  хранит на складе товары (флеш-накопители, батарейки, планшеты) без документов, подтверждающих их приобретение и отпуск в реализацию.

Фото с сайта pro-tablets.com

Фото с сайта pro-tablets.com

Кроме того, установлено, что на планшеты не были нанесены  контрольные (идентификационные) знаки. Было арестовано и изъято 93+ тыс. единиц товара на сумму свыше 1,4 млрд рублей. Материалы проверки будут направлены в экономический суд.

Нарушения относятся к ч. 4 статьи 12.17 и статьи 12.35 КоАП.

К таким последствиям приводит небрежное отношение к составлению первичных документов и их хранению.В 90% случаев отстоять свое имущество не представляется возможным.

2 место

Не секрет, что сегодня налоговая оптимизация и налоговое правонарушение могут быть синонимами. Поэтому содержание главы 13 КоАП знакомо многим предпринимателям. Можно выделить:

  • Неуплату или неполную уплату налогов, сборов. Санкции – 20% от суммы неуплаченного/несвоевременно уплаченного налога (ч.1 ст. 13.6 КоАП)
  • Невыполнение обязанности по удержанию налога у работников

Вот примеры:

Занижение налоговых обязательств и/или доходов. После проверки организации «А» установлено, что эта компания при налогообложении неправомерно относила на затраты:

1. Стоимость консультационных услуг по ведению бухгалтерского учета, которые якобы оказывал ИП. При том, что эти услуги ранее уже были возложены на бухгалтерскую компанию.

2. Суммы компенсации личного автомобиля работника в служебных целях – в то время как этот специалист находился в очередном отпуске.

Фото с сайта finance.bigmir.net

Фото с сайта finance.bigmir.net

3. Организация не исчисляла и не уплачивала налог на недвижимость по торговому помещению, взятому в аренду у индивидуального предпринимателя.

4. При заключении договоров перевода долга организация изменила валюту обязательств по полученным ранее процентным займам от нерезидентов.

Погашение долга было произведено по договорному курсу, значительно превышающему официальный. В то же время налог на доходы нерезидента – по процентным доходам от долговых обязательств – был рассчитан по курсу Нацбанка. Это привело к занижению суммы налога на доходы.

Всего с компании было доначислено и взыскано в бюджет 88,5 млн рублей, в том числе налогов на 67,6 млн рублей.

Необоснованный возврат сумм налогов из бюджета

1. Во время проверки налоговой инспекцией Первомайского района Минска установлено: ОАО «В» необоснованно применило в 2014 году ставку НДС «0» процентов по оборотам по реализации работ нерезидентам.

Организация получала выручку от работ – установка материалов заказчика в изготовленную продукцию (установка комплектующих на платформу автомобильного шасси).

Фото с сайта akpspb.ru

Фото с сайта akpspb.ru

Работы были связаны с движимым имуществом, находящимся в нашей стране. Место реализации – территория Беларуси.

Нарушения: подпункт 1.2 пункта 1 ст. 33 Налогового кодекса и  пункт 1 ст. 93 Налогового кодекса.

2. В 2014 организация «В» уменьшила сумму налоговых вычетов, подлежащих распределению методом удельного веса. Это было  сделано путем необоснованного принятия к вычету НДС в IV квартале 2014.

НДС выплачивался при покупке объектов у иностранных организаций, которые не состоят на учете в налоговых органах нашей страны.

Фото с сайта birealt.by

Фото с сайта birealt.by

Суть нарушения – суммы НДС при приобретении объектов у иностранных организаций подлежат вычету в отчетном периоде, следующем за периодом их исчисления (п. 14 статьи 107 Налогового кодекса). Т.е. суммы НДС, исчисленные в IV квартале 2014 года по объектам, подлежат вычету в I квартале 2015. Таким образом срок уплаты должен был быть 22.01.2015. 

Нарушения – пункт 5 и пункт 6 статьи 103 Налогового кодекса, пункт 14 статьи 107 Налогового кодекса.

Всего было доначислено и взыскано 338 млн белорусских рублей. Неправомерно предъявленная плательщиком к возврату из бюджета сумма НДС составила 98,3 млн белорусских рублей.

Выплата заработной платы в конвертах

Налоговые органы Брестской области в 2015 году установили 36 случаев начисления и выплаты зарплаты ниже минимального уровня, а также невыплаты заработка. Было установлено 46 случаев выплаты зарплаты без отражения в регистрах бухгалтерского учета, среди них – 11 случаев выплаты зарплаты «в конвертах». 

Фото с сайта news.rate.by

Фото с сайта news.rate.by

Сумма доначисленных платежей – 370,5 млн рублей.

3 место

Незарегистрированная предпринимательская деятельность (часть 1-1 ст. 12.7 КоАП).

На первый взгляд, указанная деятельность имеет мало общего с бизнесом. Пенсионеры, например, торгуют на остановках продуктами питания – что тут такого. Однако на протяжении последних 5 лет это правонарушение – одно из самых распространенных, а суды загружены такими делами.

Причина: некоторые предприниматели решают, что выгоднее избавить себя от регистрации и хождения по исполкомам,  избежать затрат на уплату налогов, сборов и других платежей. То есть, предприниматели принимают на себя ответственность за «работу вчерную».Нередко за такими действиями скрываются вполне приличные по коммерческим меркам бизнес-модели. Но все же, уголовный кодекс в большинстве случаев сдерживает «рисковых» предпринимателей от получения мега-доходов.

Если сумма полученного дохода превысит 250 базовых величин – это уже уголовная статья (ст. 233 УК).

4 место

1. Предпринимательская деятельность без лицензии либо с нарушением правил и условий ее осуществления (часть 1 ст. 12.7 КоАП)

2. Нарушение законодательства о маркировке товара контрольными идентификационными знаками (ст. 12.35 КоАП).

Предпринимательская деятельность без лицензии (при ее истечении либо непродлении, лишении и т. п.) – нарушение с достаточно жесткими санкциям, вплоть до конфискации дохода.

Также нарушителя могут лишить права заниматься определенной деятельностью.

Пример. Налоговая инспекция Центрального района Минска провела плановую проверку организации, которая занималась производством и продажей входных дверей. В том числе дымонепроницаемых из алюминиевого профиля. Они относятся к специальной технической продукции, и для их продажи требуется лицензия.

Фото с сайтау espro.by

Фото с сайта espro.by

Продажа, которая сопровождалась строительно-монтажными работами по договорам строительного подряда и поставки, проходила без специального разрешения (лицензии).

Доход организации от незаконной предпринимательской деятельности составил более 150 млн рублей.

Возможная ответственность (часть 1 статьи 12.7 КоАП) – компания выплатит штраф до 500 базовых величин, с возможной  конфискацией дохода или лишением права заниматься определенной деятельностью.

5 место

Запрещенная предпринимательская деятельность, ч.2 ст. 12.7 КоАП.

Очень популярное некогда административное правонарушение. Сейчас оно также распространено, но меньше. Последние несколько лет произошла либерализация законодательства в сфере найма работников индивидуальными предпринимателями:

  • Были внесены изменения в президентский Указ от 18.06.2005 № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности»
  • Снят запрет на привлечение к предпринимательской деятельности лиц, не являющихся близкими родственниками.
Фото с сайта belrynok.by

Фото с сайта belrynok.by

За рамками рейтинга осталось такое укоренившееся в бизнес-среде понятие как «лжепредпринимательство». Оно квалифицируется как преступление.

В большинстве именно взаимодействие с различного рода лжеструктурами очень дорого обходится бизнесменам, начиная от утраты бизнеса и заканчивая личной свободой.

Пример. Во время проверки организации, осуществляющей оптовую торговлю скобяными изделиями, водопроводным и отопительным оборудованием, установлена схема ухода от налогов. Компания оформляла первичные учетные документы на приобретение в 2008-2013 годах продукции у организаций, которые имеют признаки лжепредпринимательской деятельности.

В результате проведенных мероприятий и собранных доказательств первичные учетные документы признаны не имеющими юридической силы. В бюджет доначислено 1,68 млрд рублей.

Фото с сайта vc.ru

Фото с сайта vc.ru

6 распространенных аспектов, на которые обращают внимания контролирующие органы:

1. Установление фактов работы компании без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением требований/условий работы по лицензии. Проверка фактов и условий, при которых предпринимательская деятельность является незаконной и (или) запрещается.

2. Соблюдение законодательства по расчету наличными денежными средствами. Проверка порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет.

3. Проверка использования кассового оборудования (автоматические электронные аппараты, торговые автоматы, платежные терминалы). Проверка использования и учета на них средств контроля.

4. Проверка правил розничной торговли и общественного питания, бытового обслуживания потребителей.

5. Проверка наличия документов, подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, а также их отпуск в места продажи.

6. Проверка соблюдения правил маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками при их продаже,  хранении и транспортировке.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент